Парадокс: чистая прибыль белорусских коммерческих банков в первом квартале текущего года увеличилась примерно на треть, однако их доходы от хозяйственной деятельности даже сократились, хотя только в реальном выражении.

Прибыль выросла за счет снижения отчислений на налоги и в резервы. Такие данные содержатся в обзоре банковского сектора РБ по итогам I квартала текущего года, подготовленного Национальным банком РБ.

Прибыль получена за счет налогов и резервов

Внешне показатели наших банков выглядят вполне благополучно: их чистая прибыль за рассматриваемый период выросла на 60,6 млн. рублей (35,1%) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и достигла 233,4 млн. рублей.

Однако прибыль банков до выплаты налогов увеличилась всего на 31 млн. рублей – до 281 млн. рублей. То есть, на уплате налогов в бюджет белорусские банки сэкономили целых 29,6 млн. рублей, которые пополнили их чистую прибыль.

Но это еще не все: чистые отчисления банков в резервы за рассматриваемый период сократились по сравнению с I кварталом 2018 года на 39,3 млн. рублей и составили 220,5 млн. рублей.

Таким образом, отчисления банков в резервы и на налоги сократились на 68,9 млн. рублей. То есть, их чистая прибыль без учета двух указанных статей, в I квартале текущего года не выросла, а снизилась на 8,3 млн. рублей.

Самая значительная статья доходов банков – чистые процентные доходы – в I квартале текущего года снизились на 12,4 млн. рублей – до 702,6 млн. рублей. Это расплата за рост ставок по депозитам, который привел к увеличению процентных расходов банков.

На втором месте по вкладу в прибыль банков оказались чистые комиссионные доходы, которые выросли на 45,4 млн. рублей и составили 297,7 млн. рублей.

Увеличились и прочие доходы банков: на 28,7 млн. рублей – до 122,9 млн. рублей.

В то же время, чистые доходы банков по операциям с иностранной валютой снизились на 35,2 млн. рублей – до 94,4 млн. рублей. Они переместились с третьей на четвертую позицию по вкладу в прибыль банков. По-видимому, к этому привела некоторая либерализация условий торговли иностранной валютой в РБ, а также осуществляемая дедолларизация экономики РБ.

Чистый доход банков по операциям с ценными бумагами в I квартале текущего года вырос на 2,9 млн. рублей и достиг 6,1 млн. рублей. А доход в виде дивидендов сократился до 0,1 млн. рублей с 2,8 млн. рублей.

Если посчитать суммарное увеличение доходов банков от их хозяйственной деятельности, то окажется всего 26,9 млн. рублей, что составляет только 2,2% от величины доходов. Это намного ниже темпов инфляции за год, то есть доход банков от хозяйственной деятельности в реальном выражении в I квартале текущего года сократился.

Расходы коммерческих банков в I квартале 2019 года увеличились сравнительно ненамного. А именно, операционные расходы выросли на 22,1 млн. рублей и составили 628,8 млн. рублей. А прочие расходы поднялись на 3,8 млн. рублей и достигли 93,3 млн. рублей. Таким образом прирост расходов составил 25,9 млн. рублей, что оказалось меньше увеличения доходов от хозяйственной деятельности банков всего на 1 млн. рублей.

Таким образом, коммерческие банки РБ в I квартале 2019 года фактически сработали в ноль, то есть их прибыль от хозяйственной деятельности оказалась близкой к нулю. И только за счет уменьшения налоговых выплат и отчислений в резервы они смогли формально показать высокие темпы роста прибыли.

Бенефициары – госбанки

 Учитывая привилегии, которыми пользуется в нашей стране государственный сектор экономики, можно ожидать, что льготы по уплате налога на прибыль получили именно они. И это так. Прибыль до выплаты налогов у государственных банков в I квартале 2019 года снизилась по сравнению с I кварталом 2018 года на 1,2% и составила 106,3 млн. рублей. В то же время, их прибыль после уплаты налогов достигла 92,7 млн. рублей, что оказалось на 46,9% больше, чем в I квартале 2018 года.

Прибыль до уплаты налогов у иностранных банков по сравнению с I кварталом 2018 года увеличилась на 25,7% и достигла 148,8 млн. рублей. Их прибыль после уплаты налогов выросла в большей степени: на 33,6% – до 120,3 млн. рублей. Это означает, что и они пользовались льготами по уплате налогов, хотя и в меньшей степени, чем государственные банки.

Обделенными льготами оказались только частные банки. Их прибыль до выплаты налогов за рассматриваемый период выросла на 7,3% и достигла 25,9 млн. рублей. В то же время, прибыль после уплаты налогов увеличилась всего на 3,5% – до 20,3 млн. рублей.

При этом частные банки проводят довольно осторожную политику в сфере кредитования, в связи с чем величина необслуживаемых активов у них по данным на 1 апреля 2019 года составила всего 53,7 млн. рублей против 46,9 млн. рублей на аналогичную дату год назад.

Величина необслуживаемых активов в государственных банках увеличилась за год примерно на 1 млрд. рублей и достигла 2,767 млрд. рублей. Таким образом, госбанки фактически осуществляют скрытое субсидирование убыточных государственных предприятий, то есть правительство РБ, несмотря на стремление сократить поддержку неэффективных госпредприятий, все же поддерживает их, но только не напрямую, а косвенно, через банки. При этом госбанки особенно не рискуют, так как за неплатежеспособными клиентами стоит государство, которое всегда может рассчитаться по их долгам. Другое дело, что в настоящее время правительство РБ делать этого не хочет, пытаясь заставить предприятия самостоятельно выпутываться из сложной финансовой ситуации. Но те особенно не спешат это делать.

У иностранных банков необслуживаемые активы в I квартале текущего года увеличились до 488,2 млн. рублей с 403 млн. рублей на 1 апреля 2018 года. Это сравнительно небольшой рост, хотя он намного превышает темпы инфляции. Можно сказать, что и иностранные банки участвуют в субсидировании убыточных предприятий в РБ.

В какой степени рост объемов необслуживаемых активов препятствует увеличению доходов банков от хозяйственной деятельности, оценить сложно. Но ясно, что это один из важных факторов, которые снижают эффективность этой деятельности, а проблемы, связанные с ним, в ближайшем будущем будут только нарастать.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,