Поддержкой убыточных госпредприятий в РБ вместо бюджета в последнее время занимались банки, которые в связи с этим накопили огромные объемы плохих долгов, способные стать угрозой для них и бюджета страны.

В последние годы белорусское правительство сокращало поддержку неэффективных госпредприятий из бюджета, но, как это ни странно, они продолжали работать, зачастую оставаясь при этом столь же неэффективными. Этот парадокс кажется необъяснимым, если не учитывать данные по плохим кредитам в белорусских коммерческих банках (без учета Банка развития). Чудо объяснялось просто: вместо поддержки из бюджета предприятиям дают деньги государственные банки. Но за любое чудо надо платить: плохие долги в банках страны быстро растут и грозят со временем потопить банковскую систему или заставить правительство выделить деньги из бюджета, но уже не предприятиям, а банкам.

Безнадежная задолженность больше необслуживаемых активов

Но перейдем к числам. Заместитель председателя правления Национального банка РБ Дмитрий Лапко на расширенном заседании правления 25 июля сообщил в докладе «Эффективность управления необслуживаемыми активами: оценка, регулирование, рынок проблемных долгов», что необслуживаемые активы в коммерческих банках с начала мая 2018 года выросла на 83,6% и достигли на 1 июля текущего года 3,2 млрд. рублей.

В результате доля необслуживаемых активов в активах, подверженных кредитному риску за это время увеличилась с 3,5% до 5,8%. Это ниже порогового значения для этого параметра в 10%, установленного Нацбанком. В ближайшем будущем порог устоит, по крайней мере, в Нацбанке прогнозируют на основе проведенного опроса коммерческих банков, что в текущем году указанная доля может вырасти только до 6,41-6,45%.

Но успокаивается рано. Кроме необслуживаемых активов у банков еще имеется и безнадежная задолженность. Она не отражается на балансах банков, поэтому по публикуемой отчетности ее не видно. Как сообщил Дмитрий Лапко, величина данной задолженности на 1 июля текущего года достигла 3,5 млрд. рублей. Это немногим больше необслуживаемых активов. А доля данных двух видов активов в активах, подверженных кредитному риску составляет 11,3%, то есть превышает 10%.

Так что беспокоиться все-таки есть о чем. С другой стороны, особой опасности для банковской системы страны все эти активы не представляют. Дело в том, что необслуживаемые активы сконцентрированы, в основном, в государственных банках. Более того, на 59,7% они сформированы задолженностью государственных предприятий. И наблюдаемый рост этих активов объясняется реструктуризацией кредитной задолженности крупных государственных предприятий. То есть это фактически государственная поддержка предприятий.

Таким образом, финансовые проблемы грозят государственным банкам, а государство всегда может их легко решить, выделив средства из бюджета или каких-то других источников на докапитализацию своих банков. То есть все опять замкнется на бюджет: когда госбанки начнут тонуть, правительство наверняка протянет им руку помощи. А это показывает, что чудес не бывает: все равно поддержка предприятиям оказывается за счет бюджетных средств, только с задержкой и опосредовано.

Вместо рынка долгов в Беларуси может возникнуть новый фонд госимущества

Но это не все. В ближайшее время в Беларуси может появиться еще один механизм квазибюджетного финансирования убыточных предприятий. Интересно, что создается он вместе с коммерческим рынком плохих долгов. Как сообщил Дмитрий Лапко, уже подготовлен проект указа президента РБ по созданию этого рынка. Торговля данными долгами будет осуществляться на Белорусской валютно-фондовой бирже. Кроме того предполагается расширить полномочия Агентства по управлению активами, которое будет покупать активы предприятий, которые попадут в особый список, подготовленный правительством РБ.

На биржевых аукционах будет формироваться рыночная цена плохих активов, а в случае продажи активов Агентству, цена будет устанавливаться пропорционально доле чистых активов должника в его общих активах. В качестве плохих активов могут выступать и непогашенные облигации.

Указ выглядит довольно привлекательно, хотя неясно, способен ли он решить главную проблему создания рынка плохих активов: наличия покупателей. Не совсем понятно, зачем в условиях слаборазвитого финансового рынка Беларуси кто-то вдруг вздумает приобретать плохие активы банков или непогашенные облигации. Что он будет с ними делать дальше? Это, во-первых. Во-вторых, представим, что какой-то государственный банк продал безнадежный актив частной компании со скидкой, а затем эта частная компания на этом активе заработала прибыль. Что произойдет после этого? В банк почти наверняка придут любопытные люди из силовых ведомств и спросят, как вышло, что банк сам не смог получить эти деньги и какой откат дала частная компания сотрудникам банка за эту операцию? И в-третьих, еще одна проблема в том, что действительно будут иметь место подобные сделки и откаты …

Другое дело Агентство, этот проект кажется вполне реальным. Тем более, что ему предполагается предоставить право привлечения средств, необходимых для приобретения активов. А именно, он получит возможность выпустить облигации. Таким образом, вырисовывается довольно простая схема помощи государственным банкам за счет бюджета. Агентство выпускает облигации, которые выкупает какая-либо государственная компания за счет собственных средств или денег, полученных из бюджета. Это может быть, например, государственная страховая компания, которой правительство периодически подбрасывает бюджетные средства. Затем агентство скупает безнадежные долги госпредприятий по списку. Круг замкнулся.

Таким образом правительство убьет одним выстрелом даже не двух, а трех зайцев: поможет предприятиям, поддержит страховые компании и улучшит финансовые показатели банков. Да и средства из бюджета формально уйдут не на поддержку тонущих предприятий, а на укрепление финансового сектора страны.

К сожалению, существует значительная вероятность, что события на долговом рынке страны будут развиваться именно по такому сценарию. То есть рынка долгов в стране так и не возникнет, а вот скупка плохих долгов государственных предприятий государственным банкам со стороны государственного Агентства будет процветать. То есть поддержка предприятий из бюджета сохранится, только примет другую форму.

 

Тэги:

, , , ,

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Назначена дата президентских выборов в Беларуси — 26 января 2025 года

Сегодня, 23 октября на заседании Палаты представителей Национального собрания Беларуси было принято решение о проведении выборов президента. Они пройдут 26 января 2025 года. «Согласно ст.81 Конституции Республики Беларусь, ст.56 Избирательного кодекса выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,