• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Вступление Беларуси в ВТО не поможет отечественным предприятиям снизить пошлины при вхождении на европейский рынок. Это может случиться, если Беларусь станет членом Евросоюза или подпишет соглашение об ассоциированном членстве с ЕС. Ни один, ни второй вариант белорусские власти сейчас не рассматривают.

Беларусь соседствует с европейским рынком, и белорусские чиновники прекрасно знают, насколько это выгодный рынок.

«Если у нас дебиторская задолженность на Востоке большая, то со странами ЕС ее практически нет. Так что если мы разовьем и увеличим наш экспорт в ЕС хотя бы на 20-30%, это будут надежные поставки с обеспечением страны валютой», — подчеркнул директор Национального центра маркетинга Валерий Садохо в кулуарах семинара-конференции «Экспорт в ЕС продукции концерна «Белнефтехим» в конце апреля.

Около половины белорусского экспорта в Европу – продукция «нефтянки»

Правительство Беларуси несколько лет назад расставило экспортные приоритеты следующим образом: нужно избавиться от монозависимости от одного рынка сбыта и добиться равного распределения экспорта между ЕС, ЕАЭС и третьими странами.

Пока эту задачу решить не получается. Хотя, если исходить из данных статистики, движение в нужном направлении обозначилось.

Согласно статданным, белорусский экспорт товаров в 2018 году вырос на 4,5 млрд. долларов до 33,7 млрд. долларов, что на 15,3% больше, чем за 2017 год. Больше всего он увеличился в страны ЕС — на 2,3 млрд. долларов. В то же время в страны ЕАЭС экспорт возрос на 0,2 млрд. долларов, региона «дальней дуги» и иные страны — на 1,9 млрд. долларов. При этом доля ЕАЭС в общем объеме экспорта составила 41,2% (против 46,7% в 2017 году), ЕС — 30,2% (26,8%), прочих стран — 28,6% (26,5%).

Сальдо торговли с Евросоюзом улучшилось с 1,2 млрд. долларов в 2017 году до 3 млрд. долларов в 2018 году. Белорусский экспорт в страны ЕС вырос на 29,9%, тогда как импорт из ЕС — всего на 7,4%.

Однако повода бить в фанфары нет. В прошлом году белорусский экспорт в ЕС вырос преимущественно за счет сырьевых материалов – нефти, нефтепродуктов, калийных удобрений и т. д. Изменилась ценовая конъюнктура в лучшую для нас сторону, выросли и стоимостные объемы белорусского экспорта.

Постоянный представитель Беларуси при ЕС Александр Михневич в ходе семинара-конференции красноречиво проиллюстрировал ситуацию с поставками белорусской продукции на европейский рынок. По его словам, сейчас около 45% белорусского экспорта в ЕС — это «нефтянка» и продукты нефтепереработки. Еще 0,5 млрд. долларов – продукция предприятий нефтехимии. Это совсем немного, учитывая, что импорт ЕС по этим же позициям составляет около 20 млрд. долларов в год, а эту продукцию на европейский рынок поставляют компании стран далеко не первой десятки, а по своему экономическому потенциалу схожие с Беларусью. А ведь правительство нацеливает белорусские предприятия на увеличение экспорта в ЕС продукции с более глубокой степенью переработки.

«Очень волнует нас, например, ситуация с «Белшиной», — по шинам у нас минимально возможный экспорт в ЕС», — отметил А. Михневич. Хотя внешне все выглядит вроде бы хорошо: по статистике, экспорт шин из Беларуси в стоимостном выражении составляет 32 млн. евро. Но белорусских шин в ЕС поставлено всего на 6 млн. евро, поставки шин еще на 26 млн. евро – это реэкспорт. Что, как отметил посол, «тоже дает нам копейку».
А вот базовые шины, которые наиболее востребованы в Европе, Беларусь на европейский рынок не поставляет. «Почему, имея огромное предприятие и прекрасный металлокорд , который у нас покупают со свистом – только выставь флажок, мы не продаем его европейскому рынку?» — задал риторический вопрос дипломат.

Поможет ли ВТО?

Многие белорусские предприятия рассчитывают, что вступление страны в ВТО поможет им «открыть» европейский рынок. Правительство поставило задачу к концу 2019 года завершить переговоры, а в 2020 году вступить в ВТО. Очередная Конференция ВТО на уровне министров пройдет в Астане с 8 по 11 июня 2020 года — к этому времени, как ожидается, завершатся переговоры Беларуси по присоединению к ВТО.

Хотя Беларусь как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС) уже взяла на себя определенные тарифные обязательства и ведет торговую деятельность по правилам, очень близким к ВТО. То есть, Беларусь, не являясь де-юре членом ВТО, но будучи страной евразийского союза, вынуждена работать по правилам этой организации, так как именно нормы ВТО и положены в основу законодательства ЕАЭС.

«Мы уже, условно, в ВТО. При вступлении в ВТО мы берем, можно сказать, абсолютно зеркальные условия с Россией – на 99% — тарифные обязательства», — отметил В. Садохо.

По его словам, Беларусь во многим взяла на себя такие обязательства в угоду интеграционным процессам. «Но лично я считаю, что мы пошли на определенные жертвы. Потому что мы защищаем наш рынок от ввоза, например, цветных металлов, которых у нас нет, некоторых сырьевых товаров – потому что в РФ они есть, а у нас нет. Есть, например, соглашение об авиации. Мы не строим самолеты, но РФ их строит, поэтому мы пошли на такие жертвы в угоду интеграционным процессам и чтобы подержать в данном случае РФ», — отметил В. Садохо в кулуарах семинара-конференции.

«Вступив в ВТО, мы берем на себя обязательства, согласно которым тарифы будут снижены и у нас, и у наших партнеров. По некоторым товарам есть переходной период, когда тарифы будут снижаться в течение 5-7 лет. Зато когда Беларусь станет членом ВТО, перед страной откроется рынок стран ЕС», — отметил В. Садохо.

Три условия снятия пошлин для Беларуси

В свою очередь А. Михневич отметил, что сам по себе факт вступления Беларуси в ВТО не означает, что ЕС снимет таможенные пошлины в отношении белорусской продукции.

«Членство Беларуси в ВТО не поспособствует снятию с нас пошлин. Только таможенный союз с государствами или группой государств дает возможность обойти пошлины. Членство в ВТО такой возможности не даст», — сказал посол.

По его словам, членство в ВТО позволит избежать дискриминационных мер в отношении белорусской продукции, а также обеспечит стране свободный доступ к международным схемам разрешения торговых споров — в ВТО есть орган, который разрешает торговые споры. По словам А. Михневича, это — первое преимущество членства в ВТО. Второе – «чисто инвестиционное», — членство в ВТО повысит инвестиционную привлекательность страны, поскольку для инвесторов это означает, «что мы играм по понятным для всех правилам».

«У нас принято считать, что белорусским предприятиям выйти на европейский рынок мешают пошлины. Мы часто получаем письма: вот если бы снизились пошлины на нашу продукцию, мы бы стали конкурентоспособными на европейском рынке. Перестаньте писать такие отговорки. Снизиться пошлины могут только в одном случае: если они снизятся для всех. А если это так, то наши конкуренты опять станут более конкурентными», — подчеркнул постпред Беларуси при ЕС

Он пояснил, что в настоящее время отношения Беларуси с ЕС не являются преференциальными. И пока Беларусь не заключит с ЕС соглашение о зоне свободной торговли, пошлины будут применяться с обеих сторон. И те тарифы, которые ЕС устанавливает в отношении Беларуси либо страны ЕАЭС, к Беларуси также будут соответствующим образом применяться.

При этом возможность уйти от таможенных пошлин при экспорте белорусской продукции на европейский рынок есть. Они также понятны. Для этого Беларусь должна стать либо членом ЕС, либо подписать с ЕС соглашение об ассоциированном членстве – как, например, Молдова, Украина, Грузия и т. д. благодаря чему эти страны получили определенные послабления при экспорте своей продукции на европейский рынок.

«Пока в повестке дня Беларуси такой вопрос не стоит», — сказал А. Михневич.

Есть еще один вариант, позволяющий стране избавиться от европейских пошлин: быть самой слаборазвитой страной, которые также обладают общей системой преференций. Но и этот вариант для Беларуси исключен.

Остается одно — преодолевать барьеры

Таким образом, все три варианты, предусматривающие для Беларуси существенное облегчение торгового режима с Евросоюзом, белорусская сторона считает для себя пока неприемлемыми.

В этой ситуации для белорусских предприятий, желающих поставлять свою продукцию на европейский рынок, остается единственный способ — научится преодолевать барьеры

«Емкость европейского рынка огромная. Но мы занимаем на этом рынке небольшую нишу из-за высокой конкуренции и из-за определенных барьеров. Поэтому победить в конкуренции мы сможем только повышением качества и ценой, а также в том случае, если научимся преодолевать барьеры», — подчеркнул А. Михневич.

А для этого, по его словам, белорусским предприятиям надо присутствовать на этих рынках — участвовать в торговых миссиях, выезжать на выставки, пройти сертификацию и т. д. «То есть, надо потолкаться, сто раз встретиться и т. д., и после этого что-то пойдет», — подчеркнул А. Михневич.

По его словам, сегодня барьеры на пути выхода белорусских предприятий на рынок ЕС связаны с регистрацией, получением сертификата соответствия, правильным юридическим оформлением, прохождением необходимых контрольных процедур в Беларуси и т. д. «Это иногда длительная процедура. Она занимает много времени и отнимает много денег и в результате многие складывают руки. Вот это неправильно. Пройдя один раз эту процедуру, предприятие становится опытным и открывает для себя рынок. Все это можно сделать», — отметил постпред.

Он порекомендовал белорусским предприятиям думать о других методах продвижения своей продукции на европейский рынок: логистических схемах, вариантах оплаты, брендировании, пакетных поставках и т. д. «Просто надо думать, работать и продвигать свою продукцию», — заявил А. Михневич.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Компенсация за налоговый маневр для Беларуси: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями

Налоговый маневр и поставки некачественной нефти уже затормозили темпы экономического роста в Беларуси. И если белорусским властям в ближайшее время не удастся договориться с Москвой о компенсации понесенных потерь, прогнозные показатели в 2019 году могут быть провалены. Рост ВВП в Беларуси, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год, запланирован на уровне 4%.

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что