• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Белорусский бюджет является сводным показателем, характеризующим финансовую систему государства, и, казалось бы, напрямую не затрагивает конкретного белоруса. В то же время простой макроэкономический анализ доходной и расходной частей бюджета позволяет определиться с тем, какие экономические процессы происходят в экономике и чего следует ожидать конкретному человеку в ближайшей перспективе. Чтобы понять, как это происходит на практике, проанализируем исполнение белорусского бюджета за первое полугодие 2019 года.

Доходы растут неравномерно

За первое полугодие 2019 года доходы бюджета сектора государственного управления, то есть фактические доходы государства, составили 25,9 млрд. рублей или 110,6%  к аналогичному периоду 2018 года. Данный рост доходов превышает уровень инфляции в стране, а значит, реальные доходы государства в 2019 году увеличились.

Основной прирост доходов государства обеспечен за счет роста отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), которые увеличились за год на 0,9 млрд. рублей или на 113,4% и обеспечили 36% всего прироста доходов государства. Указанный прирост доходов в ФСЗН напрямую связан с реальным ростом заработной платы в государстве, который существенно превышает рост ВВП в государстве, а значит, в очередной раз можно говорить об «искусственном» увеличении доходов населения, не подкрепленных ростом производительности труда.

Также существенно, на 116,7%, в первом полугодии 2019 года возросли поступления в бюджет от налога на прибыль. Столь существенный рост рентабельности белорусского бизнеса может быть обусловлен, как благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, так и новыми налоговыми льготами. Напомним, что с 1 января 2019 года для белорусского бизнеса установлены льготные 0% ставки по налогу на прибыль и подоходному налогу при распределении дивидендов один раз в 5 лет. Похоже, данная льгота простимулировала часть белорусского бизнеса вывести свои доходы «из тени» и показать реальную рентабельность своей деятельности.

Менее существенно в первом полугодии 2019 года выросли поступления от акцизов и НДС. Они составили 108,3% и 105,9% соответственно по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Данные налоги напрямую связаны с реализацией товаров (работ, услуг) и характеризуют уровень потребления в стране. Опережающий рост акцизов над НДС свидетельствует о том, что население в большем объеме приобретало подакцизные товары (алкоголь, табак, бензин), нежели другие не подакцизные группы товаров.

В  свою очередь рост поступлений по НДС и акцизам необходимо сравнивать с ростом ВВП, который увеличился с начала года в сопоставимых ценах на 0,9%, и ростом потребительских цен на товары и услуги, которые с начала года выросли на 2,9%.

Сопоставление этих данных свидетельствует о том, что прирост, как поступлений акцизов, так и НДС, связан с ростом расходов населения за счет реального увеличения заработной платы. Фактически население предпочитает больше тратить, чем сберегать, что и позволяет государству обеспечивать прирост доходов бюджета за счет НДС и акцизов.

Единственным доходным источником, который сократился в 2019 году стали доходы от внешнеэкономической деятельности, которые составили лишь 85,2% от уровня прошлого года. На данное обстоятельство повлиял российский маневр с ценами на нефть, который сократил поступления от таможенных пошлин. В целом же снижение от доходов от внешнеэкономической деятельности за первое полугодие 2019 года составило 0,4 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Опережающий рост расходов

Еще более существенно, чем доходы, росли расходы государства. Так рост расходов государства в первом полугодии 2019 года составил 11,4% к аналогичному уровню прошлого года. Общие расходы государства в 2019 году составили 23,4 млрд. рублей и тоже увеличивались неравномерно.

Так, наиболее существенно за 2019 год увеличились расходы ФСЗН — на 17,2% от аналогичного периода прошлого года. При этом прирост расходов ФСЗН на 1,1 млрд. рублей превысил отмеченный выше прирост доходов фонда на 0,2 млрд. рублей, а значит, дефицит средств в ФСЗН увеличивается. Фактически государство в 2019 году увеличивает размер выплат по социальным пособиям и пенсиям без учета реального финансового состояния доходов фонда. Очевидно, что бесконечно такой «дефицитный» рост расходов ФСЗН продолжаться не может, а значит, государству необходимо будет придумывать новые источники финансирования для увеличения пенсий.

Второй по росту расходов в 2019 году стала социальная сфера. Так, увеличение расходов на социалку, и в первую очередь на рост оплаты труда в образовании, здравоохранении и так далее, увеличился на 13,3%.

Менее существенно увеличивались расходы на национальную экономику на 8,7% и на общегосударственную деятельность на 5,9%. Последнее свидетельствует о том, что приоритетом для государства в 2019 году стало обеспечение роста доходов населения над прочими расходами государства.

При этом следует отметить, что превышение темпов роста расходов над доходами в первом полугодии 2019 года привело к сокращению профицита государственных финансовых ресурсов с 3,4 млрд. рублей в 2018 году до 2,5 млрд. рублей в 2019 году. Известно, что профицит бюджета направляется преимущественно на погашение внешнего долга государства.

Соответственно, сокращение профицита государственного бюджета означает, что государство в текущем году будет стремиться преимущественно не погашать внешний долг, а рефинансировать его за счет новых заимствований или продления сроков погашения старых долгов. Фактически проблема погашения государственного долга переносится на будущие периоды в угоду текущему росту доходов населения.

Анализ государственных финансов первого полугодия 2019 года свидетельствует о том, что государство стремится использовать доходы государственного бюджета преимущественно на повышение доходов населения без учета реальной экономической ситуации в стране, изменения производительности труда. Фактически, на достижение запланированного президентом среднего уровня оплаты труда в 1 000 рублей направлены все расходы государственных финансовых ресурсов. И следует отметить, что в июне 2019 года эту цель удалось достичь, обеспечив с Беларуси номинально начисленную среднюю заработную плату в 1080,5 рублей на 1 человека.

Открытым остается вопрос о том, удастся ли правительству удержать данный уровень оплаты труда в среднесрочной перспективе и как это отразиться на финансовой системе Беларуси до конца года. Пока государству удается направить большую часть прироста доходов населения на потребление, что позволяет расти доходам бюджета и при этом стабилизировать курс валюты. Но насколько долгосрочной и эффективной окажется такая стратегия правительства 2019 года покажут годовые финансовые показатели бюджета и курс доллара и евро на 1 января 2020 года.

Практика прошлых десятилетий показывала, что экономически необоснованный рост оплаты труда всегда вел к девальвации белорусского рубля, инфляции и новому витку экономического кризиса. Удастся ли государству избежать данной негативной традиции, покажет ближайший год.

Тэги:

,

Прогноз курса рубля на неделю 26-30 октября

Ослабление доллара на БВФБ может продолжиться, но не так быстро, как на прошедшей неделе, то есть его курс может опуститься примерно на 0,5%. При этом возможны резкие колебания курсов. В понедельник 26 октября курс доллара может снизиться на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за неделю значительно снизился: на

В МГЛУ, БГУКИ и БрГТУ — новые ректоры

Сегодня назначены новые ректоры в  МГЛУ, БГУКИ и БрГТУ —  сообщает телеграм-канал Пул первого. Ректором Минского лингвистического университета ( МГЛУ) назначена МГЛУ — Наталья Лаптева (до этого возглавляла факультет немецкого языка). Напомним, в этом вузе отмечены самые массовые и активные протесты студентов. Также вуз попал в скандал в связи с тем, что бывшая ректор вызвала

До какого предела поднимутся ставки по валютным вкладам?

Белорусские банки лихорадочно повышают ставки по валютным вкладам населения, но это не может остановить отток валюты физических лиц, которые в сентябре сняли со своих депозитов 469,6 млн. долларов. Можно ожидать, что эти процессы будут продолжаться, причем довольно долго. Впрочем, отток вкладов в сентябре оказался меньше, чем в августе, когда сумма валютных депозитов населения сократилась на

Цена «газового счастья» для Беларуси

Удастся ли белорусским властям теперь, на фоне политического кризиса в стране и демонстрации попыток активизировать союзнические отношения с РФ, добиться заветной цели – снизить цену на газ на долгосрочную перспективу? Министр энергетики РФ Александр Новак совсем недавно в отношении предстоящих переговоров по условиям поставок газа в Беларусь был настроен весьма оптимистично. По его словам, стороны

В Беларуси началась кредитная накачка экономики

Причиной девальвации белорусского рубля в августе стал не только рост спроса населения на валюту, но и резкий рост объемов кредитования белорусскими банками предприятий, только за август набравшими 1,15 млрд. рублей кредитов. Оплатил этот бум заимствований Нацбанк, предоставивший банкам 2 трлн. рублей. В третьей декаде августа в Беларуси возник ажиотажный спрос на иностранную валюту, а Национальный

Нужен ли Беларуси свой порт в России?

Логистика экспорта внешних грузов в Беларуси сейчас подчинена одной цели – получить максимальную эффективность, что достигается благодаря диверсификации потоков, в том числе через порты стран Балтии. Теперь же белорусские власти в угоду политике в очередной раз предпринимают попытки сломать годами сложившиеся логистические связи и направить белорусские грузы в российские порты. При этом платить за неэффективную

Откажется ли Минск от альтернативной нефти в условиях политического кризиса в стране?

Резкий поворот белорусских властей на Восток вызывает закономерный вопрос: не откажутся ли они от альтернативных поставок нефти на фоне обострения экономического кризиса в стране и конъюнктурной привлекательности российской нефти? Когда весной 2020 года мировая цена на нефть рухнула, а экспортная пошлина на российскую нефть в апреле чуть ли не обнулилась, углеводородное сырье их РФ фактически

До какого уровня упадет курс доллара в сентябре?

После подъема в августе примерно на 9% курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже в сентябре падает. Снижение идет не так быстро как подъем, и существует вероятность того, что к докризисному уровню (2,4 рубля) курс доллара не вернется, затормозив возле 2,55 рубля за доллар. Национальный банк опубликовал данные об итогах торгов иностранными валютами в августе, которые