9.04.2019, 7:56
Осторожно, пропаганда!
Любая пропаганда, независимо от того, кто и с какой целью ее проводит, – это всегда один большой фейк
Без опоры на теорию невозможно объяснение фактов. Простой пример. Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Почему дым из трубы идет вверх?». Объяснить этот бытовой факт с научной точки зрения можно не выходя за границу школьного учебника физики. Для этого необходимо будет, во-первых, рассказать крохе о расширении тел (в том числе и воздуха) при нагревании, что приводит к снижению их удельного веса. Во-вторых, придется привлечь на помощь закон Архимеда.
Допустим, наш отец из всех видов образования предпочел в свое время начальное. Сможет ли он в таком случае ответить на вопрос крохи? Почему бы и нет. Смоделирую один из возможных вариантов ответа: «Не только люди и животные, но и все предметы на земле имеют бессмертную душу. Окончательное пристанище душ – небеса. Огонь уничтожает дрова, освобождая тем самым их души, которые в виде дыма и поднимаются вверх».
Разумеется, могут быть и другие объяснения, но важно подчеркнуть, что без теории объяснение фактов невозможно. Теории, в свою очередь, делятся на научные и бытовые, что я и попытался продемонстрировать на приведенном выше примере.
А теперь, внимание, вопрос: «Почему в футболе и политике разбираются все?». Оставим футбол болельщикам. Нас интересует политика. На какие теории опираются так называемые все, когда они, порой с пеной у рта, безапелляционно рассуждают о макропроцессах в экономике, обществе и государстве?
Откуда все черпают свои знания о столь непростых видах человеческой деятельности? Предлагаю выбрать правильный ответ из следующего джентельменского набора: из статей в научных журналах, из материалов научных конференций и круглых столов, из монографий, из телевизионных новостных программ и ток-шоу на общественно-политические темы, из газет, из рассказов родственников и знакомых.
«Агрессивно-оборонительная» структура личности
Английское слово «фейк» стремительно входит в моду и не только среди тинейджеров, но и среди солидных журналистов самой солидной газеты страны (см. табл.). Дата первого упоминания – 01.02.2015. За 2015 г. поисковик зафиксировал четыре статьи. Небогато, но лиха беда начало.
Количество статей, содержащих слово «фейк», в газете «СБ. Беларусь сегодня» (шт.)
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019* |
4 | 11 | 43 | 78 | 34 |
* С января по 22 марта
Приведу фрагмент из статьи № 2, опубликованной под броским заголовком «Фейк на хлеб не намажешь»: «Фейки – отнюдь не маленькие феи, как может кому-то показаться, а глупость и злоба людская во всей красе. Задумался: откуда они берутся? В чьих воспаленных мозгах рождаются? Если поначалу все еще выглядело довольно безобидно, и иногда фейк воспринимался даже как обычный розыгрыш, который должен был только рассмешить, то теперь все чаще показывает зубы. Он стал целенаправленно агрессивным».
Как защититься от фейков? Автор статьи, журналист Валентин Пепеляев рекомендует не читать «перед обедом новости в интернете, чтобы не портить аппетит».
На ноу-хау совет журналиста, боюсь, не потянет, так как еще профессор Преображенский из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» рекомендовал своему коллеге доктору Борменталю не читать до обеда советских газет.
Человек дореволюционной культуры, профессор отдавал себе отчет в том, что тексты советских газет, в полном соответствии с советом поэта Владимира Маяковского, пишутся штыком, а не пером. Искать в таких текстах правдивую информацию – понапрасну тратить время.
Там, где у журналиста в руках штык вместо пера, – там не журналистика, а пропаганда. Когда же мы говорим о пропаганде, то, как правило, добавляем прилагательное «массовая». Быть массовой пропаганде удается, прежде всего, за счет упрощения картины мира.
Но простотой дело не ограничивается. Предоставляю слово директору «Левада-центра» социологу Льву Гудкову: «Почему пропаганда так эффективна? Потому что она ничего не придумывает (на это она не способна). Она говорит то, что люди хотят слышать, она использует те стереотипы массового сознания, которые уже давно существуют, а потому воспринимаются как само собой разумеющаяся реальность. Что наши люди знают (могут знать) о действительности американской жизни, о резонах американской политики? Очень мало или ничего. Американцам приписывается привычные и потому понятные мотивы действия наших государственных мужей. На них проецируется вытесняемая оценка самих себя».
Пропаганда активизирует в людях страх и ненависть. К кому ненависть? Естественно к врагам, которых легко поделить на внешних и внутренних.
У меня есть однокурсник инвалид, для которого на протяжении многих лет единственным окном в мир является телевизор. Из-за проблем со зрением его он слушает, а не смотрит. Тем не менее столь жесткая редукция источников информации не мешает ему мгновенно находить ответы на любые вопросы. Почему распался СССР? Так американцы подкупили Горбачева? А причина «арабской весны»? Опять же американцы! Естественно, не обошлось без них и в Венесуэле.
Я навещаю своего приятеля в Доме для ветеранов, пенсионеров и инвалидов на Рокоссовского 1-2 раза в месяц. Мы постоянно дискутируем, но мне еще ни разу не удалось его хоть в чем-то переубедить. Пропаганда, основанная на упрощении, эффективней моих заумных рассуждений.
Он выслушивает меня из вежливости, но не проявляет никакого интереса к альтернативной информации. Более того, он от нее закрывается, так как любая альтернатива может разрушить привычную для него картину мира. Я-то поговорю и уеду, а ему что потом делать с черепками прежних представлений?
Для закрепления вышесказанного процитирую российского политконсультанта Александра Белоусова: «Все внушенные (пропагандой – Ред.) стереотипы, предубеждения, оценки и ценности становятся частью личности, и любые нападки на них, то есть новые идеи и оценки, он воспринимает как нападки на него самого, объясняя их появление вражеской пропагандой, а их носителей объявляя «пятой колонной». «Агрессивно-оборонительная» структура личности не способна на сколь-либо существенную трансформацию, которая была так нужна в быстро меняющемся современном мире».
92% считают…
Но не следует думать, что жертвами пропаганды становятся исключительно люди с ограниченными физическими возможностями. Пропагандисты – тоже люди, и нет ничего удивительного в том, что постепенно они становятся жертвами собственных пропагандистских усилий. Пословица «за что боролись, на то и напоролись» родилась не сегодня и не вчера.
Приведу фрагмент из стенограммы «Большого разговора», в котором глава белорусского государства высказался по поводу событий в Венесуэле: «Мадуро говорит, что это благодаря Америке они попали в такую ситуацию. Во многом да, но есть причина и в самих венесуэльцах. Но американцы допустили кучу ошибок своим нахрапом – влезли в Венесуэлу. Недавно опрос был в Венесуэле – 92% считают, что американцы виноваты и хотят захватить страну»[1].
Напомню, по итогам 2018 г. потребительская инфляция в Венесуэле составила 1,7 трлн. процентов! Но те, кто внимательно следил за строительством «социализма XXI века», такому уровню инфляции не удивились. Они расходились только в сроках краха венесуэльской экономики.
Но пока западные и отечественные умники спорили, жертва собственной пропаганды раздавал интервью по поводу захватывающих перспектив. Ограничусь одним фрагментом: «Наша страна и наша экономика отличаются от других наличием высочайших современных технологий. И по этим технологиям (мы договорились об этом с президентом Чавесом) будем строить предприятия в Венесуэле для того, чтобы оградить вашу экономику от сырьевой зависимости, чтобы развить аграрный и промышленный комплексы страны»[2].
Оградили, развили. Теперь следим за результатами социологических опросов. Они обнадеживают.
Подведем краткий итог. Любая пропаганда, независимо от того, кто и с какой целью ее проводит, – это всегда один большой фейк. Фейк чрезвычайно просто устроенный, иначе он не будет усваиваться общественным мнением.
«Белорусская модель» как никогда прежде нуждается сегодня в поддержке со стороны пропаганды, что проявляется в официальной озабоченности по поводу информационной безопасности. Почему? Это тема для отдельного разговора.
[1] http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-predstaviteljami-obschestvennosti-i-ekspertnogo-soobschestva-belorusskix-i-zarubezhnyx-smi-20590/
[2] http://president.gov.by/ru/news_ru/view/intervjju-telekanalu-venesolana-de-televisjon-5794/