• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Парадокс: чистая прибыль белорусских коммерческих банков в первом квартале текущего года увеличилась примерно на треть, однако их доходы от хозяйственной деятельности даже сократились, хотя только в реальном выражении.

Прибыль выросла за счет снижения отчислений на налоги и в резервы. Такие данные содержатся в обзоре банковского сектора РБ по итогам I квартала текущего года, подготовленного Национальным банком РБ.

Прибыль получена за счет налогов и резервов

Внешне показатели наших банков выглядят вполне благополучно: их чистая прибыль за рассматриваемый период выросла на 60,6 млн. рублей (35,1%) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и достигла 233,4 млн. рублей.

Однако прибыль банков до выплаты налогов увеличилась всего на 31 млн. рублей – до 281 млн. рублей. То есть, на уплате налогов в бюджет белорусские банки сэкономили целых 29,6 млн. рублей, которые пополнили их чистую прибыль.

Но это еще не все: чистые отчисления банков в резервы за рассматриваемый период сократились по сравнению с I кварталом 2018 года на 39,3 млн. рублей и составили 220,5 млн. рублей.

Таким образом, отчисления банков в резервы и на налоги сократились на 68,9 млн. рублей. То есть, их чистая прибыль без учета двух указанных статей, в I квартале текущего года не выросла, а снизилась на 8,3 млн. рублей.

Самая значительная статья доходов банков – чистые процентные доходы – в I квартале текущего года снизились на 12,4 млн. рублей – до 702,6 млн. рублей. Это расплата за рост ставок по депозитам, который привел к увеличению процентных расходов банков.

На втором месте по вкладу в прибыль банков оказались чистые комиссионные доходы, которые выросли на 45,4 млн. рублей и составили 297,7 млн. рублей.

Увеличились и прочие доходы банков: на 28,7 млн. рублей – до 122,9 млн. рублей.

В то же время, чистые доходы банков по операциям с иностранной валютой снизились на 35,2 млн. рублей – до 94,4 млн. рублей. Они переместились с третьей на четвертую позицию по вкладу в прибыль банков. По-видимому, к этому привела некоторая либерализация условий торговли иностранной валютой в РБ, а также осуществляемая дедолларизация экономики РБ.

Чистый доход банков по операциям с ценными бумагами в I квартале текущего года вырос на 2,9 млн. рублей и достиг 6,1 млн. рублей. А доход в виде дивидендов сократился до 0,1 млн. рублей с 2,8 млн. рублей.

Если посчитать суммарное увеличение доходов банков от их хозяйственной деятельности, то окажется всего 26,9 млн. рублей, что составляет только 2,2% от величины доходов. Это намного ниже темпов инфляции за год, то есть доход банков от хозяйственной деятельности в реальном выражении в I квартале текущего года сократился.

Расходы коммерческих банков в I квартале 2019 года увеличились сравнительно ненамного. А именно, операционные расходы выросли на 22,1 млн. рублей и составили 628,8 млн. рублей. А прочие расходы поднялись на 3,8 млн. рублей и достигли 93,3 млн. рублей. Таким образом прирост расходов составил 25,9 млн. рублей, что оказалось меньше увеличения доходов от хозяйственной деятельности банков всего на 1 млн. рублей.

Таким образом, коммерческие банки РБ в I квартале 2019 года фактически сработали в ноль, то есть их прибыль от хозяйственной деятельности оказалась близкой к нулю. И только за счет уменьшения налоговых выплат и отчислений в резервы они смогли формально показать высокие темпы роста прибыли.

Бенефициары – госбанки

 Учитывая привилегии, которыми пользуется в нашей стране государственный сектор экономики, можно ожидать, что льготы по уплате налога на прибыль получили именно они. И это так. Прибыль до выплаты налогов у государственных банков в I квартале 2019 года снизилась по сравнению с I кварталом 2018 года на 1,2% и составила 106,3 млн. рублей. В то же время, их прибыль после уплаты налогов достигла 92,7 млн. рублей, что оказалось на 46,9% больше, чем в I квартале 2018 года.

Прибыль до уплаты налогов у иностранных банков по сравнению с I кварталом 2018 года увеличилась на 25,7% и достигла 148,8 млн. рублей. Их прибыль после уплаты налогов выросла в большей степени: на 33,6% – до 120,3 млн. рублей. Это означает, что и они пользовались льготами по уплате налогов, хотя и в меньшей степени, чем государственные банки.

Обделенными льготами оказались только частные банки. Их прибыль до выплаты налогов за рассматриваемый период выросла на 7,3% и достигла 25,9 млн. рублей. В то же время, прибыль после уплаты налогов увеличилась всего на 3,5% – до 20,3 млн. рублей.

При этом частные банки проводят довольно осторожную политику в сфере кредитования, в связи с чем величина необслуживаемых активов у них по данным на 1 апреля 2019 года составила всего 53,7 млн. рублей против 46,9 млн. рублей на аналогичную дату год назад.

Величина необслуживаемых активов в государственных банках увеличилась за год примерно на 1 млрд. рублей и достигла 2,767 млрд. рублей. Таким образом, госбанки фактически осуществляют скрытое субсидирование убыточных государственных предприятий, то есть правительство РБ, несмотря на стремление сократить поддержку неэффективных госпредприятий, все же поддерживает их, но только не напрямую, а косвенно, через банки. При этом госбанки особенно не рискуют, так как за неплатежеспособными клиентами стоит государство, которое всегда может рассчитаться по их долгам. Другое дело, что в настоящее время правительство РБ делать этого не хочет, пытаясь заставить предприятия самостоятельно выпутываться из сложной финансовой ситуации. Но те особенно не спешат это делать.

У иностранных банков необслуживаемые активы в I квартале текущего года увеличились до 488,2 млн. рублей с 403 млн. рублей на 1 апреля 2018 года. Это сравнительно небольшой рост, хотя он намного превышает темпы инфляции. Можно сказать, что и иностранные банки участвуют в субсидировании убыточных предприятий в РБ.

В какой степени рост объемов необслуживаемых активов препятствует увеличению доходов банков от хозяйственной деятельности, оценить сложно. Но ясно, что это один из важных факторов, которые снижают эффективность этой деятельности, а проблемы, связанные с ним, в ближайшем будущем будут только нарастать.

Тэги:

, , , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Лукашенко провел совещание по проекту немецкого инвестора: меня убеждают, что мы обещали

Вопросы функционирования предприятий дрожжевой отрасли обсуждены 15 ноября на совещании у Александра Лукашенко, сообщает пресс-служба президента. «Сегодня мы рассмотрим один из вопросов, который, к сожалению, приходится выносить на уровень президента, но который должен был быть давно решен в правительстве», — начал совещание Александр Лукашенко с замечания Совмину, уточняет пресс-служба. Речь шла о дрожжевом заводе в

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает