31.07.2019, 9:31
Плохие активы могут потопить белорусские банки
Поддержкой убыточных госпредприятий в РБ вместо бюджета в последнее время занимались банки, которые в связи с этим накопили огромные объемы плохих долгов, способные стать угрозой для них и бюджета страны.
В последние годы белорусское правительство сокращало поддержку неэффективных госпредприятий из бюджета, но, как это ни странно, они продолжали работать, зачастую оставаясь при этом столь же неэффективными. Этот парадокс кажется необъяснимым, если не учитывать данные по плохим кредитам в белорусских коммерческих банках (без учета Банка развития). Чудо объяснялось просто: вместо поддержки из бюджета предприятиям дают деньги государственные банки. Но за любое чудо надо платить: плохие долги в банках страны быстро растут и грозят со временем потопить банковскую систему или заставить правительство выделить деньги из бюджета, но уже не предприятиям, а банкам.
Безнадежная задолженность больше необслуживаемых активов
Но перейдем к числам. Заместитель председателя правления Национального банка РБ Дмитрий Лапко на расширенном заседании правления 25 июля сообщил в докладе «Эффективность управления необслуживаемыми активами: оценка, регулирование, рынок проблемных долгов», что необслуживаемые активы в коммерческих банках с начала мая 2018 года выросла на 83,6% и достигли на 1 июля текущего года 3,2 млрд. рублей.
В результате доля необслуживаемых активов в активах, подверженных кредитному риску за это время увеличилась с 3,5% до 5,8%. Это ниже порогового значения для этого параметра в 10%, установленного Нацбанком. В ближайшем будущем порог устоит, по крайней мере, в Нацбанке прогнозируют на основе проведенного опроса коммерческих банков, что в текущем году указанная доля может вырасти только до 6,41-6,45%.
Но успокаивается рано. Кроме необслуживаемых активов у банков еще имеется и безнадежная задолженность. Она не отражается на балансах банков, поэтому по публикуемой отчетности ее не видно. Как сообщил Дмитрий Лапко, величина данной задолженности на 1 июля текущего года достигла 3,5 млрд. рублей. Это немногим больше необслуживаемых активов. А доля данных двух видов активов в активах, подверженных кредитному риску составляет 11,3%, то есть превышает 10%.
Так что беспокоиться все-таки есть о чем. С другой стороны, особой опасности для банковской системы страны все эти активы не представляют. Дело в том, что необслуживаемые активы сконцентрированы, в основном, в государственных банках. Более того, на 59,7% они сформированы задолженностью государственных предприятий. И наблюдаемый рост этих активов объясняется реструктуризацией кредитной задолженности крупных государственных предприятий. То есть это фактически государственная поддержка предприятий.
Таким образом, финансовые проблемы грозят государственным банкам, а государство всегда может их легко решить, выделив средства из бюджета или каких-то других источников на докапитализацию своих банков. То есть все опять замкнется на бюджет: когда госбанки начнут тонуть, правительство наверняка протянет им руку помощи. А это показывает, что чудес не бывает: все равно поддержка предприятиям оказывается за счет бюджетных средств, только с задержкой и опосредовано.
Вместо рынка долгов в Беларуси может возникнуть новый фонд госимущества
Но это не все. В ближайшее время в Беларуси может появиться еще один механизм квазибюджетного финансирования убыточных предприятий. Интересно, что создается он вместе с коммерческим рынком плохих долгов. Как сообщил Дмитрий Лапко, уже подготовлен проект указа президента РБ по созданию этого рынка. Торговля данными долгами будет осуществляться на Белорусской валютно-фондовой бирже. Кроме того предполагается расширить полномочия Агентства по управлению активами, которое будет покупать активы предприятий, которые попадут в особый список, подготовленный правительством РБ.
На биржевых аукционах будет формироваться рыночная цена плохих активов, а в случае продажи активов Агентству, цена будет устанавливаться пропорционально доле чистых активов должника в его общих активах. В качестве плохих активов могут выступать и непогашенные облигации.
Указ выглядит довольно привлекательно, хотя неясно, способен ли он решить главную проблему создания рынка плохих активов: наличия покупателей. Не совсем понятно, зачем в условиях слаборазвитого финансового рынка Беларуси кто-то вдруг вздумает приобретать плохие активы банков или непогашенные облигации. Что он будет с ними делать дальше? Это, во-первых. Во-вторых, представим, что какой-то государственный банк продал безнадежный актив частной компании со скидкой, а затем эта частная компания на этом активе заработала прибыль. Что произойдет после этого? В банк почти наверняка придут любопытные люди из силовых ведомств и спросят, как вышло, что банк сам не смог получить эти деньги и какой откат дала частная компания сотрудникам банка за эту операцию? И в-третьих, еще одна проблема в том, что действительно будут иметь место подобные сделки и откаты …
Другое дело Агентство, этот проект кажется вполне реальным. Тем более, что ему предполагается предоставить право привлечения средств, необходимых для приобретения активов. А именно, он получит возможность выпустить облигации. Таким образом, вырисовывается довольно простая схема помощи государственным банкам за счет бюджета. Агентство выпускает облигации, которые выкупает какая-либо государственная компания за счет собственных средств или денег, полученных из бюджета. Это может быть, например, государственная страховая компания, которой правительство периодически подбрасывает бюджетные средства. Затем агентство скупает безнадежные долги госпредприятий по списку. Круг замкнулся.
Таким образом правительство убьет одним выстрелом даже не двух, а трех зайцев: поможет предприятиям, поддержит страховые компании и улучшит финансовые показатели банков. Да и средства из бюджета формально уйдут не на поддержку тонущих предприятий, а на укрепление финансового сектора страны.
К сожалению, существует значительная вероятность, что события на долговом рынке страны будут развиваться именно по такому сценарию. То есть рынка долгов в стране так и не возникнет, а вот скупка плохих долгов государственных предприятий государственным банкам со стороны государственного Агентства будет процветать. То есть поддержка предприятий из бюджета сохранится, только примет другую форму.