• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Россия не сможет обойтись без Беларуси в разработке ракетных комплексов, обесценивающих решение США о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Ответом России на выход США из ДРСМД может стать актуализация работ по ряду новейших ракетных вооружений — считает известный российский эксперт, главный редактор портала MilitaryRussia.Ru Дмитрий Корнев.

Одной из самых серьезных ответных мер может стать возобновление работ по мобильному ракетному комплексу (РК) РС-26 «Рубеж», являющемуся продвинутым аналогом знаменитых советских РК мобильного базирования «Пионер» и «Пионер-УТТХ» (РСД-10 по ДРСМД или SS-20 Saber по классификации НАТО).

Гроза Европы

Головным разработчиком РК РСД-10 с дальностью действия до 5000 км был Московский институт теплотехники (МИТ) под руководством академика Александра Надирадзе. Разделяющаяся головная часть каждой ракеты типа МИРВ была оснащена тремя боевыми блоками (ББ). Мощность одного ББ составляла 150 килотонн. Каждый ББ индивидуально наводился на выбранную цель. Ступень для разведения ББ имела систему управления и двигательную установку на твердом топливе.

Режим эксплуатации предусматривал размещение баллистической ракеты (БР) комплекса в герметично закрытом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Последний размещался на самоходной пусковой установке (СПУ), смонтированной на специальном колесном шасси. Кроме ТПК с ракетой на этом шасси располагалось и оборудование для проведения технического контроля и пуска БР.

Само шасси было спроектировано в СКБ-1 Минского автозавода (сейчас это Минский завод колесных тягачей) под руководством главного конструктора Бориса Шапошника. Оно имело колесную формулу 12х12, гидропневматическую подвеску, три передние управляемые оси и блокируемые межколесные и межтележечные дифференциалы.

При собственной массе шасси МАЗ-547В в 28 т его полезная нагрузка могла достигать 58 т. Всего в период с 1974 по 1984 год в Минске было выпущено 538 штук шасси МАЗ-547В.

Невзирая на снаряженный вес порядка 80 т, СПУ могла двигаться по дорогам любого типа со скоростью до 40 км/ч, преодолевала брод в 1 метр и подъем до 15 градусов. Производство пуска осуществлялось как из сооружений с раздвижной крышей типа «Крона», так и оборудованных полевых позиций на маршруте патрулирования. Перед пуском СПУ вывешивали на домкраты и горизонтировали.

В советские времена на белорусской территории базировалась крупнейшая группировка ракет средней и меньшей дальности — до трети от имеющихся в СССР. На 28 базах и объектах было размещено 318 ракет средней и 271 — меньшей дальности. В том числе 267 пусковых установок РК РСД-10.

По согласованным данным, приведенным в договоре по ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), между Советским Союзом и Соединенными Штатами, по состоянию на 1987 год, СССР обладал 405 развернутыми СПУ РК РСД-10 (в 1986 году их было 441 ед.), еще 245 хранилось в арсеналах и складах. Как видим, белорусская группировка развернутых РСД-10 была самой значительной.

В соответствии с положениями ДРСМД, в августе 1988 года началась ликвидация ракет РСД-10. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска, позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации-взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Последняя ракета была уничтожена 12 мая 1991 года.

Новый «Рубеж»

И вот теперь эстафету РСД-10 может подхватить РС-26. По мнению Д. Корнеева, РК РС-26 «Рубеж» получит «современную систему управления, с возможностью маневрирования на активном участке, с малогабаритными управляемыми боевыми блоками разработки Московского института теплотехники (МИТ)».

По мнению ряда экспертов, конструкция РС-26, в принципе, позволяет использовать эту ракету как БРСД — баллистическую ракету средней дальности. И именно это обстоятельство заставило российское руководство в свое время отложить принятие БР «Рубеж» на вооружение, дабы не дать США повода для срыва переговоров по сохранению ДРСМД. Но теперь, после прекращения действия этого документа, у Москвы больше нет причин лишать РВСН самого современного оружия.

В связи с чем Д. Корнеев допустил, что нынешние испытания боевого оснащения для БР на внутренней ракетной трассе между полигонами Капустин Яр и Сары-Шаган ведутся в интересах создания РК «Рубеж».

Очевидно следует напомнить, что эскизный проект этого РК готовился Московским институтом теплотехники. Ее полномасштабная разработка началась в 2006 году. В 2008 году между МИТ и Минским заводом колесных тягачей был заключен контракт на разработку колесного шасси МЗКТ-79291 (12×12) под СПУ нового комплекса.

А 3 июля 2013 года на параде в честь Дня Независимости в Минске новое шасси МЗКТ-79291 мощностью 650 лошадиных сил для СПУ РС-26 «Рубеж» было представлено широкой публике.

Этот колесный транспортер существенно меньше по габаритам МЗКТ-79221 (16×16), созданных для размещения РК «Тополь-М» и «Ярс», и обладает меньшей грузоподъемностью — 50 т против 80 т. Что дало основание экспертам определить примерные массо-габаритные характеристики БР нового комплекса: масса пускового контейнера — 50 т, cтартовая масса самой ракеты — 32 т длинна — 13 м.

На основании заявления главкома РВСН генерала Каракаева о том, что новая ракета не предназначена для установки в шахтные пусковые установки, а разрабатывается только вариант ее мобильного базирования, аналитики сделали вывод о том, что вероятнее всего, МИТ выполнил новую БР по технологиям баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).

Более того, в новой ракете, скорее всего, использованы первые две ступени БРПЛ «Булава», состоящих на вооружении российских атомных подлодок типа «Борей». Третья ступень БР состоит из трех-четырех отдельных боевых частей (БЧ), объединенных в пакет.

Каждая такая БЧ оснащена собственным жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Что позволяет многократно использовать ЖРД для совершения маневра уклонения от противоракет класса GBI и SM-3 первого эшелона американской ПРО.

При торможении БЧ в плотных слоях атмосферы до величины менее 3 км/сек., ЖРД будет включатся вновь для придания каждой боеголовке дополнительного ускорения (увеличив их скорость до 9,2 км/сек.) с целью преодоления второго эшелона ПРО.

Одним из главных преимуществ стратегических ракет «Тополь-М» и «Ярс», состоящих на вооружении РВСН России, считается резкий старт. Из-за чего средствам ПРО очень сложно зафиксировать сам факт их запуска и применить ракеты-перехватчики системы ЕвроПРО из Польши или Румынии.

Но в случае с БР «Рубеж» разгонный этап еще меньше, благодаря использованию высокоэнергетичного топлива, применявшегося ранее только на БРПЛ. На шахтных БР оно не применялось ввиду высокой подверженности детонации и чувствительности близкой к обычному взрывчатому веществу. Что не обеспечивает устойчивость к ударной перегрузке при ядерном взрыве. Упомянутые выше свойства РС-26 позволяют ей гарантированно преодолевать все эшелоны ПРО.

«Платформа» везти не может

Согласно сообщениям СМИ, серийное производство БР для РК «Рубеж» будет налажено на Воткинском машиностроительном заводе, оборудования пусковых установок — на Волгоградском заводе «Баррикады». А вот относительно производителя колесных шасси для них у экспертов имеются разногласия. Дело в том, что еще с советских времен традиционным поставщиком подобных машин является Минский завод колесных тягачей и были все основания ожидать сохранения статус-кво.

Но в течение ряда последних лет в российской прессе появилась серия публикаций о том, что Минобороны России намерено отказаться от использования белорусских шасси в качестве носителей новейших РК. Утверждалось, что теперь эти комплексы будут размещаться на колесных шасси семейства «Платформа» с электромеханической трансмиссией (ЭМТ) разработки Камского автозавода.

Некоторые представители экспертного сообщества приняли эту информацию всерьез и стали обсуждать ее последствия как для минского завода, так и для Беларуси. Другие (преимущественно военные специалисты) расценили их как информационные вбросы, цель которых — вынудить Минск пойти на условия Москвы при создании СП на базе МЗКТ.

Логика их рассуждений предельно проста: чтобы армия России смогла перейти на другую колесную базу, нужно много времени и денег. Однако самое главное — это отсутствие у российских производителей конструкторско-технологического и производственного потенциала для разработки и налаживания серийного выпуска таких машин.

Справедливость подобной точки зрения подтверждают и данные, приведенные главным редактором сайта «Автомобильный каталог» Александром Приваловым в статье «Почему буксует разработка перспективной автотехники», опубликованной в газете «Военно-промышленный курьер» в выпуске № 29 (792) за 30 июля 2019 года.

Из публикации следует, что на полигоне НИИЦ АТ идут испытания шасси МЗКТ-79291 (колесная формула 12х12.1) с механической трансмиссией. А в Набережных Челнах в свою очередь работают над альтернативным ему образцом КамАЗ-78509 (12х12.1) с электромеханической. И сравнение пока не в пользу изделия КамАЗа:

— снаряженная масса МЗКТ-79291 примерно на 10 т меньше, чем  снаряженная масса КамАЗ-78509;

— грузоподъемность МЗКТ-79291 приблизительно на 10 тонн выше, чем  грузоподъемность КамАЗ-78509;

— надежность МЗКТ-79291 оказалась выше ожиданий, в то время как у КамАЗ-78509 тяговые электродвигатели, электроника, другие узлы и  оборудование многократно выходили из строя в ходе испытаний.

В связи с чем еще год назад на форуме «Армия-2018» врио начальника НИИЦ АТ 3-го ЦНИИ МО РФ полковник Вадим Демик заявил, что НИИЦ АТ более не рассматривает применение ЭМТ для военной автотехники ни в ближней, ни в среднесрочной перспективе.

А. Привалов считает такое решение оправданным, поскольку в России сегодня нет собственных мощных дизельных двигателей, силовой электроники, колесных редукторов и ряда других автокомпонентов для автотехники с ЭМТ. При этом он недоумевает: почему ПАО «КамАЗ» продолжало эти разработки, причем по контрактам с МО РФ? Хотя, если судить по результатам испытаний, особых успехов не добилось.

Возьмем на себя смелость предположить, что свою роль здесь сыграла та самая коррупционная составляющая, без которой в сегодняшней России никакие дела не делаются.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 21-25 октября

Курс доллара на БВФБ может вырасти примерно на 0,5% на фоне существенного снижения курса евро. Скачек курса доллара может произойти уже в понедельник 21 октября. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и прогнозировалось, снизился, но не так значительно, как ожидалось, всего на 0,6% – до 2,0388 рублей за доллар Средневзвешенный

Проценты по валютным вкладам устремились к нулю

В некоторых европейских странах ставки по депозитам в евро для населения и предприятий уже стали отрицательными, а в России банки отказываются открывать вклады в евро. Такая же перспектива грозит и вкладам в долларах. И в Беларуси ставки стремительно падают, угрожая обнулиться уже в 2020 году. Так, в сентябре текущего года средняя ставка по новым депозитам

Авторитарная модернизация по-белорусски: почему миссия невыполнима. Часть 1

Часть первая В широком смысле модернизация представляет собой процесс обновления традиционного общества и его перехода к обществу современного типа. Этот процесс имеет несколько составляющих: политическую (расширение политических прав, разделение властей, выборы, политическая конкуренция), экономическую (развитие рыночных отношений, индустриализация, урбанизация, рост доходов), социальную (образование, профессионализация, доступ к информации, сокращение неравенства) и культурную (секуляризация, освобождение личности, терпимость,

Военные грузовики: не Россией единой

Увеличение мирового спроса на военные грузовики дает шанс белорусским производителям специальной автотехники для наращивания объемов зарубежных продаж. Ожидается, что рынок армейских грузовых автомобилей к 2027 году вырастет с 15677 единиц в 2019 году до 20171 единиц, — полагает издание Business Wire. Машины для транспортировки грузов военного назначения и личного состава будут все больше востребованы на

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и