Наша страна становится значимым производителем бронированных автомобилей военного назначения.

Еще совсем недавно предприятия Беларуси, несмотря на наличие многолетнего опыта разработки и серийного производства военных грузовиков, не выпускали ни одного армейского броневика. Однако буквально за несколько последних лет их появилось столько, что не хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать только базовые модели.

Своеобразной точкой отсчета стало появление программы государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) по созданию и серийному производству семейства бронированных боевых машин (ББМ) с использованием шасси повышенной проходимости. Которая, применительно к белорусским реалиям, отразила тенденции набирающие силу на мировом рынке ББМ.

Накопленный технический потенциал и компетенции позволили ряду отечественных предприятий как ВПК, так и гражданского сектора в достаточно сжатые сроки создать образцы пригодные к эксплуатации в собственной армии, в ряде силовых ведомств, а также вполне конкурентоспособные на иностранных рынках.

Первое место в перечне этих производителей по праву следует отдать ОАО «140-й ремонтный завод».

ОАО «140-й ремонтный завод» (г. Борисов)

В рамках программы Госкомвоенпрома на предприятии было создано мобильное бронированное транспортное средство (МБТС) «Кайман», которое имеет усиленное частично V-образное днище, обеспечивающее противоминную защиту, и общее бронирование, соответствующее классу защиты Бр4 по ГОСТ Р 50963. При этом в лобовой проекции броня имеет класс защиты Бр5, что превышает класс защиты бронетранспортера БТР-80. По бокам в корпусе устроены люки для десантирования. На крыше машины установлен поворотный погон под установку боевого модуля.

Бронекорпус МБТС «Кайман» состоит из трех отсеков-отделений: отделения управления, где здесь располагаются водитель и командир; боевого отделения с местами для четырех членов экипажа; двигательно-трансмиссионного отделения.

В качестве основной силовой установки на «Каймане» используется 170-сильный дизельный двигатель Д-245.30E2 производства Минского моторного завода, который агрегатируется с усиленной механической 5-ступенчатой коробкой передач.

Полный привод (4х4), высокий крутящий момент двигателя (515 Нм), независимая торсионно-рычажная подвеска и централизованная система подкачки шин позволяют машине уверенно передвигаться даже по сильно пересеченной местности. В хороших дорожных условиях «Кайман», полная масса которого с вооружением составляет семь тонн, может разгоняться до скорости 100 км/ч. Запас хода составляет 1000 км.

«Кайман» может быть использован в качестве высокомобильного средства доставки и огневой поддержки личного состава подразделений, уничтожения легкобронированных объектов, обеспечения защищенности экипажа и десанта при транспортировке в условиях вероятного огневого контакта с противником.

Но одним «Кайманом» дело не ограничилось. На выставке MILEX-2019 ОАО «140-й ремонтный завод» представило бронированный автомобиль (БА) класса MRAP (от англ. mine resistant ambush protected) под названием «Защитник». Благодаря V-образной форме днища корпуса, рассеивающей энергию взрыва, этот БА обладает повышенной стойкостью к подрыву на мине или фугасе.

БА «Защитник» размещен на шасси грузового автомобиля МАЗ-631708 (6×6), укомплектованном турбодизелем ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. Двигатель агрегатирован с коробкой передач ЯМЗ-239.

В отличие от прототипа, БА имеет оригинальную капотную компоновку. Которая по сравнению с бескапотной схемой значительно повышает шансы на выживание экипажа машины в случае срабатывания заряда взрывчатки под передним мостом машины.

Лобовая проекция бронекорпуса и остекление БА защищены по классу Бр5, а борта и корма — Бр4. Это достаточно внушительное бронирование позволяет обезопасить экипаж из двух человек и 12 военнослужащих в десантном отделении от огня автоматического и снайперского оружия, а также от осколков снарядов и гранат. Полный вес БА составляет немногим меньше 20 тонн.

На его базе могут размещаться командно-штабные и разведывательные машины, машины связи и др. В зависимости от назначения, в будущем на БА планируется устанавливать дистанционно-управляемые боевые модули (ДУБМ) с различными видами вооружения: от пулеметов калибра 7-62 мм и выше до автоматических и реактивных гранатометов для поражения живой силы и бронеобъектов.

Минский завод колесных тягачей

В рамках программы Госкомвоенпрома по созданию и серийному производству семейства бронированных боевых машин с использованием шасси повышенной проходимости на МЗКТ был создан легкобронированный автомобиль (ЛБА) МЗКТ-490100.

ЛБА МЗКТ-490100 представляет собой автомобиль капотной компоновки с установленным на раму цельнометаллическим сварным корпусом, обеспечивающим защиту класса Бр4 (ГОСТ Р 50963-96). Бронеавтомобиль способен перевозить до 10 человек личного состава (2+8).

Машина комплектуется 215-сильным турбодизелем ЯМЗ-53452 и гидромеханической коробкой передач. Полный привод в сочетании с фирменной независимой двухрычажной пружинной подвеской обеспечивает высокую проходимость и позволяет машине одинаково хорошо действовать практически в любых дорожных условиях и на разведанной местности.

Оснащение машины автоматической трансмиссией собственного производства позволяет отказаться от ступенчатой раздаточной коробки и значительно улучшить ее эксплуатационные качества.

Автомобиль оборудован БИУС, которая позволяет вести оперативный контроль состояния узлов и систем шасси для предупреждения их отказов в работе и аварийных ситуаций.

На базе МЗКТ-490100 создается целое семейство ЛБА. В том числе изделия с разведывательно-огневыми модулями, модулем радиоэлектронной борьбы, модулем противотанкового ракетного комплекса и др.

«Минотор-Сервис»

Белорусской частной компанией «Минотор-Сервис» был разработан многоцелевой плавающий БА «Витим», который впервые был представлен на выставке MILEX-2017.

Несущий бронированный корпус «Витима» обеспечивает круговую защиту экипажа (водитель + 4 бойца) от пуль калибра 7,62 мм на дистанции 10 м и способен выдержать подрыв под днищем ручной гранаты типа Ф-1 или РГО, а также безоболочного взрывного устройства мощностью 500 г в тротиловом эквиваленте.

Его снаряженная масса — 6000 кг. Грузоподъемность — 1000 кг. БА оснащен 215-сильным турбодизелем ЯМЗ-53452 и механической 5-ступенчатой КПП. Расход топлива — около 20 л/100 км. Запас хода — 800 км. Максимальная скорость на шоссе — 125 км/ч.

«Витим» может нести системы легкого стрелкового и ракетного вооружения (включая системы противовоздушной и противотанковой обороны), комплексы связи и другой военной техники. Использоваться для ведения разведки, патрулирования, обеспечения проведения спецопераций полиции и внутренних войск, огневой поддержки подразделений, сопровождения и охраны колонн.

В этом году на выставке MILEX-2019 компанией был продемонстрировала еще один многоцелевой грузовой БА этого семейства — «Витим-668240» (6х6). Он предназначен для перевозки грузов, топлива во встроенных емкостях, использования в качестве транспортной базы для различного спецоборудования, а также для стрелкового, артиллерийского и ракетного вооружения.

Его полная масса — 11.200 кг. Грузоподъемность — 3500 кг. Максимальная скорость по шоссе — 110 км/ч. Запас хода — 760 км. Скорость на плаву — 3 км/ч.

НП ООО «ОКБ» ТСП

Большое внимание посетителей выставки MILEX-2019 привлек разработанный компанией НП ООО «ОКБ ТСП» бронеавтомобиль под названием «универсальная боевая платформа» (УБП). Этот БА предназначен для транспортирования модулей различного функционального назначения и их применения в боевых условиях.

УБП с функциональным модулем обеспечивает: защиту от пуль (16-мм стальные листы остановят даже бронебойные Б-32 с усиленным зарядом, выпущенные из снайперской винтовки СВД), осколков и мин; решение коммуникационных, навигационных и управленческих задач. Шины с системой центральной подкачки оснащены также пулестойкими вставками.

На выставке УБП была представлена с транспортным модулем для боевых подразделений, в котором может разместиться десять бойцов в полной экипировке. Другими сменными модулями могут быть: боевой модуль с заданным комплектом огневых средств (вооружение — от пулемета до противотанковых ракет); штабной модуль — средство управления подразделениями; санитарный модуль — для оказания первой помощи и эвакуации раненых.

Полная масса УБП — 17.000 кг. Мощность двигателя отечественного производства) — 350 л.с. Максимальная скорость — 110 км/ч. Запас топлива — 370 л.

И хотя исчерпывающую оценку всем этим образцам ББМ может только длительная эксплуатация в войсках уже сейчас можно считать МБТС Кайман и ЛБА МЗКТ-490100 несомненными удачами их производителей. Как себя зарекомендуют другие образцы ББМ покажет время.

 

Тэги:

, , , , , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,