14.06.2019, 8:52
Военно-стратегическая ситуация: действие неизбежно рождает противодействие
Нежелание размещать на своей территории российскую военную базу заставляет Беларусь в своей оборонной стратегии делать одну из главных ставок на развитие собственного ракетного оружия. Однако в случае роста военного присутствия США в Польше Минску вряд ли удастся уклониться от союзнических «объятий» Москвы.
12 июня президенты США и Польши Дональд Трамп и Анджей Дуда подписали в Вашингтоне совместную декларацию об оборонном сотрудничестве.
Согласно этому документу Польша обязуется у себя и за свой счет создать инфраструктуру для «обеспечения присутствия боевой группы бронетанковой бригады, бригады боевой авиации и батальона поддержки боевого обеспечения». Численность американских войск в Польше планируется увеличить с нынешних 4,5 до 5,5 тысяч военнослужащих.
В соответствии с еще одним из пунктов декларации на польской территории предусматривается создание эскадрильи разведки, наблюдения и рекогносцировки ВВС США оснащенной разведывательно-ударными БПЛА MQ-9. «Соединенные Штаты намерены обмениваться информацией, полученной в результате операций этой эскадрильи, по мере необходимости, в поддержку наших оборонных целей». Варшава также заявила о готовности приобрести в США 35 новейших боевых самолетов F-35.
Безопасности за чужой счет не бывает
Понятное дело, что подобного рода намерения с самого их возникновения встретили неодобрительное отношение восточных соседей Польши. Как заявил 4 июня на международном семинаре «10 лет «Восточному партнерству» руководитель внешнеполитического ведомства РБ Владимир Макей, он считает «глубоко ошибочными» планы наращивания военного присутствия США на территории соседних с Беларусью государств, в первую очередь Польши.
По его мнению: «Такое военное присутствие нарушит равновесие сил в регионе. Да и какова его цель — отражение угрозы? Немыслимо, чтобы в XXI веке, при нынешнем уровне накопленного в регионе вооруженного потенциала кто-либо отважился спровоцировать прямое боевое столкновение».
Между тем, как считает Владимир Макей, усиление военного присутствия НАТО на наших западных рубежах с высокой долей вероятности вызвало бы зеркальные ответные шаги по другую сторону границы, то есть с российской стороны. «Нужно ли это кому-нибудь? Меньше всего это нужно нам, белорусам. Но в то же время у нас есть вполне конкретные союзнические обязательства в военно-политической сфере, обязательства по коллективной безопасности, и мы, конечно же, будем их соблюдать». Отметим, что всего за неделю до этого выступления глава белорусского МИД и его российский коллега Сергей Лавров уже выразили озабоченность в связи с нарастающей активностью НАТО у границ обеих стран. По словам Лаврова, обсуждая вопросы нераспространения и контроля над вооружениями, они отметили, что увеличение активности альянса на его восточном фланге может привести к нарастанию напряженности в Евро-Атлантике.
Как незадолго до этого заявил в интервью изданию Fronda.pl известный американист профессор Збигнев Левицкий, постоянное присутствие американских войск в Польше означает, что Соединенные Штаты решили больше не оказывать России любезностей на основе принятых при объединении Германии соглашений о неразмещении сил НАТО в ГДР и Польше.
Но как это ни покажется парадоксальным, подобные демарши на руку определенным кругам российской военной элиты, которым необходимо оправдать колоссальные расходы госбюджета на перевооружение армии.
По данным известного военного обозревателя Павла Фельгенгауэра, которые тот озвучил 30 апреля на 5-й конференции памяти министра обороны БНР генерала Киприана Кондратовича «Беларусь и регион», в целом на перевооружение и подготовку к войне Россия потратила триллион долларов.
А так как обе стороны настроены на обострение противостояния, то сегодня вероятность большой войны России и Запада даже выше, чем во времена «холодной войны». Предпосылкой к этому является и ситуация в экономике России, где наблюдается стагнация, во многом обусловленная западными санкциями.
И в ближайшие 2-3 года, по словам Павла Фельгенгауэра, напряжение будет только нарастать. В результате Беларусь может превратиться в передовой рубеж противостояния между Россией и Западом.
Наш ответ Варшаве и Вашингтону
Насколько можно понять, сходной точки зрения придерживается и президент Беларуси Александр Лукашенко. Еще в феврале он заявил, что если поляки начнут «бряцать оружием», Минск не будет спокойно на это смотреть: размещение военной базы США на территории Польши вынудит Россию и Беларусь принять ответные меры. Какие конкретно меры имел ввиду белорусский лидер неизвестно.
Однако кое-что можно понять из его высказываний на эту тему. Если НАТО будет продолжать «запугивать», размещая базы в Польше, либо еще каким-то образом, то Беларуси будет нужно более эффективное оружие, прежде всего ракетное, заявил Александр Лукашенко 6 ноября 2018 года на встрече с группой представителей аналитических центров США.
«Хотя в последнее время (вы наблюдаете, мы тоже не скрываем) мы создали свою ракетную промышленность и произвели свое высокоточное ракетное вооружение», — продолжил он свою мысль.
А 12 ноября 2018 года во время встречи с новым председателем Госкомвоенпрома Романом Головченко белорусский лидер поставил задачу дальнейшего развития ракетостроения в стране. Оно должно стать одним из ключевых направлений в деятельности отечественного ВПК.
На сегодняшний день главным достижением ракетной отрасли является тяжелая реактивная система залпового огня (РСЗО) «Полонез». Эта РСЗО создана в 2015 году в результате военно-технического сотрудничества Беларуси с Китаем.
Первоначально дальность ее стрельбы составляла 200 км. Однако в результате модернизации этот показатель был существенно превышен. В 2017 году в Полесье были проведены успешные пуски ракет на максимальную дальность полета 299 км. Круговое вероятное отклонения при этом не превысило 30 м.
В апреле 2018 года на Алашанском полигоне (КНР, провинция Внутренняя Монголия) состоялись успешные ракетные стрельбы на дальность до 300 км. После чего было заявлено о планах включения боеприпасов такой дальности их индекс (А-300) в состав боекомплекта РСЗО «Полонез».
Триста и далее
Демонстрационный образец модернизированной боевой машины РСЗО «Полонез-М», способной применять ракеты дальностью 300 км был продемонстрирован на выставке MILEX 2019, проходившей с 15 по 18 мая в Минске.
По данным источников в ВПК, серийный образец УР А-300 сейчас находится на этапе разработки. Этот этап будет завершен в 2021 году. «Преимуществами модернизированной управляемой ракеты является низкое поперечное сечение радара и высокая маневренность, скорость полета и скорость подхода (маневрирования) на конечном участке траектории», — заявил журналистам представитель Госкомвоенпрома РБ, комментируя результаты тестовых пусков.
Что позволяет говорить о том, что УР А-300, наряду с инерциальной и спутниковой системами наведения (имеющимися и у А-200), получила и активную радиолокационную головку самонаведения. Что дает возможность еще больше повысить точность стрельбы.
Между тем, как сообщил в свое время начальник ракетных войск и артиллерии вооруженных сил Беларуси — начальник управления ракетных войск и артиллерии генерального штаба ВС Геннадий Козловский: «Достигнутая дальность в 300 км — это не предел». В Беларуси ведутся работы по дальнейшему увеличению дальности стрельбы «Полонезов».
Как полагает ряд эксперты, говоря о возможности увеличения дальности белорусского ракетного оружия за пределы 300 км, Геннадий Козловский имел в виду создание версии китайской ракеты М20 адаптированной для комплекса «Полонез». Презентация которой на выставке Milex-2017 в Минске, без преувеличения, вызвала фурор.
УР М20 является экспортным вариантом оперативно-тактической ракеты (ОТР) DF-12, состоящей на вооружении армии КНР. Она оснащаются инерциальной и спутниковой системами наведения и ходе полета может менять траекторию движения, совершая маневры с перегрузкой 20-30g. Заявленная дальность М20 — до 280 км. Что соответствует режиму контроля за экспортом ракетных технологий. Однако известно, что дальность полета ее прототипа DF-12 превышает 400 км.
Это обстоятельство дает основание ряду аналитиков считать, что в случае локализации производства большинства комплектующих для данного боеприпаса на белорусских предприятиях открывается возможность снятия ограничений по дальности для белорусских вооруженных сил.
Авторитетные зарубежные военные эксперты (такие как бывший начальник Главного штаба советских РВСН генерал-полковник Виктор Есин) считают, что в случае реализации программы локализации производства ракеты М20 в Беларуси ее дальность может быть доведена до 400 и даже 500 км (большую не позволяет режим контроля за ракетными технологиями). А это значит, что уже в недалеком будущем Минск сможет получить серьезное средство влияния на геополитическую и военно-стратегическую обстановку в нашем регионе.
Беларусь делает сама
Сегодня выпуск УР для «Полонеза» осуществляется на Республиканском производственном унитарном предприятии (РПУП) «Завод точной электромеханики» (ЗТЭМ) в Дзержинском районе.
На первых порах ряд исходных компонентов для них, которые ВПК Беларуси был не в состоянии выпускать сам, импортировался из Китая. Одновременно перед отраслью в качестве первоочередной была поставлена задача максимальной локализации производства ракетных боеприпасов всех типов. И уже достаточно скоро доля белорусских комплектующих в «Полонезе» приблизилась к 70%.
А некоторое время назад пресс-служба Госкомвоенпрома сообщила о том, что РПУП ЗТЭМ успешно работает над заменой всех покупных комплектующих изделий иностранного производства для РСЗО «Полонез» на отечественные.
На ЗТЭМ в кооперации со смежниками выполнен комплекс работ по созданию белорусских версий основных элементов РСЗО: пускового контейнера, управляемого реактивного снаряда (УРС) и системы управления реактивными боеприпасами. Которая состоит из навигационного устройства, автопилота и рулевых приводов.
В соответствии с государственной программой в настоящее время специалисты предприятия выполняют опытно-конструкторские работы по разработке боевого снаряжения для УРС различных модификаций.
«Реализация данных проектов позволит выполнить поручения главы государства по максимальной локализации аппаратуры РСЗО и сформировать научно-технический и технологический задел для создания широкого спектра управляемого ракетного оружия», — отметили в Госкомвоенпроме.
Отметим, что с самого начала проекта все элементы боевых и транспортно-заряжающих машин этой ракетной системы базируются на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-7930 «Астролог» (колесная формула 8×8). На шасси Минского автозавода МАЗ-6317 (6х6) — машина управления огнем.
Когда наших бьют
Но, как показывает ход событий, белорусский ракетный ответ будет наименьшим «злом» для наших западных соседей. Совсем другой оборот может принять дело в случае вмешательства России. Как заявил председатель комитета российской Госдумы по обороне Владимир Шаманов, комментируя планы США разместить в Польше эскадрилью беспилотников США, нагнетание обстановки в непосредственной близости от границ России не останется без ответа.
«Безусловно, как говорил и ранее наш президент Владимир Путин, мы будем вынуждены принимать ответные меры, а таковые у нас в арсенале имеются». Владимир Шаманов особо отметил, что Польша граничит с Беларусью, а «это братский народ нашего Союзного государства». «По договору ОДКБ — это наша граница, и мы безучастными к этому точно быть не можем».
Согласно высказываниям ряда авторитетных экспертов, в качестве наиболее вероятной срочной ответной меры на усиление позиций США в Польше, российские бригады вооруженные ОТРК «Искандер» (в том числе и в ядерном оснащении) могут оперативно выдвинуться на позиции в западных регионах Беларуси. Не исключено, что в дополнение к ним на белорусских аэродромах вновь появятся российские боевые самолеты.
Не исключается, что отработкой подобного сценария (и, одновременно, демонстрацией серьезности намерений) и будет участие военнослужащих российской армии, оснащенных комплексами «Искандер», в военном параде в Минске 3 июля 2019 года.
Если же Польша получит от США и боевые «невидимки» F-35, то практически неизбежным ответом на это станет размещение в Беларуси зенитных ракетных систем С-400, способных накрыть своим «колпаком» значительную часть воздушного пространства нашей западной соседки.
И тогда вопрос о том, поможет ли поддержка США повысить степень безопасности Польши, станет чисто риторическим.