10.03.2020, 8:19
Поможет ли Беларуси обвал цен на нефть?
Нефть резко подешевела после развала сделки ОПЕК+. Может ли Беларусь извлечь из этого выгоду?
Результаты очередной встречи участников альянса ОПЕК+ 5–6 марта были в определенной степени предсказуемы, ибо к этому времени под большим вопросом оказалась эффективность самого механизма влияния на мировые цены на нефть путем сокращения добычи. В начале декабря 2019 года альянс уже принимал решение дополнительно сократить добычу на 500 тыс. баррелей в сутки, что свидетельствовало о росте избытка предложения, — прежде всего в связи с постоянным ростом сланцевой добычи нефти в США.
Когда же в дело вмешался коронавирус, избыток нефти на рынке еще увеличился. Поэтому в повестку мартовского заседания ОПЕК+ был вынесен вопрос о сокращении добычи уже на 1,5 млн. баррелей в сутки, однако и этого могло оказаться недостаточным для поддержания цен.
Русская рулетка нефтяных цен
Принципиальным моментом для очередной сделки ОПЕК+ была позиция России. Российские нефтяники еще в феврале 2020 года высказывались против дополнительного сокращения добычи. Против сделки настойчиво выступал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он подчеркивал, что из-за нефтяного соглашения Россия теряет долю на мировом рынке.
Аналогичную позицию в этом вопросе занял и президент РФ Владимир Путин. На совещании с нефтяными компаниями 1 марта он отметил важность сделки ОПЕК+. Но при этом заявил, что Россию устраивают текущие цены на нефть, а накопленные резервы даже при более ухудшении ситуации позволят стране исполнить бюджетные обязательства.
На мартовском саммите ОПЕК+ предложила дополнительно снизить добычу на 1,5 млн. баррелей в сутки до конца 2020 года. Однако против этого предложения выступили Россия и Казахстан. В частности, РФ настаивала на продлении текущих договоренностей только на второй квартал.
В результате ОПЕК+ впервые с конца 2016 года не смогли договориться о параметрах сделки по сокращению добычи. Сделка, которую 24 страны последовательно исполняли три года, перестанет действовать 31 марта 2020 года.
И хотя участники ОПЕК+ подписали документ о продолжении взаимодействия в рамках хартии, с 1 апреля ни у кого из них нет обязательств по сокращению добычи нефти. Наращивание добычи теперь зависит от планов самих компаний.
Провал сделки означает, что ОПЕК+ теперь не только не поддержит нефтяные цены дополнительным сокращением добычи, но и может вернуть на падающий рынок около 2 млн. баррелей нефти в сутки, учитывая, что в декабре 2019 года страны ОПЕК+ договорились сократить производство на 1,7 млн. баррелей, а еще 0,4 млн. баррелей обещали добровольно убрать с рынка несколько стран во главе с Саудовской Аравией.
Более того, на днях Саудовская Аравия, чтобы нарастить свою долю на рынке, приняла решение снизить цены на свои поставки и увеличить добычу.
Нефть может упасть до 20 долларов за баррель
На нефтяном рынке сейчас сложилась редкая комбинация нескольких факторов. Это — шок со стороны предложения (рост нефтедобычи), обратный шок со стороны спроса (снижение потребления из-за коронавируса) и отсутствие на рынке «стабилизирующего производителя» (swing producer), отмечает основатель консалтинговой компании Rapidan Energy Боб Макнэлли. Последний раз такое «ужасное сочетание» было в начале 1930-х годов, на фоне Великой депрессии, и тогда цена нефти обвалилась до «центов за баррель», подчеркнул он.
Еще в конце февраля 3020 года стоимость Brent составляла около 50 долларов за баррель, а 6 марта, когда стало известно о провале сделки ОПЕК+, цена упала на 9% до 45 долларов. Вслед за этим, 9 марта, случился рекордный, почти 30-процентный обвал цен нефть, что вызвало к цепную реакцию на мировых рынках, взбудораженных ожиданием мировой рецессии. Фьючерсы на нефть марки Brent снижались до 33,7 долларов за баррель, а американская WTI торговалась около 30 долларов за баррель, упав более чем на 27%.
По информации ТАСС, стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в мае 2020 г в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне падала до 31,74 долларов за баррель. Стоимость апрельского фьючерса нефти WTI упала на 48,9% и находится на отметке в 27,72 долларов за баррель. Агентство Bloomberg отмечает, что нынешнее падение цен на нефть стало сильнейшим с 1991 года, когда завершилась война в Персидском заливе.
Аналитики американского инвестбанка Goldman Sachs допустили, что цена на нефть марки Brent может обвалиться до 20 долларов за баррель.
Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук считает, что падение нефтяных цен может быть краткосрочным, если Саудовская Аравия дополнительно сократит добычу самостоятельно, учитывая, что бюджет этой страны, в отличие от РФ, не так защищен резервами. А вот Россия взяла курс на рост доли рынка, а это означает, что низкие цены на нефть установятся надолго, поэтому слабые игроки (США) должны будут уйти с рынка, считает аналитик IHS Markit Максим Нечаев.
Шанс для Беларуси договориться с российскими компаниями?
Беспрецедентное за последнее время падение цен на нефть на фоне проблем с поставками сырья на белорусские НПЗ в этом году у наблюдателей может посеять иллюзии, что теперь-таки дешевая российская нефть потечет в страну, и все наши проблемы в одночасье будут решены. Хотя это далеко неочевидно.
Премьер-министр Беларуси Сергей Румас комментируя ситуацию с обвалом мировых цен на нефть, отметил, что она открывает для Беларуси новые возможности по условиям поставок нефти на белорусские НПЗ. «Это сегодня дополнительные возможности договориться с Российской Федерацией. Потому что ситуация, которая есть сегодня, значительно отличается от ситуации в декабре или январе», — цитирует Румаса госагентство Белта.
В концерне «Белнефтехим» пока воздерживаются от дальнейших прогнозов относительно перспектив заключения контрактов с традиционными поставщиками нефти из РФ. Здесь отмечают, что новая ситуация на нефтяном рынке создает новые возможности для переговоров, но пока неясно, как на эту ситуацию отреагируют ведущие российские нефтяные компании.
Министр энергетики России Александр Новак отмечал, что после завершения сделки ОПЕК+ увеличение объемов добычи нефти в стране зависит от планов отечественных компаний. Поэтому выход из сделки может позволить России нарастить добычу на 0,3 млн. баррелей в сутки.
В свою очередь совладелец ЛУКОЙЛа Леонид Федун прогнозирует, что из-за распада сделки Россия будет ежедневно терять от 100 млн. до 150 млн.долларов. По его словам, хоть российские компании и заявляли о желании наращивать добычу, однако рост на 2–3% не сможет компенсировать будущих потерь.
Директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко считает, что российские нефтяные компании пострадают от развала сделки. По его словам, девальвация вряд ли полностью компенсирует нефтяным компаниям падение цен, зато опять начнутся разговоры о повышении налогового бремени для компаний, как это было в 2016 году.
Можно предположить, что последние тенденции на мировом рынке нефти заставят официальный Минск более детально анализировать предложение неизвестного поставщика, который на днях предложил поставить в Беларусь 6 млн. тонн нефти.
Отметим, что в субботу, 7 марта, президент Беларуси Александр Лукашенко вызвал на встречу нового правительственного куратора ТЭКа вице-премьера Юрия Назарова и председателя концерна «Белнефтехим» Андрея Рыбакова и сообщил им о предложении по поставке в Беларусь 6 млн. тонн нефти. «Я вас дернул в выходной день, потому что вопрос не терпит отлагательств. Нам надо принимать решение и уже с понедельника-вторника забирать эту нефть. Потому что объемы большие — более 6 млн. тонн», — сказал Лукашенко.
И добавил: «Я хочу с вами согласовать некоторые вопросы. И посоветоваться, каким образом нам (стоит, не стоит покупать эту нефть) лучше поступить, что более экономически выгодно».
Президент не называл поставщика, который предложил сделку. По мнению экспертов, вряд ли в данном случае речь идет о поставках нефти из РФ.
Между тем, 8 марта стало известно, что Саудовская Аравия планирует в апреле нарастить добычу нефти до уровня, превышающего 10 млн. баррелей в сутки (в марте добыча составляет 9,7 млн. баррелей в сутки). Сообщается, что компания Saudi Aramco планирует демпинговать на рынке, увеличив скидку на нефть марки Arab Light для нефтеперерабатывающих предприятий в Европе на 8 долларов за баррель, предлагая ее по цене на 10,25 доллара за баррель ниже к цене эталона Brent. Таким образом, эта нефть станет дешевле российской. Не исключено, что именно это предложение по закупке нефти обсуждал Лукашенко с профильным вице-премьером и председателем концерна «Белнефтехим» 7 марта.
Можно предположить, что условия возможной сделки от неизвестной компании о поставке в Беларусь 6 млн. тонн нефти специалисты будут тщательно анализировать. Потому что дешевая нефть – это благо для страны, импортирующей нефть, но не для страны — экспортера нефтепродуктов. Ведь вслед за обвалом цен на нефть рухнут также цены на экспортных рынках, и чтобы удержаться на этих рынках, нужно иметь конкурентоспособную продукцию. Сможет ли Беларусь предложить премиальным рынкам такую продукцию, — вопрос пока риторический.
Тем не менее, падение мировых цен на нефть уже принесло маленький эффект для белорусских автовладельцев. Воскресенье 8 марта стало первым с начала текущего года, когда «Белнефтехим» не повысил цены на автомобильное топливо. Всего с начала года цены на АЗС на автомобильное топливо увеличивались девять раз – каждый раз на 1 копейку. В результате цена за 1 л бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась с начала 2020 года на 5,02%, АИ-98-К5-Евро – на 4,47%, АИ-92-К5-Евро – на 5,32%, дизельное топливо — на 45,02%. «Белнефтехим» объяснял повышение цен падением курса рубля и ростом цен на нефть на мировых рынках.