Обострение локальных и региональных вооруженных конфликтов во многих районах мира резко повысило спрос развивающихся стран на услуги по модернизации вооружений, поставленных им еще в советские времена. И предприятия белорусского ВПК имеют все основания претендовать на свою долю в данном рыночном сегменте.

Как полагают эксперты, одним из самых востребованных видов модернизированной техники могут стать самые массовые в мире легкие плавающие танки ПТ-76, которые являются и самыми повоевавшими в своем классе.

Но время берет свое, и по большинству характеристик (кроме, наверное, возможностей по преодолению водных преград) ПТ-76 считается устаревшим. Тем не менее, этот танк продолжает оставаться на вооружении армий более чем полутора десятков государств мира.

Что породило устойчивый спрос на услуги по его модернизации. В ответ на который конструкторы ряда стран, прежде всего постсоветского пространства, предложили несколько программ улучшения характеристик танка ПТ-76, от весьма продвинутых (и, соответственно, дорогих) — до относительно простых (и, естественно, дешевых).

Своего счастья в деле модернизации ПТ-76 пытали и белорусы. Так, если верить СМИ, на недавно завершившемся Международном военно-техническом форуме «Армия-2019», разработчики одного из предприятий белорусского ВПК представили свою версию модернизации ПТ-76. И хотя название компании не было обнародовано, эксперты считают, что это — ОАО «Минотор-сервис» из Минска.

Говорить так позволяет то обстоятельство, что около пяти лет назад «Минотор-сервис» уже предлагал программу апгрейда ПТ-76, многие положения которой вошли в нынешний план модернизации. А главное — была сохранена фирменная стратегия обновления. Когда для замены неисправных или совершенно устаревших узлов и агрегатов боевой техники применяются бывшие в употреблении (но вполне исправные) комплектующие. Которые существенно дешевле новых и в ряде случаях сняты с утилизируемых образцов.

В частности, на модернизируемом танке «родную» башню предполагалось заменить на другую, от боевой машины пехоты БМП-2. Сохранив основное башенное вооружение: 30-мм автоматическую пушку 2А42 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, стабилизированные в двух плоскостях. А также размещенную на крыше башни, между люками командира и наводчика, пусковую установку ПТУР «Конкурс».

Для улучшения характеристик подвижности разработчики из «Минотор-сервиса» решили заменить на ПТ-76 двигатель и трансмиссию. Вместо штатных они предложили использовать силовой блок от БМП-2, включающий версию 300-сильного двигателя УТД-20, коробку передач и планетарные механизмы поворота, объединенные в силовой блок. А также — радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии; эжектор и воздухоочиститель.

В результате максимальная скорость обновленной машины должна была вырасти до 60 км/ч при движении по шоссе и 45 км/ч — по грунтовой дороге, а также до 12 км/ч — по воде. При этом ожидалось уменьшение расхода топлива на 8% и масла на 53%. Что позволит увеличить запас хода до 450 км по суше и около 150 км — по воде.

Оценивая эту программу в момент появления, эксперты посчитали, что она резко повысила шансы «Минотор-сервиса» на рыночный успех: стоимость такой реконструкции — по карману даже самому небогатому государству.

В нынешнюю программу модернизации ПТ-76 белорусские конструкторы внесли ряд существенных изменений, сохранив при этом многие элементы предыдущей. В частности предложение установить башню от БМП-2, 300-сильный двигатель и трансмиссию, ряд других механизмов, в том числе органы управления.

Да, изменения в составе бортового вооружения, по сравнению с предыдущим вариантом, нельзя назвать полным обновлением. Cуть их заключается, во-первых, в возврате к исходным 76-мм пушке и спаренному пулемету. Правда, новый многоканальный прицел повысил возможности по обнаружению и поражению целей, в том числе ночью.

Во-вторых, в установке на башне автоматизированного дистанционно управляемого наблюдательно-огневого модуля. Этот модуль может комплектоваться различным вооружением, в том числе реактивными гранатометами, ПТУР и зенитными ракетными комплексами.

В качестве альтернативы предложениям белорусских разработчиков экспертами одно время рассматривалась программа модернизации ПТ-76, предложенная ОАО «Специальное машиностроение и металлургия» (Россия). В соответствии с ней, от исходной машины, по сути дела, должен был остаться один корпус. На него предполагалось установить башню новой конструкции с 57-мм автоматической пушкой (ее прототипом была выбрана зенитка С-60) с питанием от энергии выстрела, 4 контейнера с противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) «Корнет», а также 12,7-мм пулемет «Корд» и автоматический гранатомет АГ-30.

Вместо прежних примитивных по сегодняшним меркам прицельных приспособлений, боевой модуль предполагалось оборудовать новейшей автоматизированной системой управления огнем (СУО). В составе оптико-тепловизионного прицела наводчика-оператора и панорамного прицела командира. Что должно было придать модернизированному танку способность обнаруживать и поражать цели в любое время суток и в любых метеоусловиях, невзирая на искусственные и естественные помехи.

В СУО также предполагалось включить тепло-телевизионный автомат сопровождения цели, который значительно упрощает работу командира и наводчика-оператора, в частности, наведение ПТУР. Точность сопровождения цели повышается до 4-6 раз.

Характеристики подвижности планировалось повысить путем установки двигателя УТД-23 мощностью 420 л. с. (применяемого, в частности, на первых версиях БМП-3). Существенной доработке подвергалась и ходовая часть. Также предусматривалось наращивание скорости преодоления водных преград до 14 км/ч.

Насколько можно понять, данная версия модернизации предназначалась для реновации ПТ-76, которыми до недавних пор были оснащены подразделений российской морской пехоты. Но, к сожалению для разработчиков, машина эта была снята с вооружения. А для всех других потенциальных заказчиков (а это почти сплошь бедные страны) стоимость такой программы модернизационных работ просто не по карману.

В данном контексте, менее амбициозная, но и существенно более дешевая, программа обновления ПТ-76 от «Минотор-сервиса» имеет гораздо лучшие рыночные перспективы.

СПРАВКА:

Легкий плавающий танк ПТ-76 разработан в СССР в 1949-1950 годах. Принят на вооружение Советской Армии 6 августа 1951 года.

Серийно производился на Сталинградском (с 1961 г. — на Волгоградском) тракторном заводе с 1951 по 1967 год. Первые серийные танки ПТ-76 поступили в подразделения Советской армии в 1952 году. За все время серийного производства было выпущено около 5.000 танков ПТ-76.

Помимо Вооруженных Сил СССР танки ПТ-76 состояли на вооружении армий других государств. Первыми получили их армии стран-участниц Варшавского Договора. Затем они начали поступать в страны «третьего мира». Причем, согласно западным данным, чуть ли не первой развивающейся страной (как принято говорить сейчас), получившей ПТ-76 уже в 1959 году, стал Афганистан. Правда, не совсем понятно, где там плавали эти танки. Во Вьетнам первые ПТ-76 прибыли в 1960-м, а в Индию и Индонезию — в 1964-1965 годах. Ну а дальше число заказчиков росло чуть-ли не в геометрической прогрессии.

Боевое крещение ПТ-76 получили в 1965 году во время индо-пакистанского конфликта в штате Кашмир. Вновь индийская армия применила эти машины в ходе войны с Пакистаном в 1971 году. ПТ-76 участвовали во всех арабо-израильских войнах, начиная с 1967 года. С 1968 года в значительных количествах ПТ-76 использовались и во время войны во Вьетнаме. В составе Советской Армии эти машины участия в боевых действиях официально не принимали.

По данным ряда экспертов, которые ссылаются на авторитетный справочник вооружений «Джейн», на начало XXI века (более свежих данных у нас нет) помимо КНДР некоторое количество ПТ-76 находилось на вооружении Боснии и Герцеговины, Болгарии, Хорватии, а также Словении (10 ед.), Сирии (100 ед.), Анголы (12 ед.), Бенина (20 ед.), Конго (3 ед.), Гвинеи (18 ед.), Гвинея-Бисау (15 ед.), Мадагаскар (10 ед.), Мозамбик (16 ед.), Уганда (10 ед.), Замбия (20 ед.), Афганистан (60 ед.), Индонезия (61 ед. в версии ПТ-2000), Лаоса (25 ед.) и Вьетнама (порядка 200 ед.).

Тэги:

, ,

Для поездки в Россию на поезде понадобиться ПЦР-тест на covid-19

Белорусская железная дорога 4 февраля открыла продажу билетов на поезда в Россию. Как уже сообщалось, на первоначальном этапе будет организовано курсирование фирменного скорого поезда «Беларусь» №2/1 Минск–Москва, формирования Белорусской железной дороги, отправлением из Минска по четным, а из Москвы по нечетным дням. При следовании из Минска билеты на поезд № 2/1 Минск–Москва можно приобрести до станций

Как будут отмечать День Победы в Минске — программа мероприятий Мингорисполкома

Мингорисполком опубликовал программу мероприятий городских властей на 9 мая 2021 года: 11:00 – торжественная церемония возложения цветов и венков к монументу Победы. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны придут официальные делегации государственных органов, трудовых коллективов столичных предприятий, представителей общественных и профсоюзных организаций, администраций районов, духовенство, депутаты, молодежь. 11:00 – в парке Победы начнется

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 мая

Вероятно продолжение снижения курса доллара на БВФБ: на 0-0,5%. В то же время возможны неожиданные колебания курсов валют на бирже. Но в понедельник 24 мая курс доллара может вырасти на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе уменьшился, хотя и не столь значительно, как ожидалось: на 0,5%

Прогноз курса рубля на неделю 22-26 февраля

В том случае, если регуляторы валютного рынка РБ не изменят свою политику, курс доллара на БВФБ может снизиться на величину в пределах 0-0,5%. В понедельник 22 февраля курс доллара может оказаться на уровне пятницы. Прогноз в отношении курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не оправдался: доллар не подешевел, а подорожал, хотя и

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия