Одной из особенностей современной экономической политики в Беларуси является разнонаправленность в развитии различных сфер экономической деятельности. Так, если в вопросах приватизации и регулирования цен на некоторые виды товаров, работ, услуг государство занимает достаточно консервативную, скорее социалистическую, точку зрения. То, например, в вопросе государственного контроля, цифровой экономики и бухгалтерского учета действия властей в последние годы достаточно либеральны и соответствуют скорее критериям рыночной, но не социалистической экономики.

При этом сфера бухгалтерского учета касается почти каждого субъекта хозяйствования в Беларуси, а значит, изменения в ней затрагивают практически каждого белоруса, занятого бизнесом. В этой связи интересным и показательным видятся особенности либерализации по-белорусски на примере такой всеобъемлющей и важной сферы, как бухгалтерский учет. Как меняется бухгалтерский учет в Беларуси на протяжении последних десятилетий? Рассмотрим далее.

Профессиональное суждение всему голова

Пожалуй, началом реальной либерализации бухгалтерского учета в Беларуси следует признать 2013 год, когда была принята новая редакция закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Именно в этом законе были заложены основные принципы, которые и по сей день реализуются в нормативных документах, принимаемых органами власти и касающихся порядка ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Среди новых подходов к белорусскому бухгалтерскому учету можно выделить следующие принципы.

Во-первых, в законе было введено понятие профессионального суждения бухгалтера. Так, профессиональное суждение бухгалтера стало применяться в тех случаях, когда  законодательством Республики Беларусь не был установлен порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации. В этом случае такой порядок отражения хозяйственных операций, активов и обязательств разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.

Фактически на практике данное положение стало означать, что государство признало несколько важных постулатов. Так, органы власти признали, что в законодательстве могут быть пробелы, которые бухгалтера могут сами устранять исходя из своего профессионального суждения. Также государство дало понять, что не все вопросы бухгалтерского учета теперь будут жестко регламентироваться и у представителей бизнеса появятся возможности для маневра в вопросах бухгалтерского учета. Последнее связано с построением белорусского бухгалтерского учета на принципах международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые предполагают достаточно либеральные, но при этом экономически обоснованные подходы к порядку ведения бухгалтерского учета.

В качестве наглядного примера данной ситуации следует отметить принятие Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, вступившей в силу с 1 января 2013 года.  В ней впервые были прописаны не количественные, а качественные (экономические) критерии отнесения актива к основным средствам. Так, в инструкции отказались от обязательного количественного критерия в 30 базовых величин для отнесения того или иного актива к основным средствам. Теперь бухгалтер должен самостоятельно определять, относить тот или иной актив к основным средствам, исходя из его качественных характеристик: срока использования, получения экономических выгод и так далее.

Справедливости ради следует отметить, что органы власти разрешают предприятиям использовать и старый критерий 30 базовых величин в случае его закрепления в учетной политике предприятия. Но это все является не обязательным, а добровольным желанием предприятия, что вполне вписывается в рамки стандартов МСФО.

Экономические принципы

Во-вторых, в новой редакции закона о бухгалтерском учете существенно переработаны и уточнены принципы ведения бухгалтерского учета. Среди 12 принципов заложенных в законе отдельно следует остановиться на принципе преобладания экономического содержания. Этот принцип означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.

Данный принцип на практике привел к существенному сокращению нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета в Беларуси. При этом вновь принимаемые нормативные документы зачастую не содержат четких норм, а содержат лишь общие экономические положения.

Последнее на практике привело к отмене всех инструкций, регламентирующих порядок отражения затрат в бухгалтерском учете предприятия. Теперь все затраты отражаются исходя из принципа экономического содержания. На практике это ведет к двоякой ситуации. С одной стороны субъектам предпринимательства упрощается порядок отражения затрат в бухгалтерском, а соответственно и налоговом учете, что приближает Беларусь к странам с развитой рыночной экономикой.

С другой стороны в экономике Беларуси сохранились консервативные подходы к затратам, особенно на государственных или полугосударственных предприятиях. Наличие существенного сектора государственной собственности наряду с большим количеством контролеров на практике приводит ко многим спорным вопросам обоснованности и необходимости тех или иных затрат. В этой связи либерализация бухгалтерского учета опережает сложившуюся преимущественно планово-государственную модель белорусского экономического развития, а значит, в данном вопросе вступает в конфликт с ней.

На практике это приводит к ситуациям когда бухгалтера и руководство предприятий вынуждены доказывать контролерам и чиновникам обоснованность тех или иных затрат, ссылаясь на свое профессиональное суждение и экономическую логику. Удается это не всегда, а значит, у государства ещё есть большой резерв дальнейшей либерализации всех остальных сфер экономической деятельности, а не только бухгалтерского учета.

Необязательный первичный документ?

В-третьих, несмотря на то, что первичный бухгалтерский документ остался основой для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете, подходы к его составлению и оформлению существенно изменились. Так, государство сократило до 9 наименований перечень первичных бухгалтерских документов, формы которых утверждаются органами государственной власти. Формы всех остальных первичных бухгалтерских документов разрабатываются и утверждаются самими субъектами предпринимательства при соблюдении перечня обязательных реквизитов, содержащихся в статье 10 закона о бухгалтерском учете и отчетности.

Также разрешено составлять первичный бухгалтерский документ не только на бумажном носителе, но и в электронной форме. При этом следует помнить, что в случае контрольной проверки электронные первичные бухгалтерские документы по требованию проверяющих органов должны быть распечатаны и представлены контролерам для проверки.

Кроме того, постановлением Министерства финансов № 13 от 12 февраля 2018 года утвержден перечень случаев, когда составление первичных бухгалтерских документов может быть единоличным. То есть на практике могут возникать ситуации, когда бухгалтер составляет первичный бухгалтерский документ в единственном экземпляре сам, и этот документ будет подтверждать расходы предприятия для целей бухгалтерского или налогового учета. Этот порядок может применяться, например, в случае поступления товарно-материальных ценностей из-за пределов Республики Беларусь.

Справедливости ради следует отметить, что новый порядок либерализации с первичными бухгалтерскими документами имеет и свои перекосы. Так, принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 года № 176 не только существенно изменило подходы к отражению командировочных расходов в бухгалтерском учете, но и по факту усложнило жизнь белорусского бизнеса.

Так, например, в постановлении № 176 определено, что возмещение расходов по найму жилого помещения за границей осуществляется без предоставления подтверждающих документов в пределах сумм определенных в постановлении. Понятно, что государство пытается упростить документооборот в вопросе командировочных расходов, но к чему это упрощение может привести на практике?

Фактически на практике это означает, что, например, при командировке работника в Москву ему следует возмещать расходы на проживание в размере 140 долларов в день. Но много ли в Москве мест проживания, в которых стоимость проживания равна именно 140 долларам? Наверное, нет. Как правило, есть варианты, а значит, работнику либо не доплатят, либо переплатят (что более вероятно).

В случае переплаты предприятие понесет дополнительные расходы (убытки), а у контролеров могут возникнуть вопросы по составу и обоснованности затрат. В этой связи не лучшим ли решением было бы предоставление права предприятиям нести расходы на возмещение затрат по проживанию работников за границей по выбору на основании подтверждающих первичных документов или без них? Это было бы вполне в рамках стандартов МСФО и не ущемляло бы интересы белорусского бизнеса.

В заключении отметит, что реальная либерализация бухгалтерского учета в Беларуси на практике не всегда находит понимание и признание со стороны контролирующих органов и чиновников. Последнее связано как с консервативностью в работе контролирующих органов и некоторых чиновников, так и с неумением или нежеланием представителей белорусского бизнеса отстаивать свои права в спорах с этими же самыми белорусскими контролирующими органами. В то же время практика показывает, что знание норм законодательства, а также умелое их использование позволяет не только доказать свою точку зрения, но и применить наиболее либеральные и выгодные для бизнеса положения как законодательства о бухгалтерском учете, так и налогового законодательства, а также иных нормативных документов, регламентирующих работу белорусского бизнеса. Многое зависит от самого белорусского бизнеса, который желает и умеет работать в рамках белорусского (местами достаточно либерального) законодательства.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,