Россия не сможет обойтись без Беларуси в разработке ракетных комплексов, обесценивающих решение США о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Ответом России на выход США из ДРСМД может стать актуализация работ по ряду новейших ракетных вооружений — считает известный российский эксперт, главный редактор портала MilitaryRussia.Ru Дмитрий Корнев.

Одной из самых серьезных ответных мер может стать возобновление работ по мобильному ракетному комплексу (РК) РС-26 «Рубеж», являющемуся продвинутым аналогом знаменитых советских РК мобильного базирования «Пионер» и «Пионер-УТТХ» (РСД-10 по ДРСМД или SS-20 Saber по классификации НАТО).

Гроза Европы

Головным разработчиком РК РСД-10 с дальностью действия до 5000 км был Московский институт теплотехники (МИТ) под руководством академика Александра Надирадзе. Разделяющаяся головная часть каждой ракеты типа МИРВ была оснащена тремя боевыми блоками (ББ). Мощность одного ББ составляла 150 килотонн. Каждый ББ индивидуально наводился на выбранную цель. Ступень для разведения ББ имела систему управления и двигательную установку на твердом топливе.

Режим эксплуатации предусматривал размещение баллистической ракеты (БР) комплекса в герметично закрытом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Последний размещался на самоходной пусковой установке (СПУ), смонтированной на специальном колесном шасси. Кроме ТПК с ракетой на этом шасси располагалось и оборудование для проведения технического контроля и пуска БР.

Само шасси было спроектировано в СКБ-1 Минского автозавода (сейчас это Минский завод колесных тягачей) под руководством главного конструктора Бориса Шапошника. Оно имело колесную формулу 12х12, гидропневматическую подвеску, три передние управляемые оси и блокируемые межколесные и межтележечные дифференциалы.

При собственной массе шасси МАЗ-547В в 28 т его полезная нагрузка могла достигать 58 т. Всего в период с 1974 по 1984 год в Минске было выпущено 538 штук шасси МАЗ-547В.

Невзирая на снаряженный вес порядка 80 т, СПУ могла двигаться по дорогам любого типа со скоростью до 40 км/ч, преодолевала брод в 1 метр и подъем до 15 градусов. Производство пуска осуществлялось как из сооружений с раздвижной крышей типа «Крона», так и оборудованных полевых позиций на маршруте патрулирования. Перед пуском СПУ вывешивали на домкраты и горизонтировали.

В советские времена на белорусской территории базировалась крупнейшая группировка ракет средней и меньшей дальности — до трети от имеющихся в СССР. На 28 базах и объектах было размещено 318 ракет средней и 271 — меньшей дальности. В том числе 267 пусковых установок РК РСД-10.

По согласованным данным, приведенным в договоре по ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), между Советским Союзом и Соединенными Штатами, по состоянию на 1987 год, СССР обладал 405 развернутыми СПУ РК РСД-10 (в 1986 году их было 441 ед.), еще 245 хранилось в арсеналах и складах. Как видим, белорусская группировка развернутых РСД-10 была самой значительной.

В соответствии с положениями ДРСМД, в августе 1988 года началась ликвидация ракет РСД-10. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска, позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации-взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Последняя ракета была уничтожена 12 мая 1991 года.

Новый «Рубеж»

И вот теперь эстафету РСД-10 может подхватить РС-26. По мнению Д. Корнеева, РК РС-26 «Рубеж» получит «современную систему управления, с возможностью маневрирования на активном участке, с малогабаритными управляемыми боевыми блоками разработки Московского института теплотехники (МИТ)».

По мнению ряда экспертов, конструкция РС-26, в принципе, позволяет использовать эту ракету как БРСД — баллистическую ракету средней дальности. И именно это обстоятельство заставило российское руководство в свое время отложить принятие БР «Рубеж» на вооружение, дабы не дать США повода для срыва переговоров по сохранению ДРСМД. Но теперь, после прекращения действия этого документа, у Москвы больше нет причин лишать РВСН самого современного оружия.

В связи с чем Д. Корнеев допустил, что нынешние испытания боевого оснащения для БР на внутренней ракетной трассе между полигонами Капустин Яр и Сары-Шаган ведутся в интересах создания РК «Рубеж».

Очевидно следует напомнить, что эскизный проект этого РК готовился Московским институтом теплотехники. Ее полномасштабная разработка началась в 2006 году. В 2008 году между МИТ и Минским заводом колесных тягачей был заключен контракт на разработку колесного шасси МЗКТ-79291 (12×12) под СПУ нового комплекса.

А 3 июля 2013 года на параде в честь Дня Независимости в Минске новое шасси МЗКТ-79291 мощностью 650 лошадиных сил для СПУ РС-26 «Рубеж» было представлено широкой публике.

Этот колесный транспортер существенно меньше по габаритам МЗКТ-79221 (16×16), созданных для размещения РК «Тополь-М» и «Ярс», и обладает меньшей грузоподъемностью — 50 т против 80 т. Что дало основание экспертам определить примерные массо-габаритные характеристики БР нового комплекса: масса пускового контейнера — 50 т, cтартовая масса самой ракеты — 32 т длинна — 13 м.

На основании заявления главкома РВСН генерала Каракаева о том, что новая ракета не предназначена для установки в шахтные пусковые установки, а разрабатывается только вариант ее мобильного базирования, аналитики сделали вывод о том, что вероятнее всего, МИТ выполнил новую БР по технологиям баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).

Более того, в новой ракете, скорее всего, использованы первые две ступени БРПЛ «Булава», состоящих на вооружении российских атомных подлодок типа «Борей». Третья ступень БР состоит из трех-четырех отдельных боевых частей (БЧ), объединенных в пакет.

Каждая такая БЧ оснащена собственным жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Что позволяет многократно использовать ЖРД для совершения маневра уклонения от противоракет класса GBI и SM-3 первого эшелона американской ПРО.

При торможении БЧ в плотных слоях атмосферы до величины менее 3 км/сек., ЖРД будет включатся вновь для придания каждой боеголовке дополнительного ускорения (увеличив их скорость до 9,2 км/сек.) с целью преодоления второго эшелона ПРО.

Одним из главных преимуществ стратегических ракет «Тополь-М» и «Ярс», состоящих на вооружении РВСН России, считается резкий старт. Из-за чего средствам ПРО очень сложно зафиксировать сам факт их запуска и применить ракеты-перехватчики системы ЕвроПРО из Польши или Румынии.

Но в случае с БР «Рубеж» разгонный этап еще меньше, благодаря использованию высокоэнергетичного топлива, применявшегося ранее только на БРПЛ. На шахтных БР оно не применялось ввиду высокой подверженности детонации и чувствительности близкой к обычному взрывчатому веществу. Что не обеспечивает устойчивость к ударной перегрузке при ядерном взрыве. Упомянутые выше свойства РС-26 позволяют ей гарантированно преодолевать все эшелоны ПРО.

«Платформа» везти не может

Согласно сообщениям СМИ, серийное производство БР для РК «Рубеж» будет налажено на Воткинском машиностроительном заводе, оборудования пусковых установок — на Волгоградском заводе «Баррикады». А вот относительно производителя колесных шасси для них у экспертов имеются разногласия. Дело в том, что еще с советских времен традиционным поставщиком подобных машин является Минский завод колесных тягачей и были все основания ожидать сохранения статус-кво.

Но в течение ряда последних лет в российской прессе появилась серия публикаций о том, что Минобороны России намерено отказаться от использования белорусских шасси в качестве носителей новейших РК. Утверждалось, что теперь эти комплексы будут размещаться на колесных шасси семейства «Платформа» с электромеханической трансмиссией (ЭМТ) разработки Камского автозавода.

Некоторые представители экспертного сообщества приняли эту информацию всерьез и стали обсуждать ее последствия как для минского завода, так и для Беларуси. Другие (преимущественно военные специалисты) расценили их как информационные вбросы, цель которых — вынудить Минск пойти на условия Москвы при создании СП на базе МЗКТ.

Логика их рассуждений предельно проста: чтобы армия России смогла перейти на другую колесную базу, нужно много времени и денег. Однако самое главное — это отсутствие у российских производителей конструкторско-технологического и производственного потенциала для разработки и налаживания серийного выпуска таких машин.

Справедливость подобной точки зрения подтверждают и данные, приведенные главным редактором сайта «Автомобильный каталог» Александром Приваловым в статье «Почему буксует разработка перспективной автотехники», опубликованной в газете «Военно-промышленный курьер» в выпуске № 29 (792) за 30 июля 2019 года.

Из публикации следует, что на полигоне НИИЦ АТ идут испытания шасси МЗКТ-79291 (колесная формула 12х12.1) с механической трансмиссией. А в Набережных Челнах в свою очередь работают над альтернативным ему образцом КамАЗ-78509 (12х12.1) с электромеханической. И сравнение пока не в пользу изделия КамАЗа:

— снаряженная масса МЗКТ-79291 примерно на 10 т меньше, чем  снаряженная масса КамАЗ-78509;

— грузоподъемность МЗКТ-79291 приблизительно на 10 тонн выше, чем  грузоподъемность КамАЗ-78509;

— надежность МЗКТ-79291 оказалась выше ожиданий, в то время как у КамАЗ-78509 тяговые электродвигатели, электроника, другие узлы и  оборудование многократно выходили из строя в ходе испытаний.

В связи с чем еще год назад на форуме «Армия-2018» врио начальника НИИЦ АТ 3-го ЦНИИ МО РФ полковник Вадим Демик заявил, что НИИЦ АТ более не рассматривает применение ЭМТ для военной автотехники ни в ближней, ни в среднесрочной перспективе.

А. Привалов считает такое решение оправданным, поскольку в России сегодня нет собственных мощных дизельных двигателей, силовой электроники, колесных редукторов и ряда других автокомпонентов для автотехники с ЭМТ. При этом он недоумевает: почему ПАО «КамАЗ» продолжало эти разработки, причем по контрактам с МО РФ? Хотя, если судить по результатам испытаний, особых успехов не добилось.

Возьмем на себя смелость предположить, что свою роль здесь сыграла та самая коррупционная составляющая, без которой в сегодняшней России никакие дела не делаются.

Тэги:

, , , ,

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 23 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,