22.04.2020, 8:57
Секрет белорусского рубля: его курс в среднем привязан к российскому
После подъема курса доллара на БВФБ до 2,64 рубля 23 марта, американская валюта на БВФБ значительно подешевела, и, скорее всего, этот процесс будет продолжаться, несмотря некоторые отскоки, типа скачка 20-21 апреля. Вопрос только в том, какого минимального уровня достигнет курс в этом году?
К 17 апреля курс доллара снизился на 8% (до 2,445 рубля) от максимального уровня, но остался на 16% выше докризисного уровня, который можно отсчитывать от начала текущего года, когда доллар стоил около 2,1 рубля.
В то же время, курс российского рубля по отношению к белорусскому с начала года по 17 апреля снизился на 2,7%, а с 23 марта – вырос на 1,1% и составил 17 апреля 3,3049 белорусского рубля за 100 российских. Это довольно удивительный результат: оказывается, курс белорусского рубля по отношению к доллару изменился примерно так же, как и курс российского рубля к доллару. Существенное отклонение от этого правила наблюдалось только с 9 по 19 марта, когда в Москве произошел обвал курса российского рубля против доллара, вызванный внезапным началом ценовой войны на рынке нефти. Тогда российский рубль значительно ослабел по отношению к белорусскому, но затем курс восстановился.
Это вряд ли не случайно, похоже, что Национальный банк, который осуществляет валютные интервенции на БВФБ, продавая или покупая валюту, делает это таким образом, чтобы белорусский рубль примерно (в среднем) следовал за российским. Следование не является абсолютно точным, поэтому курс российского рубля на белорусской бирже также колеблется день ото дня. Но эти отклонения с 20 марта находятся в пределах нескольких процентов. То есть оказывается, что белорусский рубль фактически привязан к российскому, хотя и следует за ним не точь-в-точь, а с отклонениями в отдельные периоды времени.
Такая тактика Национального банка позволяет прогнозировать динамику курса белорусского рубля в будущем, так как можно ожидать, что сложившийся уровень курса российского рубля будет сохранен. В этом имеется смысл: относительная стабильность белорусского рубля против российского позволяет сохранить конкурентоспособность белорусских товаров на российском рынке.
Таким образом, чтобы узнать, каким будет курс белорусского рубля в текущем году, надо понять, что произойдет с российской валютой.
Уровень 80 рублей за доллар должен устоять
Сделать такой прогноз не просто, так как курс российского рубля зависит от двух труднопредсказуемых факторов: динамики цен на нефть и финансовой политики руководства РФ.
С нефтью ясности нет, несмотря на то, что страны ОПЕК+ договорились сократить с мая добычу нефти на 9,7 млн. баррелей в сутки. Но это меньше ожидаемого сокращения спроса на нефть, к тому же, до мая еще надо дожить. О том, что проблемы еще остались, стало ясно в понедельник 20 апреля, когда произошел новый обвал цен на нефть на мировом рынке. В этот день майские контракты на нефть марки West Texas Intermediate к концу дня перешли в отрицательную область – до минус 37 долларов за баррель. Это произошло вследствие сокращения свободных емкостей для хранения нефти в США. Цены на реальную нефть также снизились, но всего на несколько процентов. Тем не менее, 20 апреля курс доллара на Московской бирже вырос до 75,55 рубля за доллар, а 21 апреля превысил 77 рублей за доллар. Соответственно курс доллара на БВФБ за два дня вырос на 1,5% до 2,4824 белорусских рублей за доллар, тогда как курс российского рубля опустился на 1,8%.
Можно ожидать, что цены на нефть еще какое-то время будут колебаться в значительных пределах. Но значительного обвала курса российской валюты в будущем уже никто не ждет. Так, глава ВТБ Андрей Костин в интервью РБК заявил, что верит в то, что курс доллара не выйдет за пределы 80 рублей за доллар, а в 2021 году снизится. Он считает, что ЦБ и Минфин имеют возможность в случае необходимости поддерживать курс.
Несмотря на низкие цены на нефть, Андрей Костин надеется на то, что экономика России сможет продемонстрировать «достаточно быстрый отскок». При этом он сослался на прогноз МВФ, эксперты которого прогнозируют падение ВВП в России в текущем году на 5,5%, после чего в 2021 году темпы роста по развитым странам и в России, в среднем будут выше, чем в предыдущие годы. Правда, глава ВТБ отметил, что это произойдет в том случае, если эпидемия не продлиться два года.
С оптимизмом смотрят на российский рубль и валютные стратеги Danske Bank. Они считают, что период низких цен на нефть России поможет пережить неплохая подушка безопасности в виде золотовалютных резервов. К тому же они прогнозируют, что средняя цена нефти брент в текущем году достигнет 35 долларов за баррель, а в 2021 году вырастет до 44 долларов за баррель.
В связи с этим стратеги ожидают снижения курса доллара в течение ближайшего месяца до 73 рублей за доллар, а в течение 6 и 12 месяцев – до 70 рублей за доллар.
Впрочем, есть и другое мнение. В частности, аналитики TDS считают, что во втором квартале текущего года российская валюта будет слабеть против доллара, но достигнутые в марте минимумы не будут обновлены.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 21 апреля прокомментировал новые колебания цен на нефтяном рынке. Он назвал произошедшие события абсолютно спекулятивным моментом, и подчеркнул, что власти очень внимательно отслеживают динамику изменений цен на нефть и в случае необходимости задействуют имеющиеся ресурсы для смягчения негативных последствий падения цен на нефть для экономики РФ.
В то же время, правительство России разработало вариант федерального бюджета при средней стоимости нефти на уровне 20 долларов за баррель. Как считает начальник отдела глобальных исследований «Открытие Брокер» Михаил Шульгин, в этом случае долгосрочный диапазон колебаний курса доллара находится в диапазоне 70 – 80 рублей за доллар.
Эпидемия остается фактором риска
Но такой прогноз сбудется в том случае, если эпидемия коронавируса в текущем году сойдет на нет, а ведущие экономические державы сумеют преодолеть ее последствия. Но это далеко не факт. Причем возможен кризис как на глобальном рынке, так и внутренний кризис в России. И определенности нет ни с тем, ни с тем.
В частности, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин в интервью РБК заявил, что уже через 3-6 месяцев банковскую систему страны затронет кризис. Андрей Костин также заявил, что не считает банковский кризис в России неизбежным, хотя по его самой пессимистичной оценке российские банки могут потерять 2,5 трлн. рублей, что будет сильным ударом для них.
В то же время, глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что не ожидает масштабного стресса в банковской системе, как это было, например, в 2014 году, хотя прибыль у банков снизится.
Правительство и президент России чуть ли не каждый день объявляют о новых и новых мерах поддержки экономики, но что-то видимого эффекта от них не ощущается. Их действия вряд ли окажутся эффективными, так как руководство РФ делает управленческую ошибку, пытаясь переложить решение экономических проблем на плечи населения, сберегая резервы. Примерно такой же стратегии придерживается и руководство РБ (см. «Идеологическая ошибка белорусского Национального банка»). При этом в России, как и в Беларуси, много говорят о заботе о благе народа, но эти слова лишь отчасти соответствуют делам. Забота имеет место, но она явно недостаточна.
Тем не менее, подобная установка властей РБ и РФ поддерживает рубли, так как центральные банки и министерства финансов двух стран не собираются накачивать экономики деньгами ради преодоления кризиса. Поэтому российский рубль имеет больше шансов к концу года оказаться на уровне в 70 рублей за доллар, что соответствует курсу доллара на БВФБ примерно на уровне 2,3 белорусского рубля за доллар.