Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора?

«Мы ожидаем, что эта карта появится до конца года», — сообщил в октябре министр экономики Дмитрий Крутой в эфире телеканала «Беларусь 1». По его словам, в ходе недавних встреч с представителями ВБ в Вашингтоне состоялся обмен мнениями по имеющимся разногласиям по проекту дорожной карты. «В принципе, они больше касаются скорости преобразований, которых от нас ждут: горизонт в 2-3 года или горизонт в 4-5 лет. Наверное, это — самый главный камень преткновения на сегодняшний день, потому что ни по форме, ни по структуре, ни по наполнению мероприятиями этой карты больших, каких-то глубинных разногласий мы не увидели», — отметил Крутой.

Первый вице-премьер Беларуси Александр Турчин в кулуарах «Кастрычніцкага эканамічнага форума KEF–2019» 31 октября также заявил, что дорожная карта реформ находится в высокой степени готовности.

Самая «больная» тема – громадный и неэффективный госсектор

Центральной темой дорожной карты структурных реформ в Беларуси является реформирование госсектора. В госсекторе Беларуси более 14 тыс. предприятий. На него приходится 60% выручки, три четверти промышленного производства, 43% занятых, 58,6% инвестиций, 32% экспорта товаров, 30% экспорта услуг.

Неэффективность громадного сектора госпредприятий, в котором работает почти половина населения страны, тянет экономику назад. К примеру, чистая прибыль сектора белорусских госпредприятий снизилась с 5,3% ВВП в 2013 году до 1,5% ВВП в 2018 году, а количество убыточных госпредприятий за это время выросло с 7,7% до 12,9%.

Многие государственные предприятия являются убыточными или имеют рентабельность менее 5%. По данным Института экономики Министерства экономики, выручка на одного работника в госсекторе составляет 10,7 тыс. долларов, в то время как на предприятиях смешанной формы собственности — 21,5 тыс., иностранной — 77,1 тыс. долларов.
Падает конкурентоспособность предприятий госсектора. Если в 2011 году экспорт госпредприятий составлял 15,2 млрд. долларов, то в 2018 году — 11 млрд. долларов.

«Производительность труда в акционерных обществах, где управляет государство, в среднем в полтора раза ниже, чем в частных», — отмечал ранее премьер-министр Беларуси Сергей Румас.

Казалось бы, белорусские власти уже окончательно поняли, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным и самым неэффективным в европейском регионе. И что без повышения эффективности управления госсектором не удастся выполнить задачу по удвоению ВВП(к 2025 году ВВП страны должен вырасти до 100 млрд. долларов), а также подстегнуть еще одного драйвера роста национальной экономики — развитие частного сектора.

Священная корова

Тем неожиданнее было услышать реплику министра финансов Беларуси Максима Ермоловича относительно белорусского сектора. В своем выступлении на KEF–2019 министр отметил, что разговоры об неэффективности госсектора сильно преувеличены, а также призвал перестать клеймить позором себя за то, что в стране есть госсектор.
По его словам, госпредприятия приносит в бюджет около 800 млн. долларов в год. При этом господдержка госпредприятий, включая исполнение гарантий по кредитам, суммарно обходится в треть суммы дивидендов, которые государство получает.

Отметим, что в настоящее время в госсобственности находятся акции 1,869 тыс. акционерных обществ, при этом почти в 1,5 тыс. обществах (а они формируют половину ВВП страны) государству принадлежит контрольный пакет. В этой связи эксперты обращают внимание, что полученные от этих обществ дивиденды в объеме 800 млн. долларов — очень мало на вложенный государством капитал.

Скорее всего, в отсутствие карт-бланша на реформы госсектора правительство выбрало очень осторожную тактику движения в этом направлении. Неслучайно Ермолович на KEF–2019 заявил о том, что Беларуси нужно найти комфортную скорость проведения экономических реформ. А прежде — сделать госпредприятия максимально рыночно ориентированными. «Мы должны привести в экономику инвестора с его технологиями и возможностями. Без них, к сожалению, собственные ресурсы малых стран не могут быстро генерировать технологии. Чтобы инвестор пришел, нужна соответствующая рыночная среда, система законодательства, налогообложения, институциональная среда», — подчеркнул  Ермолович.

Но как решить эту проблему, если госсектор практически закрыт для иностранных инвестиций: (на него приходится около 5% всех прямых иностранных инвестиций на чистой основе), а также тормозит развитие рынка ценных бумаг в стране?

Директор департамента по ценным бумагам Министерства финансов Беларуси Алексей Красинский в ходе семинара 4 ноября обратил внимание, что в Беларуси насчитывается более 4 тысяч акционерных обществ, но общий объем операций с акциями на всех сегментах рынка акций составил всего лишь 294 млн. рублей, а сделок купли-продажи на порядок меньше — 31 млн. рублей.

Низкую активность на рынке акций Красинский объяснил тем, что в Беларуси доминирующим собственником акций является государство. По сути, в Беларуси есть один акционер, у которого сконцентрировано порядка 90% всех акций, находящихся в обращении. «На этом фоне ожидать, что объем торгов на рынке акций будет значительным, не приходится», — отметил он.

Реформа или имитация?

Вот почему заявления белорусских чиновников о фактическом отсутствии разногласий с ВБ по содержанию дорожной карты реформ, вызывают закономерный вопрос: неужели правительству и ВБ удалось согласовать ключевой вопрос программы – подходы по реформе госсобственности?

Позиция ВБ по этой теме озвучивалась неоднократно: структурные реформы в Беларуси должны начаться с реструктуризации сектора госпредприятий. Ничего революционного эксперты банка не предлагают. ВБ не настаивает на масштабной приватизации. Банк предлагает классифицировать все госпредприятия исходя из потенциала их «живучести». Одна группа — нормально работающие предприятия, вторая — которые могут быстро пройти финансовую реструктуризацию, третья — у которых нет будущего (их придется ликвидировать), четвертая — те, которые имеют будущее в случае их приватизации.

Такую классификацию госпредприятий в обязательном порядке должен провести объективный независимый субъект, в противном случае это не даст результата, считает глава представительства ВБ в Беларуси Алекс Кремер. И привлечь такую организацию к работе с госсектором в Беларуси при наличии политической воли было бы, по его мнению, несложно.

Правительство Беларуси в целом подобные подходы вроде бы не отвергает. Касаясь реформы белорусского госсектора, Турчин в кулуарах KEF–2019 рассказал журналистам, что в Беларуси проблемные предприятия разделят на категории – те, которые смогут работать самостоятельно, и те, кому нужна поддержка. При этом правительство заранее выделило топ-100 акционерных обществ, которых оно намерено реформировать с помощью корпоративного управления.

«Мы взяли топ-100 акционерных обществ и выстраиваем на них систему корпоративного управления. На мой субъективный взгляд, там нет предприятий, которые надо закрывать. Есть те, которые работают самостоятельно, кому-то надо подставить плечо и они пойдут дальше. Подчеркиваю, речь не идет о новой господдержке. Возможно, где-то будет реструктуризация задолженности, но никаких новых выделений денег», — подчеркнул Турчин.

При этом правительство попытается смягчить реформу госсектора через усиление социальной поддержки. В феврале 2020 года планируется подготовить закон о занятости. «Определенные решения мы попытаемся имплементировать в этом документе. В том числе наши предложения по определенной поддержке граждан, оказавшихся в сложной ситуации», — сказал Турчин.

Кстати, глава представительства ВБ в Беларуси Алекс Кремер неоднократно обращал внимание, что расширение программ социальной помощи в Беларуси будет «куда эффективнее, чем искусственно сохранять занятость на госпредприятиях».

Однако, заметим, что правительство Беларуси уже заранее отобрало самостоятельно (без независимой организации, о чем говорит ВБ) топ-100 акционерных обществ страны, которых собирается «мягко» реформировать с помощью корпоративного управления.

О неготовности власти менять ситуацию в сфере госсобственности свидетельствует отношение официального Минска к договоренностям с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Отметим, что ЕБРР проявил интерес к приватизации белорусских банков и предприятий в контексте подготовки новой стратегии банка для Беларуси на 2020–2023 годы, позволившей европейскому банку расширить взаимодействие с белорусским госсектором.

Можно сказать, что в настоящее время ЕБРР является крупнейшим инвестором в стране. С начала своей работы в Беларуси в 1992 году ЕБРР предоставил стране почти 2,46 млрд. евро на 114 проектов в различных отраслях экономики страны, в том числе в 2018 году профинансировал 21 проект на сумму более 360 млн. евро. По итогам 2019 года этот показатель может быть перекрыт.

ЕБРР в течение четырех лет обсуждал покупку блокпакета акций Белинвестбанка. Однако диалог остановился в начале лета, когда правительство Беларуси озвучило существенную разницу в определении стоимости Белинвестбанка — в 2,7 раза. Кроме того, у ЕБРР по этой сделке появился конкурент в лице Евразийского банка развития. Также не реализован проект по продаже ЕБРР госдоли в Приорбанке.

Сейчас начинается обсуждение новой стратегии ЕБРР для Беларуси. «В этом процессе, конечно же, возникнет вопрос: чего мы достигли по старой стратегии в сфере приватизации. Это самый большой отрезок нашей работы, где мы провели большую подготовительную работу. И мы, конечно же, хотели бы видеть результат», — отметил глава представительства ЕБРР в Беларуси Александр Пивоварский журналистам в кулуарах «Кастрычніцкага эканамічнага форума KEF–2019» 31 октября.

ЕБРР хотел бы видеть прогресс в сфере реализации намеченных сделок еще и потому, что это были совместные с правительством Беларуси планы. «Не сами же мы это придумали. В этой связи у нас есть волнение, что когда начнут обсуждать эти вопросы, у наших владельцев возникнут сомнения, что мы достигли намеченных результатов», — сказал  Пивоварский.

Эта ситуация может повлиять и на стратегию работы ЕБРР в Беларуси. «Все в руках владельцев банка. Когда мы меняли стратегию (для Беларуси – прим ред.) в 2016 году (она была очень ограниченной), подход был такой: чем больше будет изменений, реформ, трансформаций, тем больше будем инвестировать в Беларуси. Конечно, если мы видим реформы в этом секторе, тогда мы наращиваем объем инвестиций», — подчеркнул Пивоварский.

Судьба реформ зависит от президента

Отметим, что правительство Беларуси при поддержке ВБ сейчас готовит уже вторую дорожную карту структурных реформ в стране. Предыдущий документ был разработан в 2015 году и также в качестве центральной темы содержал трансформацию госсектора Беларуси. Однако реформа так и не состоялась.

Решатся ли белорусские власти на реализацию дорожной карты сейчас, большой вопрос. «Мы — рекомендуем, а правительство и президент — принимают решение», — отметил глава представительства ВБ в Беларуси Алекс Кремер журналистам в кулуарах «KEF–2019».

Надо полагать, что теперь также, как и четыре года назад, судьба белорусской реформы госсектора будет во многом определять степень лояльности Москвы в отношении предоставления дополнительных бонусов ближайшему союзнику.

Напомним, в 2015 году правительство Беларуси объявило о проведении реформы собственности в рамках начатых переговоров с МВФ о заключении новой кредитной программы. При этом МВФ заявил, что новый кредит готов выдать Беларуси только в случае готовности его руководства страны двигаться по пути реформ, направленных на повышение эффективности национальной экономики. В 2015 году правительство и Нацбанк Беларуси вместе с экспертами Всемирного банка работали над подготовкой «дорожной карты» структурных реформ белорусской экономики. Один из 6 ключевых разделов «дорожной карты» включал реформирование госсектора.

Ожидалось, что в марте 2017 года президент Беларуси Александр Лукашенко проведет совещание по вопросам реформирования госсобственности, на котором будет принята стратегия реформирования госсектора. Однако совещание не состоялось – А. Лукашенко не дал добро на эту реформу.

В то время договоренности с Россией по нефтегазовым вопросам, а также российский межгоскредит в 700 млн. долларов позволили белорусскому руководству снять остроту вопроса относительно поиска внешнего финансирования. Что и позволило властям Беларуси не спешить с реформой госсектора, которых они так боятся.

Тэги:

, , , ,

С 9 октября в Беларуси вводится обязательный масочный режим и соблюдение дистанции

В Республике Беларусь с 9 октября ношение масок и соблюдение дистанции в общественных местах станет обязательным для всех, говорится в сообщении Минздрава в телеграм канале Официальный Минздрав. Данная норма внесена специалистами Министерства здравоохранения в санитарные нормы и правила, касающиеся профилактики гриппа и COVID-19. Как сообщил сегодня заместитель министра здравоохранения — главный санитарный врач Александр Тарасенко,

Как будут отмечать День Победы в Минске — программа мероприятий Мингорисполкома

Мингорисполком опубликовал программу мероприятий городских властей на 9 мая 2021 года: 11:00 – торжественная церемония возложения цветов и венков к монументу Победы. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны придут официальные делегации государственных органов, трудовых коллективов столичных предприятий, представителей общественных и профсоюзных организаций, администраций районов, духовенство, депутаты, молодежь. 11:00 – в парке Победы начнется

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 мая

Вероятно продолжение снижения курса доллара на БВФБ: на 0-0,5%. В то же время возможны неожиданные колебания курсов валют на бирже. Но в понедельник 24 мая курс доллара может вырасти на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе уменьшился, хотя и не столь значительно, как ожидалось: на 0,5%

Фейерверк на 9 мая в Минске — где смотреть

В Минске 9 мая состоится фейерверк, сообщила на пресс-конференции начальник отдела учреждений культуры управления культуры Мингорисполкома Екатерина Усова. По ее словам  фейерверк  запланирован на территории города Минска в пяти точках. Он начнется в 23:00. Основной точкой станет парк Янки Купалы. Также фейерверк будет организован: в парке Павлова, в парке Уго Чавеса, на набережной в Дроздах,

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия