Белорусский бюджет является сводным показателем, характеризующим финансовую систему государства, и, казалось бы, напрямую не затрагивает конкретного белоруса. В то же время простой макроэкономический анализ доходной и расходной частей бюджета позволяет определиться с тем, какие экономические процессы происходят в экономике и чего следует ожидать конкретному человеку в ближайшей перспективе. Чтобы понять, как это происходит на практике, проанализируем исполнение белорусского бюджета за первое полугодие 2019 года.

Доходы растут неравномерно

За первое полугодие 2019 года доходы бюджета сектора государственного управления, то есть фактические доходы государства, составили 25,9 млрд. рублей или 110,6%  к аналогичному периоду 2018 года. Данный рост доходов превышает уровень инфляции в стране, а значит, реальные доходы государства в 2019 году увеличились.

Основной прирост доходов государства обеспечен за счет роста отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), которые увеличились за год на 0,9 млрд. рублей или на 113,4% и обеспечили 36% всего прироста доходов государства. Указанный прирост доходов в ФСЗН напрямую связан с реальным ростом заработной платы в государстве, который существенно превышает рост ВВП в государстве, а значит, в очередной раз можно говорить об «искусственном» увеличении доходов населения, не подкрепленных ростом производительности труда.

Также существенно, на 116,7%, в первом полугодии 2019 года возросли поступления в бюджет от налога на прибыль. Столь существенный рост рентабельности белорусского бизнеса может быть обусловлен, как благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, так и новыми налоговыми льготами. Напомним, что с 1 января 2019 года для белорусского бизнеса установлены льготные 0% ставки по налогу на прибыль и подоходному налогу при распределении дивидендов один раз в 5 лет. Похоже, данная льгота простимулировала часть белорусского бизнеса вывести свои доходы «из тени» и показать реальную рентабельность своей деятельности.

Менее существенно в первом полугодии 2019 года выросли поступления от акцизов и НДС. Они составили 108,3% и 105,9% соответственно по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Данные налоги напрямую связаны с реализацией товаров (работ, услуг) и характеризуют уровень потребления в стране. Опережающий рост акцизов над НДС свидетельствует о том, что население в большем объеме приобретало подакцизные товары (алкоголь, табак, бензин), нежели другие не подакцизные группы товаров.

В  свою очередь рост поступлений по НДС и акцизам необходимо сравнивать с ростом ВВП, который увеличился с начала года в сопоставимых ценах на 0,9%, и ростом потребительских цен на товары и услуги, которые с начала года выросли на 2,9%.

Сопоставление этих данных свидетельствует о том, что прирост, как поступлений акцизов, так и НДС, связан с ростом расходов населения за счет реального увеличения заработной платы. Фактически население предпочитает больше тратить, чем сберегать, что и позволяет государству обеспечивать прирост доходов бюджета за счет НДС и акцизов.

Единственным доходным источником, который сократился в 2019 году стали доходы от внешнеэкономической деятельности, которые составили лишь 85,2% от уровня прошлого года. На данное обстоятельство повлиял российский маневр с ценами на нефть, который сократил поступления от таможенных пошлин. В целом же снижение от доходов от внешнеэкономической деятельности за первое полугодие 2019 года составило 0,4 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Опережающий рост расходов

Еще более существенно, чем доходы, росли расходы государства. Так рост расходов государства в первом полугодии 2019 года составил 11,4% к аналогичному уровню прошлого года. Общие расходы государства в 2019 году составили 23,4 млрд. рублей и тоже увеличивались неравномерно.

Так, наиболее существенно за 2019 год увеличились расходы ФСЗН — на 17,2% от аналогичного периода прошлого года. При этом прирост расходов ФСЗН на 1,1 млрд. рублей превысил отмеченный выше прирост доходов фонда на 0,2 млрд. рублей, а значит, дефицит средств в ФСЗН увеличивается. Фактически государство в 2019 году увеличивает размер выплат по социальным пособиям и пенсиям без учета реального финансового состояния доходов фонда. Очевидно, что бесконечно такой «дефицитный» рост расходов ФСЗН продолжаться не может, а значит, государству необходимо будет придумывать новые источники финансирования для увеличения пенсий.

Второй по росту расходов в 2019 году стала социальная сфера. Так, увеличение расходов на социалку, и в первую очередь на рост оплаты труда в образовании, здравоохранении и так далее, увеличился на 13,3%.

Менее существенно увеличивались расходы на национальную экономику на 8,7% и на общегосударственную деятельность на 5,9%. Последнее свидетельствует о том, что приоритетом для государства в 2019 году стало обеспечение роста доходов населения над прочими расходами государства.

При этом следует отметить, что превышение темпов роста расходов над доходами в первом полугодии 2019 года привело к сокращению профицита государственных финансовых ресурсов с 3,4 млрд. рублей в 2018 году до 2,5 млрд. рублей в 2019 году. Известно, что профицит бюджета направляется преимущественно на погашение внешнего долга государства.

Соответственно, сокращение профицита государственного бюджета означает, что государство в текущем году будет стремиться преимущественно не погашать внешний долг, а рефинансировать его за счет новых заимствований или продления сроков погашения старых долгов. Фактически проблема погашения государственного долга переносится на будущие периоды в угоду текущему росту доходов населения.

Анализ государственных финансов первого полугодия 2019 года свидетельствует о том, что государство стремится использовать доходы государственного бюджета преимущественно на повышение доходов населения без учета реальной экономической ситуации в стране, изменения производительности труда. Фактически, на достижение запланированного президентом среднего уровня оплаты труда в 1 000 рублей направлены все расходы государственных финансовых ресурсов. И следует отметить, что в июне 2019 года эту цель удалось достичь, обеспечив с Беларуси номинально начисленную среднюю заработную плату в 1080,5 рублей на 1 человека.

Открытым остается вопрос о том, удастся ли правительству удержать данный уровень оплаты труда в среднесрочной перспективе и как это отразиться на финансовой системе Беларуси до конца года. Пока государству удается направить большую часть прироста доходов населения на потребление, что позволяет расти доходам бюджета и при этом стабилизировать курс валюты. Но насколько долгосрочной и эффективной окажется такая стратегия правительства 2019 года покажут годовые финансовые показатели бюджета и курс доллара и евро на 1 января 2020 года.

Практика прошлых десятилетий показывала, что экономически необоснованный рост оплаты труда всегда вел к девальвации белорусского рубля, инфляции и новому витку экономического кризиса. Удастся ли государству избежать данной негативной традиции, покажет ближайший год.

Тэги:

,

Прогноз курса рубля на неделю 28 февраля – 4 марта

Можно ожидать существенных колебаний курса доллара на БВФБ, вызванных скачками его курса на Московской бирже. Скачок, подобный произошедшему 24 февраля, маловероятен, в то время как возможна коррекция на 1-2%. Курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос на 7,5% и достиг 25 февраля 2,7597 рубля, что намного превысило прогноз. Но такой обвал вряд

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 21 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль отыграл почти половину вчерашнего падения — итоги торгов на БВФБ 1 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль резко подешевел к доллару и евро на торгах на БВФБ 22 февраля

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия