С 1 июля 2019 года должен был стартовать общий электроэнергетический рынок ЕАЭС. Получился фальстарт. Запуск этого рынка отложили, как минимум, на шесть лет — до создания в евразийском союзе других общих рынков, в том числе газа, что планируется сделать в 2025 году. Кстати, именно на этом изначально настаивала Беларусь.

Установлен запрет на торговлю для монополий

В 2014 году страны евразийской «тройки», к которым позже присоединились Армения и Кыргызстан, договорились о том, что международный договор об общем электроэнергетическом рынке (ОЭР) ЕАЭС вступит в силу не позднее 1 июля 2019 года. Согласно программе его формирования к июлю 2019 года предполагалось создать условия для организации централизованных торгов электроэнергией, а также торговли по свободным двухсторонним договорам и создать для этого электронные системы торговли электроэнергией.

Как ни старались евразийские чиновники ускорить создание ОЭР, не получилось. Еще на этапе согласования подходов стало ясно, что евразийская «пятерка» к общему рынку электроэнергии не готова — слишком разнятся национальные рынки электроэнергии в каждой стране ЕАЭС и наскоком объединить их не получится.

Поэтому 29 мая 2019 года в Нур-Султане президенты стран ЕАЭС были вынуждены подписать протокол изменений в Договор о ЕАЭС, которым, собственно, и предусмотрено создание ОЭР к 1 июля 2019 года.

В протоколе сказано, что для запуска ОЭР евразийской «пятерке» предстоит принять целый ряд нормативных документов. Речь, в том числе, идет о правилах взаимной торговли на ОЭР ЕАЭС, правилах доступа к межгосударственной передаче электрической энергии, правилах определения и распределения пропускной способности межгосударственных сечений и т. д. Утвердить эти документы должен Евразийский межправительственный совет (он наделен такими полномочиями).

Страны ЕАЭС также договорились, что у общего рынка электроэнергии будет два этапа развития: до создания общего рынка газа и после его создания. До создания общего рынка газа каждое государство будет самостоятельно определять компании, которым разрешается участвовать в едином рынке. Но после формирования единого рынка газа они такое право утратят.

Следует отметить, что согласовать этот протокол странам ЕАЭС удалось только 29-30 апреля на совещании ЕЭК в Ереване. Именно тогда они договорились отнести формирование внутренних оптовых рынков электроэнергии в тех государствах-членах ЕАЭС, где он пока не создан, на более поздний срок — после завершения формирования общего рынка газа в союзе.

Было также преодолено еще одно важное разногласие. Оно касается тарифной защиты государственных монополий. Речь идет об исключении из числа потенциальных поставщиков электроэнергии в другие страны ЕАЭС вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Это означает, что те компании, которые занимаются одновременно генерацией электроэнергии и передачей её по сетям, поставлять электроэнергию на ОЭР не могут.

Следовательно, по логике этого запрета, в число трансграничных поставщиков не попадут белорусские компании, так как пока в Беларуси есть один монополист, который производит, распределяет, транспортирует и продает электроэнергию – это ГПО «Белэнерго».

Ранее белорусские чиновники заявляли, что энергосистема страны готова с 1 июля 2019 года работать на общем рынке электроэнергии ЕАЭС и эта работа будет выстроена в виде трансграничных перетоков. В Минэкономики Беларуси также отмечали, что договоренности в Ереване позволят белорусским энергетикам участвовать в поставках электроэнергии в период реализации в России масштабной программы модернизации действующих электростанций. Однако как с учетом принятых ограничений будет выстроена эта работа на практике, эксперты пояснить не могут.

Беларусь настаивала на синхронизации рынков и добилась этого

Беларусь всегда заявляла, что конкурентный ОЭР в ЕАЭС создать невозможно, если прежде не создать общий рынок газа, поэтому требовала синхронизировать их создание.

Поэтому концепция общего рынка электроэнергии в ЕАЭС была утверждена с учетом «особого мнения» Беларуси. Аргументы Минска: в Беларуси около 95% электроэнергии вырабатывается на природном газе, но он для белорусских предприятий заметно дороже, чем для российских потребителей. Следовательно, без создания общего рынка газа обеспечить полномасштабную работу общего электроэнергетического рынка на конкурентных условиях в интеграционном объединении не представляется возможным

А вот в условиях общего конкурентного электроэнергетического рынка в ЕАЭС у белорусской энергосистемы, уверены чиновники, есть серьезные конкурентные преимущества, поскольку она эффективнее, чем у других стран ЕАЭС. Поэтому Беларусь в принципе и рассчитывает на поставки своей электроэнергии на евразийский рынок.

Но для этого она прежде должна реформировать свою электроэнергетическую отрасль. Энергетическая отрасль в Беларуси, как и в советское время, является естественной монополией, которая включает вертикаль всех видов экономической деятельности, в том числе производство электрической и тепловой энергии, ее передачу и распределение, а также сбыт.

А чтобы белорусские компании могли торговать электроэнергией на евразийском ОЭР, в Беларуси нужно создать оптовый и розничный рынки электроэнергии, а также разделить энергомонополию по видам деятельности — генерация электроэнергии, транспортировка и сбыт.

Однако закон об электроэнергетике, который как раз и должен создать правовую базу для работы на евразийском ОЭР, в Беларуси до сих пор не принят. Хотя проект закона «Об электроэнергетике» давно подготовлен и одобрен правительством. На рассмотрение депутатам его планировали внести о еще год назад. Но сегодня о судьбе этого документа ничего неизвестно, — профильные чиновники комментировать ситуацию отказываются.

По крайней мере, еще недавно предполагалось, что после реформы государство сохранит контроль над энергосистемой. Поставлять электроэнергию на оптовый рынок будут РУП «Белгенерация», БелАЭС, а также крупные независимые производители (имеющие установленную мощность энергоисточника 50 МВт и выше). Также на оптовый рынок будет поступать электроэнергия, закупаемая по импорту. Работой оптового электроэнергетического рынка будет заниматься управляющая организация, созданная на базе ГПО «Белэнерго». Право покупать электроэнергию с оптового рынка получат энергоснабжающие организации и крупные потребители электроэнергии при получении электроэнергии по сети напряжением 220 кВ и выше.

Проектом закона предусмотрена возможность двух способов торговли на оптовом рынке – централизованной и децентрализованной. При децентрализованной торговле субъект оптового рынка может выбирать контрагента при заключении договора купли-продажи электроэнергии. При централизованной торговле покупать электроэнергию у производителей оптового рынка может только управляющая организация (схема «единого покупателя». При этом важное значение будет иметь происхождение электроэнергии. На оптовом рынке в первую очередь предстоит покупать электроэнергию от БелАЭС и комбинированных источников (которые вырабатывают одновременно и тепловую энергию). В то же время «зеленая» электроэнергия такого приоритета иметь не будет.

Ключевая позиция сейчас для Минска – цена на газ

Можно предположить, что белорусское руководство отложило реформу в электроэнергетике до тех пор, пока не будет ясности с ценой российского газа на ближайшие годы. Пока цена на газ для Беларуси установлена на 2019 год, белорусское правительство пытается договориться о цене на последующие годы, вплоть до 2025 года. Задача-максимум – уравнять цены на газ с российскими потребителями, что позволило бы белорусской электроэнергии успешно конкурировать на евразийском ОЭР.

Заявлялось, что Россия и Беларусь должны к 1 июля 2019 года договориться о ценах на газ с 2020 года. Заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский 6 июня сообщил журналистам, что переговоры идут. По его словам, шансы на то, что к концу июня будет выработано решение, остаются. «Переговоры идут. Успеем», — заявил он.

Известно, что все переговоры в энергетической сфере Россия сейчас рассматривает в увязке с вопросами более глубокой интеграции в рамках Союзного государства. Премьер-министр Беларуси Сергей Румас на встрече с российским премьером Дмитрием Медведевым на переговорах в мае 2019 года в Москве заявил, что подходы двух стран по дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства сходятся на 70%.

Отвечая на вопрос журналистов, в чем позиции стран расходятся, министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой 10 июня сказал: «Вопросы энергетики, вопросы банковского сектора — они, конечно, более сложные. Они сейчас обсуждаются в более сложном режиме, скажем так».

А уже 15 июня глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин сообщил, что Россия и Беларусь согласовали примерно 90% программы углубления интеграции двух стран, она будет обсуждаться на встрече премьер-министров 21 июня в Минске. На днях также стало известно, что бывший посол России в Беларуси Михаил Бабич назначен заместителем министра экономического развития РФ. М. Бабич в новой должности продолжит заниматься двусторонними отношениями. Его назначение означает, что Кремль сохранит жесткую линию в отношении российско-белорусской интеграции. Так что без серьезных уступок со своей стороны белорусскому руководству вряд ли удастся выторговать нужную цену на газ.

Запустить ОЭР без наднациональной структуры не получится

Эксперты отмечают, что состыковать интересы всех игроков евразийского рынка для создания действительно конкурентного ОЭР будет очень непросто.

«Было бы проще, если бы страны пришли к одинаковым правилам и единому рынку. Но каждая страна настойчиво сохраняет свою систему», — отметила член правления — врио руководителя блока трейдинга компании Александра Панина в интервью РИА Новости.

По ее словам, рынок электроэнергии в России устроен таким образом, что один лишний киловатт-час может снизить цену до нуля. В Беларуси, Кыргызстане, Армении вообще нет рынка, — там тарифное ценообразование. В Казахстане есть рынок, но отличный от российского. Сейчас, например, Россия не может продавать электроэнергию в Казахстан. Эта страна является энергоизбыточной, поэтому есть запрет на импорт, а поставки возможны только при дефиците энергии в Казахстане.

Следует учитывать, сегодня в странах ЕАЭС существует профицит электрической энергии и он заметно возрастет после строительства в Беларуси атомной станции. Российские энергокомпании опасаются, что более дешевая электроэнергия из евразийских стран, – в частности, из Киргизии и Беларуси хлынет на российский рынок.

Сейчас Минэнерго России делает оценку доходов генерирующих компаний при создании общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Между тем, в «Интер РАО» ожидают снижения доходов российских генкомпаний после запуска ОЭР. Специалисты поясняют, что из-за неравенства правил регулирования Россия выступает балансирующей системой (отвечающей за частоту), поэтому именно российская генерация понесет наиболее существеннее потери. Она будет привлечена к резервированию перетоков между иными участниками ЕАЭС. «В результате российский рынок становится самым незащищенным», — отмечают в «Интер РАО».

В компании приводят в пример торговлю электроэнергией между государствами. Если Казахстан может продавать ресурс в Беларуси по свободным ценам, то российский рынок предполагает обязательства «на одной границе разгрузить генерацию, а на другой границе загрузить аналогичную мощность». В этих условиях зарубежные структуры получают эффект от сделки, а на российском рынке «сформируются дополнительные затраты в связи с загрузкой менее эффективной генерации, которая ранее (при торговле на национальном рынке) не была отобрана».

Многие эксперты сходятся во мнении, что евразийский ОЭР вряд ли реально заработает, пока в ЕАЭС не будет создана наднациональная структура, нацеленная на формирование конкурентного интегрированного прозрачного энергорынка и предотвращение недобросовестных действий его участников. Она могла бы координировать взаимодействие между страновыми энергетическими регуляторами и обеспечить гармонизацию нормативной базы интеграции общего энергетического рынка

Аналог такой структуры есть – Агентство по кооперации энергетических регуляторов (ACER) в Европейском союзе, которое создано в 2011 года для развития внутреннего энергетического рынка электроэнергии и природного газа ЕС.

Но вот созрели ли страны евразийской «пятерки» до создания аналогичной структуры — большой вопрос.

Тэги:

, , , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 30 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,