Эксперты отмечают, а чиновники прекрасно понимают, что вероятная сделка с Россией по интеграционным соглашениям останется ключевой темой национальной повестки дня и в 2020 году. И это дилемма: согласие на эту масштабную сделку грозит обернуться для Беларуси ограничением или утратой экономического и институционального суверенитета страны, а отказ — усилит шоки для национальной экономики. Зато, убеждены эксперты, отказ вынудит белорусские власти быстрее и системно реагировать на новые вызовы.

Бюджет-2020: впервые за последние годы с дефицитом

Совет республики Национального собрания Беларуси 3 декабря 2019 года одобрил проект республиканского бюджета на 2020 год. Следующим этапом станет подписание закона о бюджете президентом страны. Впервые за семь лет бюджет будет дефицитным (995,1 млн рублей, 484,44 млн. долларов в эквиваленте, 0,7% ВВП).

Белорусские власти ожидают рост ВВП в 2020 году по целевому прогнозу на уровне 2,8% (показатель, утвержденный указом президента страны), по консервативному сценарию – в пределах 1,9%.

Бюджет-2020 сформирован исходя из среднегодового курса российского рубля к доллару — 67,5 рубля, среднегодового курса белорусского рубля к доллару — 2,24 рубля, среднегодовой цены на нефть — 60 долларов за баррель, ставки рефинансирования на уровне 9,5%. Объем импорта нефти из РФ для переработки в Беларуси предусмотрен в объеме 18 млн. тонн (при этом подписанный с РФ нефтяной баланс предусматривает поставки в Беларусь в 2020 году 24 млн. тонн нефти – прим. ред). Также бюджет сформирован с учетом роста цен на российский газ.

Доходы консолидированного бюджета в 2020 году практически не изменятся по сравнению с 2019 годом и составят 39,5 млрд. рублей (из них 24,43 млрд. рублей — доходы республиканского бюджета, плюс 0,3% к 2019 году). Расходы прогнозируются в сумме 40,9 млрд. рублей (республиканского — 25,42 млрд. рублей, плюс 11,4% к 2019 году).

Рост расходов бюджета в основном обусловлен ожидаемым ростом зарплат в бюджетной сфере. В год очередных президентских выборов планируется заметное увеличение зарплаты в бюджетной сфере. Предусмотренный бюджетом фонд оплаты труда запланирован в объеме 15 млрд. рублей, что на 1,8 млрд. рублей больше, чем ожидается в 2019 году. В том числе на зарплату работникам бюджетных организаций будет выделено 10,1 млрд. рублей (рост на 16%). Что должно позволить удержать зарплаты бюджетников на уровне 80% от средней по экономике и выполнить обещанное повышение зарплат педагогов и медиков.

В качестве основной причины дефицита бюджета называется отсутствие компенсации на реализуемый в РФ налоговый маневр в нефтяной сфере, что приводит к снижению экспортных пошлин на нефтепродукты, а также прекращению действия механизма перетаможки (межбюджетный трансферт на сумму экспортных пошлин на нефть в объеме 6 млн. тонн).

Общий размер потерь доходной части республиканского бюджета в 2020 году в этой связи по сравнению с 2019 годом оценивается 1,88 млрд. рублей. Это связано с сокращением субсидий белорусской экономики со стороны РФ. В частности, бюджет не досчитается почти 1,6 млрд. рублей.

В связи со снижением поступления экспортных пошлин на нефтепродукты (по расчетам Минфина, в 2020 году средневзвешенная ставка пошлины на нефтепродукты уменьшится с 64,8 долларов за тонну до 43,2 долларов) поступления снизятся на 537,2 млн. рублей, Кроме того, из-за реализации в РФ налогового маневра и выпадения доходов от перетаможки нефти бюджет потеряет еще 950,9 млн. рублей.

Негативно на доходы бюджета повлияет рост цен на газ, снижение поступлений от экспорта калийных удобрений, а также снижение с 2,5 до 2 раз предельного коэффициента к ставкам местных имущественных налогов. Ставки остальных налогов будут проиндексированы на прогнозную инфляцию — 5%. Акцизы на автомобильное топливо менять не планируется, они были установлены на повышенном уровне уже в 2019 году.

В Минфине считают, что дефицитный бюджет на 2020 год не создает рисков для макроэкономического баланса. «Бюджет на 2020 год не создает угроз для макроэкономической сбалансированности», — сказал министр финансов Беларуси Максим Ермолович 3 декабря на вопросы сенаторов в Совете республики.

Более того, считает он, дефицитный бюджет представляет собой сигнал для проведения структурных реформ в экономике, в том числе с точки зрения повышения эффективности госпредприятий. «С точки зрения недолговых источников погашения госдолга ситуация выглядит достаточно сложно. Бюджет может справиться с внешними обязательствами государств, но поддерживать обязательства госпредприятий, поддерживать фискальные риски становится все сложнее и сложнее», — признал М. Ермолович. «Эффективность госпредприятий — это задача, которую надо решать в первоочередном порядке», — подчеркнул он.

Госдолг составит 54,4 млрд рублей

На погашение и обслуживание госдолга в 2020 году планируется направить 8,7 млрд. рублей. Только обслуживание долгов обойдется в 2,7 млрд. рублей.

На погашение долгов Минфин Беларуси планирует в 2020 году привлечь несвязанные заимствования на 1,950 млрд. долларов за счет размещения облигаций на внешнем (1,350 млрд. долларов) и внутреннем (600 млн долларов) финансовых рынках. На эти цели также будут направлены остатки средств бюджета-2019 (1,1 млрд. рублей) и возвращенные предприятиями кредиты (525,3 млн. рублей).

При этом Минфин разрабатывает программу управления госдолгом, в соответствии с которой государственный долг страны планируется снизить с 37% ВВП до 25% ВВП в 2025 году. «Это амбициозная и сложная задача, но мы рассматриваем ее как целевой показатель», — сказал Ермолович.

Стратегия управления госдолгом предусматривает в среднесрочной перспективе ежегодное рефинансирование до 75% суммы текущих обязательств по внешнему госдолгу и, соответственно, погашение 25% задолженности.

По данным Минфина, внешний государственный долг Беларуси на 1 ноября 2019 года составил 16,6 млрд. долларов, сократившись за январь-октябрь на 2%. Совокупный госдолг Беларуси (с учетом внутреннего госдолга) уменьшился с начала года на 5,9%, до 42,7 млрд. рублей на 1 ноября.

Госдолг на конец 2020 года планируется на уровне 54,4 млрд. рублей

Всемирный банк ухудшил прогноз по темпам роста ВВП до 0,9%

Всемирный банк (ВБ) понизил свой прогноз по темпам роста ВВП в Беларуси в 2019 году на 0,8 процентных пункта до 1% (официальный прогноз предполагает рост ВВП Беларуси в 2019 году на 4%) На 2020 год прогноз снижен на 9,4 п.п. до 0,9%, на 2021 год – на 0,7 п.п.до 0,5%.

В экономическом обзоре ВБ для Беларуси, опубликованном 28 ноября, отмечается, что прогноз пересмотрен «на фоне ожидаемого ухудшения внешних условий, ограниченных возможностей для стимулирования спроса, а также неопределенностью в отношении белорусско-российских переговоров по вопросам дальнейшей экономической интеграции и оказания двусторонней финансовой поддержк».

Экономист ВБ Кирилл Гайдук на пресс-конференции 28 ноября отметил, что прогноз ВБ в середине 2019 года основывался на предположении о том, что Беларусь получит компенсацию потерь от налогового маневра в нефтяной отрасли РФ в объеме примерно 50% от потенциальных потерь. Нынешний прогноз ВБ основывается на предположении, что Беларусь в 2020-2021 годах не получит компенсации.

Хотя пока Беларусь из-за налогового маневра будет терять не очень много, но отсутствие компенсации все равно влияет на бюджет, — это выпадение доходов от вывозных таможенных пошлин. «Будут ли компенсации и в каком объеме, если будут, — мы не знаем. Сейчас мы сделали допущение, что в 2020-2021 годах компенсации не будет», — отметил  Гайдук.

По его словам, при более благоприятных условий для заимствований на внешних рынках возможен какой-то позитивный импульс для роста белорусской экономики. Но, добавил он, «это не будет какой-то скачок, который позволит выйти на темпы роста свыше 2% в год в реальном выражении».

ЕБРР также ухудшил прогноз по росту экономики Беларуси

В майском обзоре Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прогнозировал, что ВВП Беларуси в 2019 году вырастет на 2%, в 2020 году – на 1,8%. Теперь банк заметно ухудшил прогноз по росту экономики Беларуси в 2019-2020 годах.

«Экономический рост замедлится до 1,3% в 2019 году и 1,2% в 2020 году, но перспективы роста зависят от перспектив получения Беларусью компенсации за внедряемый Россией налоговый маневр, последствия которого остаются неясными», — говорится в обновленном макрообзоре для региона операций ЕБРР.

В обзоре также отмечается негативное влияние на экономику Беларуси поставок грязной российской нефти в апреле 2019 года. «Сбой поставок нефти из России на белорусские НПЗ во втором квартале 2019 года вызвал стагнацию производства в этом секторе и негативно сказался на объеме экспорта», — говорится в докладе.

ЕАБР подтвердил свои прогнозы

Евразийский банк развития (ЕАБР) подтвердил свои прогнозы по динамике роста ВВП Беларуси: в 2019 году на уровне 1,2%, в 2020 году – 1,5%.
Как отмечают эксперты банка, слабый внешний спрос ограничивает экспортный потенциал стран-участниц ЕАБР и является одним из факторов замедления экономического роста в регионе, который, по оценкам ЕАБР, составит 1,5% в 2019 году после 2,5% в 2018 году.

Эксперты банка прогнозируют ускорение темпа прироста агрегированного ВВП стран-участниц ЕАБР до 2% в 2020 году. «В Республике Беларусь ожидается сохранение сдержанной деловой активности (прирост ВВП на 1,5% в 2020 году) в условиях структурных ограничений и неопределенности внешнеэкономических условий», — говорится в обзоре.

Риски для ценовой конъюнктуры в большинстве стран-участниц ЕАБР смещаются в сторону дезинфляционных. «Это в свою очередь нашло отражение в траектории ценовых индикаторов Беларуси, где дополнительными дезинфляционными факторами выступают переоцененность национальной валюты и исчерпание эффекта низкого урожая 2018 году», — отмечается в обзоре ЕАБР.

Прогноз МВФ стал более пессимистичен

В октябре МВФ опубликовало прогноз по ВВП Беларуси. Оценки МВФ основываются на отсутствии структурных реформ в Беларуси и компенсаций со стороны России по налоговому маневру. В результате, согласно расчетам фонда, в 2020 году белорусская экономика вырастет лишь на 0,3%. вместо 2,2%, которые прогнозировались ранее. В 2021 году рост ВВП снизится до 0,1%, в 2022 году – до 0,06%, в 2023 году – до 0,03%, а в 2024 году будет рецессия – минус 0,4%.

Советник исполнительного директора МВФ Александр Заборовский в кулуарах «Кастрычніцкага эканамічнага форума KEF–2019» 31 октября отмечал, что фонд может пересмотреть этот прогноз в лучшую сторону.

Беларусь и структурные реформы

Структурные преобразования в важных областях являются ключом к снижению уязвимостей и повышению потенциала роста экономики Беларуси, подчеркивается в Экономическом обзоре Всемирного банка (ВБ), который был презентован 28 ноября.

При этом экономисты ВБ обращают внимание, что недавно принятые в Беларуси меры по стимулированию развития частного сектора могут сработать не в полной мере, если не сделать более значимые шаги в отношении реструктуризации госпредприятий для повышения эффективности распределения ресурсов и снижения фискальных рисков.

Для смягчения социальных последствий при проведении структурных реформ в Беларуси ВБ рекомендует усилить систему социальной защиты в части поддержки безработных, а также улучшить таргетирование действующих программ социальной защиты уязвимых групп.

Министр финансов Максим Ермолович в конце ноября заявил, что Беларусь и МВФ расходятся в вопросе скорости проведения структурных реформ и в 2020 году по этой теме вряд ли договорятся.

«Наши партнеры из МВФ однозначно хотели бы видеть более быстрые реформы в государственном секторе, более активное повышение тарифов на услуги ЖКХ для компенсации затрат на оказание этих услуг и сокращение бюджетной поддержки. Здесь мы пока расходимся по скорости этих действий, и перспектив того, что придем к согласию по этим двум позициям в следующем году, я не вижу», — сказал Ермолович журналистам 27 ноября.

Но, добавил он, в рамках программы социально-экономического развития на следующую пятилетку Беларусь во взаимодействии со ВБ и МВФ будет обсуждать их предложения и их видение того, как должна реализовываться экономическая политика в стране.

Тэги:

, , , , , , ,

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Беларусь закрывает наземные границы на выезд

Постановлением Совета министров № 705 от 7 декабря 2020 года в Беларуси вводится временный запрет на выезд из страны через наземные пункты пропуска. Действовать запрет начнет с 20 декабря. Данное постановление вносит дополнения в постановление от 30 октября 2020 г. № 624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания», которым вводятся ограничения на въезд в Беларусь через

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия