29.07.2019, 9:14
Мобильные ракетные комплексы: откуда вырос “Тополь”
Несмотря на неоднократные громкие заявления российских должностных лиц самого высокого ранга, Минский завод колесных тягачей (как и десятилетия назад) продолжает оставаться единственным поставщиком колесных шасси для мобильных ракетных комплексов Российских войск стратегического назначения.
23 июля МЗКТ отметил 65-летний юбилей. Так уж получилось, что эта дата совпала с другим значимым для предприятия днем. 23 июля 1985 года на боевое дежурство заступил первый в мире подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) межконтинентальной дальности “Тополь”, базирующийся на многоосном колесном шасси минского производства. Разработка ПГРК “Тополь” велась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июля 1976 года с учетом требований советско-американского комплекса.
В начале был “Темп”
Однако ряд экспертов считает, что более справедливо родословную этого сухопутного ракетоносца отсчитывать от 21 июля 1959 года, когда было издано постановление Совмина СССР о начале разработки оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Темп» 9К71. Твердотопливную ракету комплекса первоначально предполагалось оснащать специальной (ядерной, мощностью 300 кТ) и фугасной боевыми частями (БЧ). Чуть позже в соответствии с отдельным постановлением правительства было решено дополнить этот набор химической БЧ «Туман-2».
Все наземное стартовое оборудование для «Темпа», включая пусковую установку, должен был производить волгоградский завод «Баррикады», автоприцеп и колесный тягач для перевозки ракеты — Минский автозавод. С целью экономии времени на МАЗе было решено использовать в этом автопоезде уже освоенный в серийном производстве тягач МАЗ-537, применявшийся для перевозки тяжелых артсистем и гусеничной техники.
Но после 6 испытательных пусков разработка ОТРК «Темп» была прекращена, так как дальность ракеты не достигала заданных параметров. Правда, затраченный труд не пропал даром — наработки были использованы для создания ОТРК «Темп-С» 9К76 (по натовскому обозначению — SS-12 Scaleboard «Грешник»). Основу комплекса составила твердотопливная ракета 9М76 с инерциальной системой наведения, которая в качестве боевой нагрузки несла спецзаряд мощностью 500 кТ или химическую боевую часть «Туман-2», аналогичную применявшейся на ОТРК «Темп».
Попытка номер два
Пусковая установка, как и в предыдущем случае, была разработана в ОКБ волгоградского завода «Баррикады», но предназначалась для монтажа на самоходном шасси (новый ОТРК должен был стать полностью мобильным). Причем в отличие от принятой тогда в СССР практики его база должна была быть не гусеничной, а колесной.
Мало кто знает, что одним из главных инициаторов создания сухопутных ракетоносцев на колесном ходу стал выдающийся конструктор советской ракетной техники Александр Надирадзе. Имя этого человека, долгое время скрытое завесой строжайшей секретности, ничего не говорит рядовому обывателю. Однако его заслуги в свое время были дважды отмечены звездами Героя Социалистического Труда и званиями лауреата Ленинской и Государственной премий.
С 1961 года и до самой смерти в 1987-м он возглавлял всемирно известный теперь Московский институт теплотехники (бывший секретный НИИ-1). Именно под его руководством были разработаны знаменитые мобильные ракетные комплексы на твердом топливе «Темп-С», «Темп-2С», «Пионер», «Тополь».
Работа над РК «Темп-С» стала началом многолетнего сотрудничества коллектива, возглавляемого А. Надирадзе, со специальным конструкторским бюро Минского автозавода, руководимым дважды лауреатом Государственной премии, Героем Социалистического Труда Борисом Шапошником.
До этого момента само собой разумелось, что подобные системы оружия должны быть вездеходными (для чего колесные машины вроде бы не годились), а посему для их размещения нет ничего лучше, чем шасси танка. Однако в качестве сухопутных ракетоносцев гусеничные шасси зарекомендовали себя неудовлетворительно: они могли передвигаться на небольшие расстояния и только вне дорог с твердым покрытием, так как асфальт разбивался мгновенно. А ведь по замыслу мобильные ракетные комплексы при совершении маневра должны проходить марши длинной не считанные десятки, а многие сотни километров.
Это притом что эксплуатационный ресурс гусеничного носителя составлял всего 3000-5000 км. К тому же при обслуживании и ремонте доступ ко многим элементам ракетной установки на гусеничном шасси был крайне затруднен, а замена дефектных узлов и агрегатов требовала демонтажа смежных систем. Но больше всего неприятностей разработчикам доставлял высокий уровень вибрации и ударных нагрузок, которым подвергалось при движении танкового шасси по пересеченной местности достаточно хрупкое тело ракеты.
На белорусских колесах
На первый взгляд могло сложиться впечатление, что создатели ОТРК «Темп-С» взялись за неразрешимую проблему: как обеспечить для новой ракетной системы высокую проходимость по бездорожью и одновременно возможность передвижения на сверхбольшие расстояния? Но выход был — его подсказывали новаторские решения, изначально заложенные разработчиками Минского автозавода в конструкцию модельного ряда полноприводных колесных шасси МАЗ-529, МАЗ-535, МАЗ-537, МАЗ-538.
Здесь в первую очередь следует упомянуть применение двигателей большой мощности, гидромеханических трансмиссий, двухскоростных раздаточных коробок, двухступенчатых приводов мостов с планетарной колесной передачей, разрезных мостов с независимой торсионной подвеской, широкопрофильных большегрузных шин с регулируемым давлением, двух и более управляемых осей. Еще одна очень важная для вездеходной военной техники особенность — использование дифференциальных схем привода колес, включающих самоблокирующиеся и блокируемые межосевые и межколесные дифференциалы.
Проработки и сравнительные испытания показали: колесные пусковые установки на базе минских колесных шасси практически всегда, кроме очень редких случаев, превосходят гусеничные и с точки зрения достижения минимального уровня вибрации при движении по различной поверхности, и с точки зрения долговечности ходовой части, экономической эффективности, удельной трудоемкости обслуживания и т. д.
В итоге в секретном опытном цехе Минского автозавода (именно его традиции наследовал Минский завод колесных тягачей) под руководством Б. Шапошника в 1961 году было создано оригинальнейшее колесное шасси МАЗ-543, серийно выпускавшееся потом десятки лет и применявшееся не только в комплексе «Темп-С», для которого оно задумывалось, но и в других системах оружия.
Достаточно сказать, что конструкция МАЗ-543 легла в основу целого семейства машин. Более 60 образцов вооружения и спецоборудования было смонтировано на шасси 543, 543А и 543М. Среди них — ракета тактического комплекса «Эльбрус» (более известная как Scud), зенитно-ракетный комплекс С-300, система залпового огня «Смерч», противокорабельные комплексы «Берег» (артиллерийский) и «Рубеж» (ракетный). Но и этим роль МАЗ-543 не ограничивается, ведь он стал прототипом для создания еще более сложных машин.
Ускоренным “Темпом” к “Тополю”
В 1966 году начались работы по созданию твердотопливной межконтинентальной ракеты РТ-21 («Темп-2С»). В Минске под нее начали проектировать транспортер МАЗ-547 c колесной формулой 10×10. В процессе работы из-за увеличения массы ракеты шасси стало шестиосным. Изменение характеристик потребовало применения более мощного двигателя и шин увеличенного размера. Были заново разработаны усиленная гидромеханическая передача, ходовая часть с пневмогидравлической подвеской колес на поперечных рычагах с гидравлическими балансирами. Позднее это шасси использовалось в качестве базы для пусковой установки ракет средней дальности «Пионер» (SS-20 по классификации НАТО).
Следующим и последним этапом сотрудничества А. Надирадзе и Б. Шапошника стало создание шасси для знаменитой ракеты «Тополь» (SS-25). Сначала это был МАЗ-7912 (14х12), при разработке которого нашим конструкторам пришлось решать ряд задач, не описанных ранее даже в теории. Например, при наличии у шасси нечетного числа осей при проезде перевалов могло возникнуть положение, когда вся нагрузка ложится на одну ось. Спустя несколько лет появилось шасси МАЗ-7917 (14х14).
Кончина патриархов не прервала сотрудничество возглавляемых ими коллективов. В 1995 году появился транспортер МЗКТ-79221 (16х16) для новых баллистических ракет, во многом унифицированный с предшественниками. Запас его мощности позволяет нести и более тяжелые МБР, например многозарядную РС-24 “Ярс”, призванную заменить знаменитую «Сатану». Таким образом, обеспечение паритета в стратегических ядерных силах между Россией и США, по-прежнему, во многом зависит и от Беларуси.