30.03.2020, 16:12
Как выбрать моторное масло по всем спецификациям?
Даже автовладельцы со стажем не всегда понимают, что означают буквы и цифры на канистре с моторным маслом, которое они заливают в свой автомобиль. Чего уж говорить о новичках, которым все эти символы и вовсе кажутся чем-то сложным и непонятным. А ведь на этикетке много полезной информации.
Но как в ней разобраться? Научиться правильно читать. В этом нет ничего сложного. И новые знания точно не станут ненужным багажом, напротив, они помогут выбрать лучшие моторные масла всего за пару минут и всегда знать самому, что нужно залить в бак двигателя, не прибегая к советам продавцов.
С чего начать?
Первое, что указано на этикетке любого моторного масла — его название и указание фирмы-изготовителя. Тут все просто, эта информация сразу бросается в глаза, на нее и ориентируются автовладельцы, привыкшие покупать “раскрученную” продукцию известных мировых брендов. Но то, что известно, подходит не всем моторам.
Тут и начинается “погружение” в этикетку. Вторым пунктом ее изучения станет информация о базовом масле, или основе (75-90% от всего состава), от которой зависят все последующие характеристики. Вот какими бывают масла:
- Минеральное. Требует частой замены (каждые 4-5 тыс. км), часто плохо приспособлено для использования в холодное время. Зато его стоимость приемлема для большинства автолюбителей.
- Полусинтетическое. По сути, это та же самая “минералка”, но с улучшенными свойствами, имеющая другую базовую группу. В плане качества и цены это “золотая середина” и компромисс.
- Синтетическое. Самое оптимальное в плане эксплуатационных параметров (пробег между заменами, низкотемпературные свойства и т.д.), но и стоит дороже в сравнении с другими вариантами.
Надо признать, что в последнее время практически все моторные масла топовых мировых брендов синтетические или полусинтетические, что говорит об их высоком качестве. Но ценовой диапазон остается широким, тут уже каждый сам волен выбирать оптимальный вариант.
Что дальше?
Разобравшись с названием и типом масла, самое время узнать о его вязкости. Это еще один ключевой параметр, который тоже указан на этикетке. Класс вязкости сообщает информацию об уровне изменений вязкостно-температурных свойств моторного масла в условиях меняющихся температур.
Чем выше температура, тем ниже вязкость, то есть, масло становится более жидким. Большинству автовладельцев, использующих свои машины в условиях города, когда температура постоянно высока, атмосфера загрязненная и мотор сильно перегревается, следует выбирать масла, которые:
- рекомендованы производителем определенной марки и модели автомобиля;
- сохраняют оптимальный уровень вязкости при высоких температурах;
- не способны сильно загустевать (увеличивать вязкость) при низких температурах.
Немного о допусках, номерах, индексах и типах ДВС
На этикетке моторного масла есть также и информация о допусках производителя, или дополнительных стандартах качества. Эти стандарты устанавливают сами автоконцерны.
Как правило, наличие допуска говорит о том, что масло прошло серию испытаний и на 100% соответствует жестким требованиям, которые производитель двигателя предъявляется к техническим жидкостям и смазочным материалам.
Как выглядят допуски? По-разному. Вот пример для Mercedes-Benz — MB 229.51/229.31, а вот для VW — 502 00/505 00. Не всегда и не каждому автовладельцу эти цифры о чем-то говорят, но главное — наличие допуска. Это очень важный критерий выбора качественного моторного масла.
Что касается номера, индекса партии и даты изготовления моторного масла, то эта информация также обязательна для изучения, если автолюбитель не хочет купить фальсификат. Казалось бы, такая мелочь. Но на деле этим пользуются многие недобросовестные производитель поддельных масел, на которых эти данные отсутствуют.
Еще на этикетке моторного масла всегда нужно искать информацию о двигателе. Одни масла подходят для бензиновых, другие — для дизельных моторов. Экспериментировать с неподходящими жидкостями не стоит, это чревато серьезными проблемами в работе механизма, дорогостоящим ремонтом и даже заменой ДВС.
О классификации
Это ключевой параметр выбора моторного масла. Существующих классификаций моторных масел немало, но основными являются следующие:
- Маркировка по SAE. Указывает на вязкостно-температурные параметры, чаще всего обозначается так: 5W-40 или 10W-30 (для всесезонных масел), 5W, 10W и т.д. (для зимних масел), 40, 30 и т.д. (для летних масел). Отдельно летними и зимними вариантами у нас пользуются редко, лучше выбирать всесезонные.
- Маркировка по API. Классификация по уровню качества. Обозначается так: SG, CF или SJ/CF-4. Делится на две категории: S (для бензиновых ДВС) и С (для дизелей), а на универсальных маслах обе категории пишутся через дробь. Уровень качества обозначается буквами, начиная с A в порядке возрастания.
- Маркировка по ACAE. Европейский аналог американской классификации API. Масла делят на несколько классов: A/B (дизели и бензиновые моторы), С (авто с катализаторами и сажевыми фильтрами, стандарт Евро-4), E (для мощных дизелей). Число, указанное после категории, определяет класс качества.
Это практически все, что нужно знать об этикетке моторного масла. Разбираясь в перечисленных параметрах, можно легко и быстро подобрать подходящий на 100% смазочный материал для определенного типа двигателя в большинстве каталогов автозапчастей, предлагающих масла и технические жидкости.