Немецкий институт экономических исследований (DIW) недавно опубликовал данные о развитии доходов домохозяйств в период с 1991-го по 2016 год, то есть за четверть века после начала реального объединения страны.

Оказывается, что за этот период располагаемые доходы домохозяйств выросли на 18%, но при этом распределились очень неравномерно между различными группами населения. Так, в 2016 году доля группы людей с низкими доходами увеличилась до 16,6% по сравнению с 1990-ми, когда она составляла 11%.

Работа больше не может защитить их от бедности. Поэтому в домохозяйствах, в которых работает один член семьи, вероятность попасть в квоту малоимущих по сравнению с 1991 годом удвоилась. Это относится, прежде всего, к горожанам, где численность населения с низкими доходами сильно возросла. Чтобы улучшить ситуацию, требуется или повысить тарифы заработной платы или улучшить условия  для малого бизнеса. Кроме того, важное значение для государства приобретает строительство доступного по цене жилья для малоимущих групп.

Тем не менее, даже учитывая неравномерность в распределении доходов, жители Германии за четверть века  стали жить лучше. В высшем (десятом) по доходам дециле располагаемые ресурсы домохозяйств с 1991-го по 2016-ый выросли на 35%, что почти вдвое превысило среднее увеличение доходов населения в целом. С третьего по девятый дециль прирост располагаемых доходов составил от 8 до 19%.

Во втором дециле рост доходов был неустойчивым, незначительным и в итоге по сравнению с 1991 годом  они увеличились только на 2%. Наконец, в беднейшем дециле располагаемые доходы домохозяйств даже сократились на 2% по сравнению с теми, которыми они на самом деле располагали  до 1991 года.

По мнению специалистов DIW, такая ситуация обусловлена миграционным приростом населения за счет массового приезда в Германию переселенцев из стран СНГ. Что касается постоянных жителей, то благодаря положительной экономической конъюнктуре, доходы их беднейшей части до 1999 года росли. С 2000-го по 2005 год беднейший дециль много потерял в доходах, поскольку в те годы конъюнктура падала, а уровень безработицы повысился до 12%.

Эти трудности имели объективную природу. Но все-таки следует учитывать и давление на экономику миллионов иммигрантов. Нет, мигранты не снижают заработки немецких работников. Доходы «беднейших немцев» падают, поскольку в их группу попадают еще «более бедные немцы» из числа мигрантов. Переселенцы вынуждены начинать с нуля, на это уходят месяцы, а многим — годы. Это обрекает их на бедность, при этом появляются те, кто оставляет попытки изменить ситуацию к лучшему. Тем не менее, значительная часть переселенцев реализует существующие в стране возможности и медленно поднимаются в более высокий по доходам дециль.

По оценкам DIW, доля домохозяйств, доходы которых не достигают 60% медианного дохода, выросла. Это коэффициент низкого дохода или черта «риска бедности», в которую все чаще попадают не только домохозяйства безработных, получающих пособие по безработице (Hartz-IV), но и жильцы многоквартирных домов, арендующих жилье. Для них вероятность опуститься ниже черты бедности по сравнению с девяностыми годами  выросла до 30%.

Очень часто в такую ситуацию попадает молодежь. Это относится не только к детям, юношам и молодым людям в возрасте от 25 до 34 лет, которые или только готовятся начать профессиональную деятельность, или только приступают к ней. Например, выпускники школ все чаще выбирают высшее образование, работу начинают позже остальных. По этой причине они позже остальных создают семьи, но именно в это время они, как молодые специалисты, часто соглашаются на работу с более низкими зарплатами.

В таких условиях усиливается риск бедности для домохозяйств, которые не могут оплачивать качественное жилье. В городах же арендная плата квартир постоянно росла, обгоняя рост заработных плат, от чего бедность в группах с низкими доходами выросла. В то же время по всей Германии доля социального жилья в последние годы сокращалась.

Поэтому, как считают специалисты WID, чтобы остановить обеднение малоимущего населения, помимо мероприятий, необходимых по выравнивания заработных плат в пользу работников с низкими доходами, расширению практики неполной и полной занятости, пересмотру тарифных соглашений по заработной плате, следует увеличить строительство доступного по цене жилья.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,