В Беларуси заработал механизм частичных кредитных гарантий для частного бизнеса. Это должно расширить круг субъектов хозяйствования, которые смогут получить кредиты в банках. Как подобную поддержку из «пилотного» формата перевести в масштабный инструмент — обсудили на недавней конференции Международной финансовой корпорации (IFC).

Первым провайдером частичных кредитных гарантий выступил Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), подведомственный Минэкономики. С конца II квартала, когда заработал новый механизм обеспечения, по середину октября т.г. фонд выдал 14 гарантий общей суммой около 230 тыс. бел. рублей, что позволило бизнесу получить кредиты на 0,5 млн. руб. Заемное финансирование предоставлялось через 4 банка-партнера: Белагропромбанк, Дабрабыт, ВТБ Беларусь и МТБанк, сообщил на конференции первый заместитель генерального директора БФФПП Павел Горбач.

Таким образом, идея создания гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), обсуждаемая в Беларуси порядка 20 лет, наконец реализована, по крайней мере, в формате пилотного проекта. В БФФПП ожидают, что в этом году выдадут не менее 20 гарантий. План на следующий — 50-70. «Нам важно сейчас отработать механизм. Нарабатываем практику, тогда как IFC занимается углубленным анализом того, как сделать эту практику долгосрочной и устойчивой», — пояснил Павел Горбач.

Сколько денег надо бизнесу?

Как показал опрос белорусских субъектов МСП, организованный IFC, четверть из них испытывают трудности в доступе к финансированию, только 32% сообщили о намерении обратиться в банки и почти 70% готовы платить за получение частичных кредитных гарантий. Согласно расчетам корпорации, уже в ближайшей перспективе спрос МСП на заемные ресурсы, привлекаемые с использованием кредитных гарантий, может превысить 100 млн руб.

«В Беларуси проводится большая работа по улучшению доступа к финансированию для малого и среднего бизнеса. С одной стороны, многие финансовые институты — IFC, Всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ — в разное время открывали банкам кредитные линии для дальнейшего финансирования МСП. С другой стороны, мы понимаем, что некоторые механизмы либо не работают, либо только начинают использоваться», — отметила глава представительства IFC в Беларуси Ольга Щербина.

Очевидно, что, сократив финансовый разрыв, который в нашей стране составляет примерно треть от размера ВВП, можно существенно ускорить экономический рост. При этом частичные кредитные гарантии являются одним из эффективных и проверенных в мире инструментов по улучшению доступа к финансированию.

БФФПП может направить на предоставление гарантий 6,7 млн руб. собственных средств. Это недостаточно, чтобы оказать серьезное влияние на экономику. Хотя условия предоставления гарантий фондом, по мнению экспертов, весьма привлекательны и в целом соответствуют мировой практике. Так, БФФПП предлагает поручительство в размере до 60% от суммы запрашиваемого кредита либо лизинга. Максимальная сумма гарантии составляет 120 тыс. руб. (под такое обеспечение можно получить до 200 тыс. руб. кредита), а плата за поддержку составляет 1,25% от суммы гарантии ежегодно.

Очевидно, что после апробации в пилотном режиме полезность кредитных гарантий для бизнеса будет напрямую зависеть от объемов поддержки. Глава Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец выразил мнение, что работа будет более эффективной, если переподчинить фонд Банку развития: «Там будет фондирование. А то место, которое сейчас занимает фонд, не позволит ему развернуться».

Остальные участники конференции такое предложение восприняли конструктивно. Директор департамента по предпринимательству Минэкономики Ирина Бабаченок сообщила, что возможность переподчинить фонд рассматривается в рамках подготовки проекта концепции совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. (Ожидается, что проект этого документа должен быть представлен в течение ноября). Со своей стороны, начальник сектора организации финансирования субъектов МСП Банка развития Юлия Кавецкая допустила, что Банк развития может заняться гарантийным механизмом.

Гарантии шагают по планете

Частичные кредитные гарантии с государственным либо государственно-частным фондированием применяется в более чем половине стран мира. При этом во многих юрисдикциях подобные механизмы поддержки МСП работают десятки лет, поэтому сегодня есть возможность изучить и перенять лучший мировой опыт.

Обращают на себя внимание значительные объемы поддержки бизнеса с использованием кредитных гарантий. На конец 2018 года 48 гарантийных учреждений из 29 стран, входящих в Европейскую ассоциацию гарантийных институтов AECM, сформировали портфель кредитных гарантий в объеме 125 млрд евро, в том числе за 2018-й год новых гарантий выдано на 44,5 млрд евро. Благодаря такому обеспечению кредиты смогли получить 3,1 млн субъектов МСП, сообщила генеральный секретарь AECM Катрин Штурм.

По словам ведущего специалиста по финансовому сектору IFC Гады Тэйма, проведенное в 2016 году Группой Всемирного банка исследование позволило выявить 16 характеристик-принципов успешного предоставления кредитных гарантий. Так, наибольшую эффективность показали фонды, управляемые независимыми советами директоров и практикующие системы контроля за корпоративными рисками. В числе критериев успеха также работа с четкими целевыми группами заемщиков, прозрачный отбор субъектов МСП и периодическая корректировка метода отбора в зависимости от наработанной практики. Охват заемщиков должен быть достаточно широк, чтобы мотивировать кредиторов к финансированию, а их доверие поддерживаться контролем за своевременностью выплат и прозрачными процедурами претензий.

Советы от IFC

В мировой практике существенно разнится доля покрытия, предоставляемого гарантийными фондами: от 15 до 100%. IFC рекомендует развивающимся странам не превышать порог в 70-80% от размера выдаваемого кредита. Непокрытые риски кредитора и субъекта МСП будут стимулировать их к здоровому риск-менеджменту. «Уязвимость в пределах 20% достаточная. Даже небольшое разделение рисков приводит к существенным выгодам», — отметил эксперт IFC по гарантийным фондам Джеймс Хаммерсли.

Спикер посоветовал Беларуси ориентировать гарантийный фонд на принципы самоокупаемости (не обязательно генерировать прибыль, достаточно хотя бы работать в ноль). На начальном этапе фонду достаточно 5-6 штатных сотрудников. Можно начать с кредитного плеча от 1 до 3, а в перспективе увеличить до 5. При этом требуется минимум 40 млн. руб. ресурсов для обеспечения прибыли на новый капитал, а также покрытия расходов и убытков. Для формирования капитала фонда можно использовать как бюджетные средства, так и деньги международных доноров, однако ставку все-таки следует делать на внутригосударственные ресурсы.

Органический рост или экспансия?

Частичные кредитные гарантии уже известны белорусскому праву — это поручительство. Кроме того, термин «гарантия» есть в Гражданском кодексе и других актах законодательства. Однако прежние попытки развивать инструмент гарантий сложно назвать успешными. Например, в Беларуси сформировалась негативная судебная практика по взысканию гарантий местных исполнительных и распорядительных органов. Кроме того, ввиду отсутствия фондирования на бумаге осталась идея по выдаче поручительств для МСП в рамках постановления Совмина от 06.05.2004 №519, напомнила юрист Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Светлана Валуева.

К сдерживающим факторам можно отнести законодательный запрет государственным организациям выступать поручителями в отношении организаций негосударственной формы собственности, деление права на обеспечение, очередность кредиторов в процедуре банкротства и некоторые другие гражданско-правовые риски. Тем не менее, фатальных барьеров для развития кредитных гарантий в Беларуси нет. «Надо лишь найти форму оптимальной привлекательности», — резюмировала юрист.

Куда более принципиальным фактором для развития данного инструмента поддержки бизнеса является политическая воля. Как показывает опыт других стран, естественный органический рост института кредитных гарантий может оказаться достаточно вялым и растянуться на десятилетия, тогда как активная позиция правительства приводит к бурному росту кредитования бизнеса.

Показательным в этом смысле стал опыт Турции, правительство которой на фоне кризиса 2016 года использовало национальный фонд кредитных гарантий KGF как инструмент смягчения и стимулирования экономического роста, влив в него значительные бюджетные средства. Гарантийный лимит от Казначейства Турции был увеличен с 20 млрд до 250 млрд турецких лир, лимит компенсаций для неработающих займов — с 2 млрд до 25 млрд лир, а покрытие — до 90% от размера кредита для МСП, работающих на внутренний рынок, и до 100% для экспортеров. При этом время рассмотрения кредитной заявки сократилось с 35-40 до 1 дня. Как результат, к концу 2017 года при поддержке KGF кредиты смогли получить 365 тыс. турецких компаний против 36 тыс. субъектов за предыдущие 7 лет работы фонда, тогда как KGF стал крупнейшим специализированным институтом кредитных гарантий в мире.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,