• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Белорусские предприятия пожаловались президенту РБ на завышенные банковские комиссии и неоправданно высокие процентные ставки. Они не понимают, что все это не прихоть банков, а государственная политика, направленная на обеспечение финансовой стабильности и поддержку убыточных предприятий.

Как бы то ни было, Александр Лукашенко поручил правительству и Национальному банку разобраться в сложившейся ситуации. Об этом премьер-министр РБ Сергей Румас сообщил 23 августа после встречи с президентом РБ.

Госбанки увеличивают прибыль, иностранные банки сокращают

Если посмотреть на результаты деятельности коммерческих банков (без учета Банка развития) за I полугодие текущего года, то легко обнаружить, что претензии предприятий, похоже, оправданы. Чистые комиссионные доходы банков за этот период выросли на 18,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то есть на 95,2 млн. рублей и достигли 614,9 млн. рублей. Такие данные приведены в подготовленном Нацбанком обзоре банковского сектора РБ «Краткая характеристика устойчивости функционирования» за I полугодие 2019 года.

При этом активы банков увеличились в намного меньшей степени, то есть оправдать данное увеличение ростом активных операций нельзя. Более того, практически все другие статьи прибыли банков сократились. В частности, чистые процентные доходы уменьшились на 1,2% – до 1,397 млрд. рублей.

Чистый доход коммерческих банков по операциям с иностранной валютой сократился на 7,8% – до 212,1 млн. рублей, доход в форме дивидендов снизился почти в 2 раза и составил 8,3 млн. рублей, а прочие доходы сократились на 5%, достигнув 239,4 млн. рублей.

Кроме чистых комиссионных доходов в текущем году у банков увеличился только чистый доход по операциям с ценными бумагами, причем, довольно значительно: примерно в 5 раз. Но этот доход составляет всего 9,7 млн. рублей.

Таким образом, коммерческие банки пытаются компенсировать потери своих доходов за счет увеличения комиссий. Грешат этим, похоже, именно государственные банки, так как их чистая прибыль за II квартал текущего года выросла на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (до 154,4 млн. рублей), а у иностранных банков чистая прибыль снизилась на 10,2% (до 144,4 млн. рублей). Правда, чистая прибыль частных банков выросла примерно в 2 раза и достигла 16,1 млн. рублей. Но ситуация в частных банках картины в целом по банковскому сектору страны не меняет, так как они небольшие, быстро перестраиваются под потребности рынка, который, хотя и не очень большой, в Беларуси все же имеется.

Впрочем, ситуация не так проста, потому что банки используют и другие способы увеличения чистой прибыли, кроме увеличения комиссий. Первый состоит в снижении налогов. В I полугодии 2019 года налог на прибыль, уплаченный коммерческими банками, снизился на 18,5% по сравнению с первой половиной прошлого года (до 105 млн. рублей). Второй способ состоит в снижении чистых отчислений в резервы, в результате чего банкам удается направить в прибыль большие суммы. Величина таких отчислений упала в рассматриваемом периоде на 13,5% и составила 373,3 млн. рублей.

Благодаря снижению данных отчислений и увеличению комиссионных доходов, белорусским банкам удалось увеличить чистую прибыль за полугодие на 11% – до 548,3 млн. рублей.

Перераспределение ресурсов – это государственная политика

Результат кажется довольно неплохим, но если вспомнить, за счет чего он получен, то можно прийти к выводу, что белорусская банковская система на самом деле находится в довольно неприятной ситуации. Сейчас рентабельность капитала белорусских банков высока, но это благополучие зиждется на завышенных комиссиях, льготах по налогам, и экономии на резервах, а не на росте доходов от увеличения объемов, качества и количества финансовых услуг.

Проблема есть и с завышенными, по мнению предприятий, процентами по кредитам. Они действительно завышенные, но коммерческие банки здесь не при чем, так как высокие ставки – это государственная политика. Нацбанк, сохраняя завышенные ставки в банковской системе РБ, борется за финансовую стабильность.

Что касается высоких комиссионных, то сложно сказать, является ли и это государственной политикой. С одной стороны, Нацбанк не сообщал о своем желании поддерживать высокие комиссии в целях борьбы с рисками роста спроса со стороны населения и предприятий на иностранную валюту, хотя логика его рассуждений в отношении процентных ставок именно такова, и она полностью справедлива и для комиссий.

С другой стороны, не исключено, что правительство и Нацбанк сквозь пальцы смотрят на политику коммерческих банков в отношении комиссионных, чтобы предоставить им возможность дополнительно заработать в качестве компенсации за поддержку убыточных государственных предприятий. Ведь на госбанки выпала миссия компенсировать сокращение поддержки таким предприятиям за счет бюджета (см. «Плохие активы могут потопить белорусские банки»). То есть и завышенные комиссионные банков тоже вполне могут оказаться государственной политикой, хотя и не декларируемой. И состоит эта политика в том, чтобы отобрать побольше денег у населения и предприятий, которые имеют ресурсы, и перераспределить средства по усмотрению чиновников.

Такая денежная политика фактически представляет собой увеличение налогообложения, хотя формально таковой не является.

Из всего вышесказанного следует вывод, что улучшение состояния с прибылью государственных банков не является следствием их развития и улучшения качества и количества предоставляемых ими услуг (хотя в некоторых банках это происходит). Это, по сути, созданный государством новый механизм перераспределения ресурсов в стране по усмотрению чиновников с помощью госбанков.

Поэтому результаты проверки правительством и Нацбанком деятельности коммерческих банков, которые должны быть доложены президенту РБ уже в сентябре текущего года, могут оказаться неприятными для предприятий. Отдельные недостатки проверяющие, ради приличия, пожалуй, могут выявить, но в целом они, вполне вероятно, станут на сторону банков. Ведь состригая с народа и бизнеса дополнительные деньги, банки способствуют финансовой стабильности и внебюджетному перераспределению средств от прибыльных предприятий к убыточным. А это ведь полностью совпадает с принятой у нас в стране денежной политикой государства. От нее, правда, правительство и Нацбанк сейчас немного отступают, но это, похоже, только предвыборное, то есть временное отступление.

Тэги:

, , , ,

Скидки в августе в магазинах Минска: где купить дешевле

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, в августе 2020 года в торговых организациях столицы пройдут «Дни скидок»: ОАО «ЦУМ Минск»: 1, 2, 5-9, 12-16, 19-23, 26-30 августа – до 25 % на непродовольственные товары, 5% на продовольственные товары; 5, 12, 19, 26 августа – до 50 % на непродовольственные товары (Акция «День школьника!»); Для держателей

Прогноз курса рубля на неделю 3-7 августа

Курс доллара на БВФБ может увеличиться еще примерно на 2% или даже выше, причем существует вероятность возникновения ажиотажного спроса на валюту. Уже в понедельник 3 августа возможен скачек курса примерно на 1%. Ожидаемая неожиданность, то есть скачек курса доллара на БВФБ на прошедшей неделе все же произошел: средневзвешенный курс американской валюты вырос на 2% и

Призыв 2020: Лукашенко подписал указ о призыве и увольнении в запас

 Александр Лукашенко подписал указ №297 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве», сообщила пресс-служба  президента «Документом предусматривается призвать в августе — ноябре 2020 года на срочную военную службу, службу в резерве граждан Беларуси мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет и которые не имеют права на отсрочку

Курс доллара готовится к новым рекордам

Курс евро по отношению к белорусскому рублю в конце июля достигал исторического максимума, а курс доллара 1 августа не дотянул до рекорда всего 15 копеек, и если дела на валютном рынке Беларуси будут идти так и дальше, то в августе не устоит максимум и по доллару. Чем ближе дата выборов президента, тем больше накаляются страсти

Евразийская интеграция споткнулась о газ

Стратегию развития ЕАЭС до 2025 года вряд удастся согласовать, если не будут снижены цены на газ для Беларуси. И для Минска неважно, как это произойдет – путем унификация тарифов на транспортировку газа в евразийском союзе или в результате договоренностей с РФ в рамках союзной «двойки». Проект евразийской Стратегии-2025 состоит из общих положений и 330 мер

По его воле белорусы остались бедными

Александр Лукашенко посетил Гомель и пообщался со своими соратниками. Провел, так сказать, расширенный хозпартактив областного масштаба перед выборами, на которых он рассчитывает победить. Оснований у него очень много. Это традиционная ситуация, которая сложилась очень давно и ни разу не прерывалась. Тем не менее, время и, как говорится, пространство изменяются, а вместе с ними и люди.

Нефтяная альтернатива для Беларуси: конъюнктурный расчет или долгосрочная стратегия?

Это вопрос пока остается риторическим, несмотря на заверения белорусских чиновников, что взятый курс на диверсификацию поставок нефти в страну – это всерьез и надолго. Казалось бы, все точки над «i» в этой теме уже расставлены: в 2020 году белорусские власти осознанно занялась организацией поставок альтернативной нефти, даже несмотря на то, что для Беларуси российская нефть

Экономическая программа президента Беларуси: отказ от рынка и давление на частников

Судя по предвыборным обещаниям Александра Лукашенко, его президентская программа заключается в поддержке и расширении государственного сектора экономики и усилении государственного контроля над частным бизнесом. Похоже, что на президента Беларуси очень сильное впечатление произвело появление сразу двух серьезных конкурентов на президентских выборах – Виктора Бабарико и Валерия Цепкало, и сам факт того, что люди из бизнеса