• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Эксперты отмечают, а чиновники прекрасно понимают, что вероятная сделка с Россией по интеграционным соглашениям останется ключевой темой национальной повестки дня и в 2020 году. И это дилемма: согласие на эту масштабную сделку грозит обернуться для Беларуси ограничением или утратой экономического и институционального суверенитета страны, а отказ — усилит шоки для национальной экономики. Зато, убеждены эксперты, отказ вынудит белорусские власти быстрее и системно реагировать на новые вызовы.

Бюджет-2020: впервые за последние годы с дефицитом

Совет республики Национального собрания Беларуси 3 декабря 2019 года одобрил проект республиканского бюджета на 2020 год. Следующим этапом станет подписание закона о бюджете президентом страны. Впервые за семь лет бюджет будет дефицитным (995,1 млн рублей, 484,44 млн. долларов в эквиваленте, 0,7% ВВП).

Белорусские власти ожидают рост ВВП в 2020 году по целевому прогнозу на уровне 2,8% (показатель, утвержденный указом президента страны), по консервативному сценарию – в пределах 1,9%.

Бюджет-2020 сформирован исходя из среднегодового курса российского рубля к доллару — 67,5 рубля, среднегодового курса белорусского рубля к доллару — 2,24 рубля, среднегодовой цены на нефть — 60 долларов за баррель, ставки рефинансирования на уровне 9,5%. Объем импорта нефти из РФ для переработки в Беларуси предусмотрен в объеме 18 млн. тонн (при этом подписанный с РФ нефтяной баланс предусматривает поставки в Беларусь в 2020 году 24 млн. тонн нефти – прим. ред). Также бюджет сформирован с учетом роста цен на российский газ.

Доходы консолидированного бюджета в 2020 году практически не изменятся по сравнению с 2019 годом и составят 39,5 млрд. рублей (из них 24,43 млрд. рублей — доходы республиканского бюджета, плюс 0,3% к 2019 году). Расходы прогнозируются в сумме 40,9 млрд. рублей (республиканского — 25,42 млрд. рублей, плюс 11,4% к 2019 году).

Рост расходов бюджета в основном обусловлен ожидаемым ростом зарплат в бюджетной сфере. В год очередных президентских выборов планируется заметное увеличение зарплаты в бюджетной сфере. Предусмотренный бюджетом фонд оплаты труда запланирован в объеме 15 млрд. рублей, что на 1,8 млрд. рублей больше, чем ожидается в 2019 году. В том числе на зарплату работникам бюджетных организаций будет выделено 10,1 млрд. рублей (рост на 16%). Что должно позволить удержать зарплаты бюджетников на уровне 80% от средней по экономике и выполнить обещанное повышение зарплат педагогов и медиков.

В качестве основной причины дефицита бюджета называется отсутствие компенсации на реализуемый в РФ налоговый маневр в нефтяной сфере, что приводит к снижению экспортных пошлин на нефтепродукты, а также прекращению действия механизма перетаможки (межбюджетный трансферт на сумму экспортных пошлин на нефть в объеме 6 млн. тонн).

Общий размер потерь доходной части республиканского бюджета в 2020 году в этой связи по сравнению с 2019 годом оценивается 1,88 млрд. рублей. Это связано с сокращением субсидий белорусской экономики со стороны РФ. В частности, бюджет не досчитается почти 1,6 млрд. рублей.

В связи со снижением поступления экспортных пошлин на нефтепродукты (по расчетам Минфина, в 2020 году средневзвешенная ставка пошлины на нефтепродукты уменьшится с 64,8 долларов за тонну до 43,2 долларов) поступления снизятся на 537,2 млн. рублей, Кроме того, из-за реализации в РФ налогового маневра и выпадения доходов от перетаможки нефти бюджет потеряет еще 950,9 млн. рублей.

Негативно на доходы бюджета повлияет рост цен на газ, снижение поступлений от экспорта калийных удобрений, а также снижение с 2,5 до 2 раз предельного коэффициента к ставкам местных имущественных налогов. Ставки остальных налогов будут проиндексированы на прогнозную инфляцию — 5%. Акцизы на автомобильное топливо менять не планируется, они были установлены на повышенном уровне уже в 2019 году.

В Минфине считают, что дефицитный бюджет на 2020 год не создает рисков для макроэкономического баланса. «Бюджет на 2020 год не создает угроз для макроэкономической сбалансированности», — сказал министр финансов Беларуси Максим Ермолович 3 декабря на вопросы сенаторов в Совете республики.

Более того, считает он, дефицитный бюджет представляет собой сигнал для проведения структурных реформ в экономике, в том числе с точки зрения повышения эффективности госпредприятий. «С точки зрения недолговых источников погашения госдолга ситуация выглядит достаточно сложно. Бюджет может справиться с внешними обязательствами государств, но поддерживать обязательства госпредприятий, поддерживать фискальные риски становится все сложнее и сложнее», — признал М. Ермолович. «Эффективность госпредприятий — это задача, которую надо решать в первоочередном порядке», — подчеркнул он.

Госдолг составит 54,4 млрд рублей

На погашение и обслуживание госдолга в 2020 году планируется направить 8,7 млрд. рублей. Только обслуживание долгов обойдется в 2,7 млрд. рублей.

На погашение долгов Минфин Беларуси планирует в 2020 году привлечь несвязанные заимствования на 1,950 млрд. долларов за счет размещения облигаций на внешнем (1,350 млрд. долларов) и внутреннем (600 млн долларов) финансовых рынках. На эти цели также будут направлены остатки средств бюджета-2019 (1,1 млрд. рублей) и возвращенные предприятиями кредиты (525,3 млн. рублей).

При этом Минфин разрабатывает программу управления госдолгом, в соответствии с которой государственный долг страны планируется снизить с 37% ВВП до 25% ВВП в 2025 году. «Это амбициозная и сложная задача, но мы рассматриваем ее как целевой показатель», — сказал Ермолович.

Стратегия управления госдолгом предусматривает в среднесрочной перспективе ежегодное рефинансирование до 75% суммы текущих обязательств по внешнему госдолгу и, соответственно, погашение 25% задолженности.

По данным Минфина, внешний государственный долг Беларуси на 1 ноября 2019 года составил 16,6 млрд. долларов, сократившись за январь-октябрь на 2%. Совокупный госдолг Беларуси (с учетом внутреннего госдолга) уменьшился с начала года на 5,9%, до 42,7 млрд. рублей на 1 ноября.

Госдолг на конец 2020 года планируется на уровне 54,4 млрд. рублей

Всемирный банк ухудшил прогноз по темпам роста ВВП до 0,9%

Всемирный банк (ВБ) понизил свой прогноз по темпам роста ВВП в Беларуси в 2019 году на 0,8 процентных пункта до 1% (официальный прогноз предполагает рост ВВП Беларуси в 2019 году на 4%) На 2020 год прогноз снижен на 9,4 п.п. до 0,9%, на 2021 год – на 0,7 п.п.до 0,5%.

В экономическом обзоре ВБ для Беларуси, опубликованном 28 ноября, отмечается, что прогноз пересмотрен «на фоне ожидаемого ухудшения внешних условий, ограниченных возможностей для стимулирования спроса, а также неопределенностью в отношении белорусско-российских переговоров по вопросам дальнейшей экономической интеграции и оказания двусторонней финансовой поддержк».

Экономист ВБ Кирилл Гайдук на пресс-конференции 28 ноября отметил, что прогноз ВБ в середине 2019 года основывался на предположении о том, что Беларусь получит компенсацию потерь от налогового маневра в нефтяной отрасли РФ в объеме примерно 50% от потенциальных потерь. Нынешний прогноз ВБ основывается на предположении, что Беларусь в 2020-2021 годах не получит компенсации.

Хотя пока Беларусь из-за налогового маневра будет терять не очень много, но отсутствие компенсации все равно влияет на бюджет, — это выпадение доходов от вывозных таможенных пошлин. «Будут ли компенсации и в каком объеме, если будут, — мы не знаем. Сейчас мы сделали допущение, что в 2020-2021 годах компенсации не будет», — отметил  Гайдук.

По его словам, при более благоприятных условий для заимствований на внешних рынках возможен какой-то позитивный импульс для роста белорусской экономики. Но, добавил он, «это не будет какой-то скачок, который позволит выйти на темпы роста свыше 2% в год в реальном выражении».

ЕБРР также ухудшил прогноз по росту экономики Беларуси

В майском обзоре Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прогнозировал, что ВВП Беларуси в 2019 году вырастет на 2%, в 2020 году – на 1,8%. Теперь банк заметно ухудшил прогноз по росту экономики Беларуси в 2019-2020 годах.

«Экономический рост замедлится до 1,3% в 2019 году и 1,2% в 2020 году, но перспективы роста зависят от перспектив получения Беларусью компенсации за внедряемый Россией налоговый маневр, последствия которого остаются неясными», — говорится в обновленном макрообзоре для региона операций ЕБРР.

В обзоре также отмечается негативное влияние на экономику Беларуси поставок грязной российской нефти в апреле 2019 года. «Сбой поставок нефти из России на белорусские НПЗ во втором квартале 2019 года вызвал стагнацию производства в этом секторе и негативно сказался на объеме экспорта», — говорится в докладе.

ЕАБР подтвердил свои прогнозы

Евразийский банк развития (ЕАБР) подтвердил свои прогнозы по динамике роста ВВП Беларуси: в 2019 году на уровне 1,2%, в 2020 году – 1,5%.
Как отмечают эксперты банка, слабый внешний спрос ограничивает экспортный потенциал стран-участниц ЕАБР и является одним из факторов замедления экономического роста в регионе, который, по оценкам ЕАБР, составит 1,5% в 2019 году после 2,5% в 2018 году.

Эксперты банка прогнозируют ускорение темпа прироста агрегированного ВВП стран-участниц ЕАБР до 2% в 2020 году. «В Республике Беларусь ожидается сохранение сдержанной деловой активности (прирост ВВП на 1,5% в 2020 году) в условиях структурных ограничений и неопределенности внешнеэкономических условий», — говорится в обзоре.

Риски для ценовой конъюнктуры в большинстве стран-участниц ЕАБР смещаются в сторону дезинфляционных. «Это в свою очередь нашло отражение в траектории ценовых индикаторов Беларуси, где дополнительными дезинфляционными факторами выступают переоцененность национальной валюты и исчерпание эффекта низкого урожая 2018 году», — отмечается в обзоре ЕАБР.

Прогноз МВФ стал более пессимистичен

В октябре МВФ опубликовало прогноз по ВВП Беларуси. Оценки МВФ основываются на отсутствии структурных реформ в Беларуси и компенсаций со стороны России по налоговому маневру. В результате, согласно расчетам фонда, в 2020 году белорусская экономика вырастет лишь на 0,3%. вместо 2,2%, которые прогнозировались ранее. В 2021 году рост ВВП снизится до 0,1%, в 2022 году – до 0,06%, в 2023 году – до 0,03%, а в 2024 году будет рецессия – минус 0,4%.

Советник исполнительного директора МВФ Александр Заборовский в кулуарах «Кастрычніцкага эканамічнага форума KEF–2019» 31 октября отмечал, что фонд может пересмотреть этот прогноз в лучшую сторону.

Беларусь и структурные реформы

Структурные преобразования в важных областях являются ключом к снижению уязвимостей и повышению потенциала роста экономики Беларуси, подчеркивается в Экономическом обзоре Всемирного банка (ВБ), который был презентован 28 ноября.

При этом экономисты ВБ обращают внимание, что недавно принятые в Беларуси меры по стимулированию развития частного сектора могут сработать не в полной мере, если не сделать более значимые шаги в отношении реструктуризации госпредприятий для повышения эффективности распределения ресурсов и снижения фискальных рисков.

Для смягчения социальных последствий при проведении структурных реформ в Беларуси ВБ рекомендует усилить систему социальной защиты в части поддержки безработных, а также улучшить таргетирование действующих программ социальной защиты уязвимых групп.

Министр финансов Максим Ермолович в конце ноября заявил, что Беларусь и МВФ расходятся в вопросе скорости проведения структурных реформ и в 2020 году по этой теме вряд ли договорятся.

«Наши партнеры из МВФ однозначно хотели бы видеть более быстрые реформы в государственном секторе, более активное повышение тарифов на услуги ЖКХ для компенсации затрат на оказание этих услуг и сокращение бюджетной поддержки. Здесь мы пока расходимся по скорости этих действий, и перспектив того, что придем к согласию по этим двум позициям в следующем году, я не вижу», — сказал Ермолович журналистам 27 ноября.

Но, добавил он, в рамках программы социально-экономического развития на следующую пятилетку Беларусь во взаимодействии со ВБ и МВФ будет обсуждать их предложения и их видение того, как должна реализовываться экономическая политика в стране.

Тэги:

, , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 13-17 июля

Возможна коррекция курса доллара на БВФБ, то есть его снижение на 0,5-1%, так же, как и курсов других валют. В понедельник 13 июля курс доллара может опуститься на доли процента. Как и ожидалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе немного вырос – на 0,4%, и достиг 10 июля 2,43 рубля за

Финансовая система Беларуси: тренд на кризис

Из-за обострения ситуации в стране в связи с президентскими выборами, девальвационные настроения населения снова усиливаются, а из-за экономического кризиса банки сокращают объемы кредитования экономики, и их чистая прибыль падает. И это становится тенденцией. Еще месяц назад казалось, что выборная компания в РБ пройдет спокойно, но  ситуация довольно неожиданно обострилась, после того как самый опасный конкурент

Два пункта пропуска возобновили работу на белорусско-украинской границе

С полуночи 7 июля 2020 года на границе с Беларусью возобновлена работа пунктов пропуска «Дольск» (Волынская область) и «Вильча» (Киевская область). Еще в девяти пунктах пропуска на украинско-российской и украинско-белорусской границах восстановлена возможность пешего пересечения границы. Об этом сообщила Госпогранслужба Украины.В ГПСУ подчеркнули, что в «Дольске» и «Вильче» границу можно пересечь пешком, на пассажирском или

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Противотанковые средства: хотя “Барражирующая труба” и не Иерихонская

Дефицит финансовых средств и отсутствие необходимой технологической базы заставляют наш оборонный комплекс идти на нетривиальные технические решения при создании вооружений для успешного противодействия современным танкам и бронетехнике. В последние несколько лет на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения набирает силу новая многообещающая тенденция: растет предложение ударных БПЛА на базе мультикоптеров. Причем в качестве

Анекдот о спорте и политике

Сейчас мало кто слушает Галича, в том числе и «репортаж о матче британских и советских футболистов», но кто прослушал его в юности, видимо, запомнил многое из этого текста на всю жизнь. Главное в нем, по форме и содержанию, это классный современный анекдот на тему спорта и политики. Точнее, полного поглощение спортом политикой в тоталитарном обществе при авторитарном методе его управлением.

Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?

Динамику белорусского ВВП во многом определяет конъюнктура на рынке минеральных удобрений. Каковы прогнозы для этой отрасли на 2020 год? Для белорусской экономики цена этого вопроса достаточна высока. В первом квартале текущего года белорусский экспорт товаров и услуг снизился на 11,7% к аналогичному периоду 2019 года и составил 16, 833 млрд долларов. При этом основное снижение