Часть вторая

Если в определенный момент системные экономические реформы станут соответствовать интересам правящей элиты, то белорусские реформаторы могут столкнуться с другой серьезной проблемой. Речь идет об узких экономических интересах. Так называемое рентоориентированное поведение, принося выгоду узким интересам, наносит ущерб производительности экономики в целом за счет ограничения конкуренции, неравных условий экономической деятельности, мягких бюджетных ограничений и искажений в распределении ограниченных ресурсов. Широкое распространение в белорусской экономике таких явлений как мягкие бюджетные ограничения и коррупция является достаточно точным индикатором доминирования в экономике узких интересов.

Авторитарная модернизация по-белорусски: почему миссия невыполнима. Часть 1

Коррупция – второй важный признак, указывающий на способность узких интересов извлекать ренту. Согласно данным Transparency International, Беларусь имеет не слишком высокое, среднемировое значение индекса восприятия коррупции, при этом занимая одну из лучших позиций в Восточной Европе и Центральной Азии — втором по уровню коррумпированности регионе мира. Между тем, судя по информации о выявляемых у нас коррупционных нарушениях, это явление имеет системный характер на уровне предприятий, отраслей и органов власти. Имеются исследования, подтверждающие, что в нашей стране коррупция является препятствием для ведения бизнеса и в высокой степени проявляется в сегменте государственных предприятий и на уровне местных органов власти. Это закономерный исход, принимая во внимание доминирование в экономике государственной собственности и отсутствие заинтересованности менеджмента и персонала компаний, контролируемых государством, в защите активов и прибылей последних. Согласно данным официальной статистики количество коррупционных преступлений растет. Это согласуется с выводами политэкономической теории о том, что, при условии стабильности институтов и с течением времени, узкие интересы развивают способность к организации коллективных действий и увеличению объемов извлекаемой ренты.

Поиск ренты является типичным и широко распространенным в белорусской экономике явлением. В условиях длительного по времени доминирования государственной собственности и высокой централизации ресурсов государством при ограниченном доступе к политической системе рентоориентированное поведение бюрократии и менеджмента предприятий, контролируемых государством, естественно. Какова вероятность того, что в случае рыночных преобразований эти группы добровольно изменят свое поведение, оставив в стороне собственные интересы? Думаю, у нас нет оснований рассчитывать на это. Как показывает опыт переходных экономик, узкие интересы успешно используют свое политико-бюрократическое влияние для изменения правил игры в свою пользу. Речь идет не только о приватизации в пользу своих, но и получении привилегий и особого положения на рынке. В ходе реформ их поведение изменится по форме и будет направлено на то, чтобы обратить институциональные изменения в свою пользу, но содержательно будет по-прежнему представлять собой поиск ренты.

По М. Олсону узкие интересы находят возможность для извлечения ренты и негативно влияют на экономическое развитие как при демократическом, так и при автократическом режиме при условии, что этот режим является стабильным в течение относительно длительного времени. Однако Д. Норт и его соавторы не соглашаются с данным выводом, полагая, что при открытом доступе к политической системе количественный рост организованных групп приводит не к негативным, а к позитивным последствиям. При открытой политической системе разнообразные и хорошо организованные интересы способствуют формированию политической конкуренции и препятствуют доминированию отдельных групп и субъектов, наносящему ущерб общественному развитию. Таким образом, открытый доступ к политической системе и наличие конкуренции в политической сфере позволяют поддерживать экономическую конкуренцию и ослабляют возможности для реализации узких интересов.

В наших условиях препятствием является проблема «выжженной земли» в политической сфере, когда ограничения в доступе к политическим и общественным организациям просто не позволили сформироваться разнообразным и широким интересам. Тем не менее, проведение экономических преобразований в условиях открытого доступа к политической системе является наиболее надежным способом взять под контроль политическое влияние узких интересов. В противном случае высока вероятность того, что белорусская экономика может стать типичным представителем кланового капитализма, генерирующим нерыночную ренту для отдельных субъектов, а не высокие темпы экономического роста.

Бизнес-климат и политические права

В одной из предыдущих статей мне уже приходилось писать об инвестиционной проблематике (Как мы оказались в инвестиционном пике?) и эта тема по-прежнему остается актуальной. Более того, она имеет непосредственное отношение к предмету настоящей статьи, поскольку высокая инвестиционная активность является необходимой предпосылкой экономической модернизации. К сожалению, в последние годы уровень инвестиционной активности и динамика инвестиций не отвечают целям модернизации и ускорения экономического роста.

Если рассматривать реализацию двух последних программ социально-экономического развития, то наибольший относительный размер инвестиций в нашей стране приходился на 2011 год, когда он превысил 32% ВВП. Ключевую роль в инвестиционном процессе играло государство, под контролем которого осуществлялось аккумулирование и распределение инвестиционных ресурсов, в том числе через банковский сектор. В результате неэффективного размещения капитала и значительного снижения отдачи от инвестиций после 2011 года государство стало сворачивать объемы директивного кредитования. Как следствие, доля инвестиций, финансируемых за счет банковского кредита, сократилась с почти 36% в 2011 году до 14% в 2018 году. Вместе с этим процессом начал снижаться относительный размер инвестиций, величина которого сейчас составляет около 20% ВВП, что ниже принятого уровня экономической безопасности. Сократилась и величина инвестиций в реальном выражении: в 2018 году объем инвестиций в экономику в сопоставимых ценах составил около 68% от уровня 2011 года.

Уместно говорить об определенном дефиците капитала, вкладываемого инвесторами в белорусскую экономику. Это интересное обстоятельство, учитывая, что значительное снижение относительного размера инвестиций наблюдается на фоне стабильного уровня валового сбережения в ВВП. По моим оценкам, основанным на имеющихся статистических данных Белстата, в 2018 году объем инвестиций по предприятиям государственной формы собственности и с долей государственной собственности в реальном выражении составил всего около 70% от уровня 2012 года. По предприятиям частной и иностранной форм собственности ситуация не столь драматичная. Но по этим предприятиям объем инвестиций в сопоставимых ценах в 2018 году также оказался ниже уровня 2012 года. Проблема состоит в том, что по мере интенсивного сокращения реального объема инвестиций, осуществляемых с участием государства, не происходит их замещения частным капиталом. И возможно это только в том случае, если бизнес-климат будет поощрять частные инвестиции.

Как создать такой бизнес-климат, обеспечить его устойчивость и, возможно, самое главное, поддерживать доверие инвесторов относительно того, что такое положение вещей сохранится бесконечно долго? Единственный надежный способ состоит в том, чтобы предоставить бизнесу права, позволяющие влиять на выработку правил игры и их практическую реализацию, обеспечивая тем самым защиту собственных интересов. В долгосрочном периоде такие права могут быть гарантированы только институтами – такими как политическое представительство и независимый суд. До тех пор пока этого не произойдет, не существует никаких институциональных ограничений, которые не позволили бы субъектам, обладающим политической властью, обратить позитивные изменения вспять. Само по себе такое положение вещей оказывает негативное влияние на склонность индивидов вести экономическую деятельность и осуществлять инвестиции.

В нашей стране предпринимаются определенные попытки учесть интересы бизнес-сообщества при выработке правил игры и экономической политики. В частности, белорусский президент неоднократно заявлял, что сам является защитником прав и интересов предпринимателей, фактически выступая бизнес-омбудсменом. Это, безусловно, ценно, но не является надежным способом защиты интересов бизнеса. Во-первых, одно лицо, будь оно даже высшим должностным лицом в стране, в силу естественных причин, не способно на регулярной основе защищать права более 140 тысяч организаций. Во-вторых, как мы уже прояснили, интересы лица, выполняющего функции бизнес-омбудсмена, и интересы бизнеса могут не совпадать. И в случае возникновения такого конфликта, он, вне всякого сомнения, будет разрешаться в пользу субъекта, располагающего большей политической властью.

Попытки институциализировать участие делового сообщества в выработке правил игры в нашей стране связаны с функционированием бизнес-ассоциаций и консультативно-совещательных структур. Благодаря исследованиям Либерального клуба у нас есть представление о том, как функционируют названные структуры и каких результатов достигают по части защиты интересов бизнеса. Известно, в частности, что существующие инструменты взаимодействия государства и бизнеса не являются полноценными механизмами обратной связи, фактически бизнес может лишь донести свою позицию по некоторым вопросам, но не быть уверенным, что эта позиция будет включена в повестку дня. В результате, в силу их низкой результативности, бизнес не слишком активен в использовании указанных инструментов. Консультативно-совещательные структуры рассматриваются как важнейший канал принятия предложений бизнеса в законодательную плоскость, однако, лишь небольшая часть предложений принимается во внимание и внедряется в законодательную практику. Значительное влияние на развитие системы консультативно-совещательных структур оказывает экономическая конъюнктура: например, кризисные явления побуждают к либерализации условий ведения бизнеса и более интенсивному взаимодействию государства и бизнеса. Для отношений государства и бизнеса характерен средний уровень доверия, следствием чего, может быть недоверие бизнеса к официальным механизмам взаимодействия.

Такие выводы позволяют констатировать, что консультативно-совещательные структуры предоставляют бизнесу право быть услышанным, но не права принимать участие в выработке, принятии и контроле выполнения решений в экономической сфере. В такой институциональной среде бизнес остается уязвимым в ситуации, когда его интересы в широком смысле будут противостоять особым политическим и экономическим интересам. Суррогаты институтов представительства не способны решить данную проблему и обеспечить надежную защиту интересов частного бизнеса в долгосрочном периоде.

Если мы хотим создать деловую среду, благоприятную для бизнеса и устойчивую в долгосрочным плане, достаточно того чтобы широкие интересы бизнеса были представлены на политическом уровне. Это связано с предоставлением бизнесу политических прав, которые могут быть реализованы только в условиях открытой, конкурентной и плюралистичной политической системы. До тех пор пока не функционируют институты политического представительства, обязательства властей поддерживать благоприятный бизнес-климат не могут быть достоверными в долгосрочном периоде. Точно так же не будут заслуживать доверия обязательства соблюдать права частной собственности, если они не обеспечиваются функционированием независимого суда. Такая институциональная среда сама по себе негативно воздействует на стимулы экономических субъектов и препятствует инвестиционной активности.

***

Рассуждая о перспективах авторитарной модернизации в Беларуси, нельзя не упомянуть интеграционный аспект. Возможно, углубление экономической интеграции с РФ будет способствовать институциональному сближению в направлении функционирования открытых, конкурентных рынков и обеспечения лучшей защиты прав собственности? Полагаю, что на это не следует рассчитывать. Во-первых, сама Россия не располагает и не может поделиться с нами такими институтами. Во-вторых, РФ в своих попытках авторитарной модернизации уже достаточно давно сталкивается с проблемами, схожими с теми, что описаны выше ( Гельман  В. Тупик авторитарной модернизации). Кроме того, различия в интересах элит двух стран позволяют прогнозировать трудности в реализации интеграционного проекта и низкую вероятность его успешного завершения. В частности, нет сомнений в том, что белорусская правящая элита, последовательно поддерживающая правила игры в экономике в соответствии с собственными политическими интересами, не намерена делиться полномочиями, связанными с выбором и формированием экономических институтов. Последние имеют политическое измерение и отказ, или даже частичный отказ, от права определять экономические институты противоречил бы интересам белорусской политической элиты.

Надежды на то, что авторитарное политическое устройство будет способствовать экономической модернизации, основано на представлении о том, что субъекты, обладающие неограниченной или слабо ограниченной политической властью, будут использовать ее для формирования общественно эффективных экономических институтов. Это, в свою очередь, будет способствовать экономическому прогрессу и динамичному развитию. Но представление о бескорыстии авторитарных правителей является заблуждением. Группы и индивиды, обладающие политической властью и влиянием, склонны руководствоваться собственными интересами, выбирая экономические институты исходя из благоприятных для них распределительных последствий, а не соображениями их общественной эффективности.

В этом смысле авторитарное политическое устройство является очень ненадежным способом обеспечить долгосрочное экономическое развитие и высокий уровень благосостояния. Авторитарные режимы нередко способны обеспечивать экономический рост в течение относительно продолжительных периодов времени, но только в редких, даже исключительных, случаях способны привести свои общества к процветанию. Это случается редко, поскольку происходит там и тогда, где и когда правящие элиты отказываются от своих собственных интересов. К сожалению, это не наш случай. 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,