26.03.2019, 19:13
Третья генерация «легкоатлетов» – в Минске представили новое поколение Mercedes-Benz Sprinter
Официальная премьера в Беларуси любимой машины всех белорусских «маршруточников» и «малых» предпринимателей – коммерческого автомобиля Mercedes-Benz Sprinter третьего поколения – состоялась недавно в Беларуси.
О том, что эта модель Mercedes действительно любима отечественными перевозчиками, свидетельствуют отчётные данные Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) – в прошлом году в нашей стране было продано 268 новых «Спринтеров». И, хотя, примерно половина из них пришлось на модель Sprinter Classic российской сборки, но, тем не менее, вторая половина – машины немецкого производства. Всего же, по данным БАА, в 2018 году в Беларуси было зарегистрировано 448 автомобилей Mercedes Sprinter. (В статистический отчёт включаются новые машины и автомобили возрастом до двух лет.) Основными покупателями являются компании, занимающиеся пассажирскими перевозками…
История успеха…
Первое поколение этой легендарной модели дебютировало в уже далёком 1995 году. В 2000 автомобиль пережил серьёзный рестайлинг, а в 2003 году был подвергнут фейслифтингу. В 2006 году производство модели Sprinter Т1N в Германии было прекращено. Однако, это поколение «Спринтеров» (серии W901-905) зарекомендовало себя настолько хорошо, что выпуск автомобилей был налажен в Аргентине, где цельнометаллический фургон в кузове W904 собирался вплоть до 2011 года. Но, и на этом история модели первой генерации не закончилось – в 2013 году автомобиль «обрусел» – его производство под обозначением Sprinter Classic было развёрнуто на площадях Горьковского автозавода компанией АО «Мерседес-Бенц РУС» совместно с «Группой ГАЗ». Более того, по словам представителей дилера, выпускать «классический» фургон Sprinter планируется аж до конца 2022 года!
Второе поколение модели (кузов W906) стало на конвейер в Дюссельдорфе в 2006 году. Автомобиль был разработан в сотрудничестве с грузовым подразделением Volkswagen, а потому на базе «Спринтера» выпускалась и модель Volkswagen Crafter, имевшая свой двигатель, но унифицированная со Sprinter по большинству деталей кузова, а также ряду других узлов и агрегатов. Надо сказать, что и вторая генерация «Спринтера» не вышла «комом» – в 2007 и 2008 гг. автомобиль завоевал I место на конкурсе «Van of the Year». В 2014 году модель пережила рестайлинг, приведший не только к изменению внешнего вида автомобиля, но и к внедрению в его оснащение ряда ассистентов помощи водителю, ранее доступных лишь на легковых машинах концерна Mercedes…
В феврале 2018 года в немецком городе Дуйсберг грузовое подразделение компании Mercedes-Benz представило третье поколение Sprinter (W907). Ключевое техническое новшество, отличающее модель от предшественников – появление переднеприводной версии, как у дебютировавшего двумя годами ранее Volkswagen Crafter. Однако, к тому времени сотрудничество двух автоконцернов уже завершилось, а потому конструкторы Mercedes разрабатывали свой переднеприводный вариант самостоятельно. Для этого, под поперечное расположение двигателя, был специально перекомпонован модуль моторного отсека.
Появление в модельной гамме переднеприводной версии продиктовано требованиями рынка – Volkswagen показал такой грузовичок раньше, а потому ряд потенциальных клиентов уже оценило достоинства таких коммерческих автомобилей. Главное отличие переднеприводного Sprinter от заднеприводной версии – уменьшенная на 8 см погрузочная высота и возросшая на 50 кг грузоподъемность. Так что теперь в модельном ряду «Спринтеров» имеются модификации с задним, полным и передним приводом.
Кстати, о модификациях – на презентации из уст представителей дилера не раз звучали слова о том, что дебютировавший Sprinter – это, фактически, машина-конструктор. Четыре варианта длины кузова, три – колёсной базы (325
0-4325 мм) и высоты крыши фургона; полезный объём до 17 м3, полная масса до 5,5 тонн, три типа привода, 2 вида трансмиссии и большая линейка двигателей – всего для этого коммерческого автомобиля существует около 1700 заводских вариантов комплектаций и оснащения.
Само собой, Mercedes Sprinter нового поколения можно заказать в нужной версии прямо с завода-производителя. Единственный минус – на сегодняшний день ждать индивидуальный вариант приходится около двух-трёх месяцев.
За период с 1995 года и до настоящего времени в 130 странах мира в общей сложности было продано около 3,4 млн. автомобилей Mercedes-Benz Sprinter всех поколений…
На тяжёлом топливе и с «автоматами»
В Беларуси для нового Sprinter предлагаются только дизельные двигатели. Проверенный временем «старый-добрый» 3-литровый турбодизель CDI V6 (OM 642) находится в производстве с 2005 года, а потому «перекочевал» на новичка с предшественника. При этом силовой агрегат был модернизирован: в результате конструктивных изменений и обновления ПО улучшилась топливная эффективность этого 190-сильного двигателя. Т.к. мотор оснащён технологией избирательной каталитической нейтрализации SCR, использующей нейтрализацию окислов азота путём использования восстановителя «AdBlue», по токсичности выхлопа этот «старичок»-турбодизель соответствует строгим требованиям норм Euro-6.
Также на новый Sprinter может устанавливаться проверенный, но слегка доработанный с целью повышения экологичности и экономичности, рядный 2,1-литровый четырёхцилиндровый турбодизель CDI (OM 651) семейства «BlueTec». Для продаваемого у нас «Спринтера» этот мотор предлагается в трёх вариантах мощности: 114, 143 и 163 «лошадки». Все двигатели по выбросам вписываются в нормы Euro-6, а две самые слабые версии мотора OM 651 для некоторых локальных рынков могут соответствовать и менее жёстким нормам Euro-5.
По предварительной информации, силовые агрегаты с отдачей 114 л.с. и 143 л.с. – общие для передне- и заднеприводных автомобилей. 163-сильная «четвёрка» будет предлагаться для заднеприводных машин. Ну, а флагманский турбодизель V6 станет доступным только для «Спринтеров» с задним или полным типом привода.
В случаях с дизельными двигателями коммерческой техники на первый план, помимо надёжности моторов, выходит вопрос частоты и стоимости сервисного обслуживания силового агрегата. По заявлению представителей дилера, для турбодизелей нового «Спринтера» установлен межсервисный интервал в 30 000 км. Стоимость первого TO составляет около 280€. За каждое чётное ТО придётся заплатить больше – около 380-420€.
Что касается трансмиссии, то для нового автомобиля доступны 6-ступенчатая «механика» и 2 гидромеханических «автомата»: АКП 7G-TRONIC PLUS, предлагаемая для заднеприводных и полноприводных версий, выпускается с 2010 года и к настоящему времени зарекомендовала себя весьма неплохо; а коробка 9G-TRONIC для переднеприводного Sprinter ранее была апробирована на переднеприводной версии нового Mercedes Viano (W447).
Подключаемый полный привод реализуется с помощью многодисковой муфты, активирующей переднюю ось в случае необходимости. Кроме того, для эксплуатации в сложных дорожных условиях имеется вариант трансмиссии с дополнительной понижающей передачей. Распределение крутящего момента по осям на машинах с приводом 4×4 следующее: на передние колёса передаётся 35% момента, на задние – остальные 65%.
Подвеска задней оси у автомобиля зависимая – на одно- и двухлистовых рессорах (трёхлистовых на машинах с двускатной ошиновкой оси). Как и на предшественнике, по заказу, на «Спринтерах» с задним или передним приводом может быть установлена пневмоподвеска задней оси.
Электроника «наступает»…
С 2014 года инженеры Mercedes-Benz начали оснащать Sprinter электронными ассистентами помощи водителю, ранее доступными лишь на легковых машинах концерна. В своём третьем поколении автомобиль также обзавёлся новейшими «легковыми» интеллектуальными системами и технологиями, до сих пор не устанавливавшимися на коммерческие машины Mercedes. Правда, большинство систем попало в список опций… Тем не менее, стоимость ряда из них отнюдь не заоблачная. Так, появившаяся на «Спринтере», вообще, впервые в классе, система автоматического экстренного торможения, предотвращающая ДТП с попутными авто или пешеходами, доступна к заказу за 370€.
Кроме того в списке опций: активный круиз-контроль, системы контроля полосы и «мёртвых» зон, мультифункциональное рулевое колесо и эргономичные кресла с возможностью электрорегулировки. Здесь же и головные полностью светодиодные фары «High Perfomance», также предлагаемые для Sprinter впервые в классе. (LED-оптика светит дальше и ярче, тем самым делая езду в темноте более безопасной, что немаловажно для коммерческой техники, порой эксплуатирующейся 24 часа в сутки.)
В перечне допоборудования и такая «чисто легковая» опция, как система бесключевого доступа в салон «Keyless-Go» с функцией запуска двигателя кнопкой. Кстати, сам ключ-брелок такой же, как и у автомобиля Mercedes-Benz E-klasse.
Но, пожалуй, самое «крутое» электронное новшество Sprinter третьего поколения – мультимедийная система MBUX с искусственным интеллектом, навигацией и распознаванием голосовых команд. Интерфейсом системы является сенсорный монитор с диагональю 7 или 10,25 дюймов, на который также может передаваться изображение с видеокамер кругового (на 360°) обзора.
В качестве опции система MBUX может поддерживать интересную «фишку» – «умная» навигация способна прокладывать маршрут, учитывая полную массу автомобиля, что при необходимости позволяет объезжать платные дороги. (Это может быть актуальным для машин с полной массой свыше 3,5 тонн, попадающих в грузовую категорию «С»).
Работа над «ошибками»
Если говорить о грузовиках – задние двери грузового отсека цельнометаллического фургона, благодаря новым петлям, распахиваются на 90°, 180° и 270 градусов. По заверению технических специалистов дилера, кроме увеличения угла открытия дверей до 270°, петли новой конструкции лишились недостатков, присущих данным узлам на «Спринтерах» предыдущих поколений. Означает ли это, что распашные двери фургонов избавились от своих «фамильных» проблем – покажет опыт эксплуатации.
Кстати, о проблемах – недостаточная коррозионная стойкость отдельных элементов кузова становилась «бичом» не только подержанных машин первого поколения, но даже и дорестайлингового Sprinter W906. После рестайлинга 2014 года в процесс покраски кузовов были внесены изменения и «Спринтеры» второго поколения стали «гнить» гораздо меньше…
Тем не менее, учитывая опыт эксплуатации Sprinter W906, завод-изготовитель предложил для автомобиля третьего поколения изменённую технологию окраски. Гарантия от сквозной коррозии на кузов «Спринтера» W907 составляет 12 лет…
День грядущий…
По данным официального дистрибьютора Mercedes-Benz в Беларуси, компании «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ», цены на базовую модель стартуют с отметки в 32 900€. За эти деньги предлагается цельнометаллический фургон с задним приводом и механической коробкой передач, в стандартную комплектацию которого входят: полуавтоматический кондиционер, двойное пассажирское сиденье, аудиомагнитола с USB и Bluetooth, электростеклоподъемники, электрозеркала с подогревом, а также система «ЭРА-ГЛОНАСС».
Ожидаемый план продаж Sprinter третьего поколения на 2019 год – 100−150 машин. Причем, по данным отдела продаж, около 50 машин уже законтрактовано. Основными покупателями являются компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, доставкой почты и перевозками скоропортящихся грузов в рефрижераторах. Примечательно, что зачастую новый «Спринтер» заказывают далеко не в базовых комплектациях. Одно из объяснений этому – позиционирование производителем и потенциальными покупателями модели Sprinter, как микроавтобуса премиум-сегмента рынка. Отчасти это позволяет выигрывать в тендерах и более респектабельно выглядеть в глазах клиентов и партнёров по бизнесу.
На сегодняшний день есть заказы от ООО «Автолайт Экспресс», ООО «АльКовТранс» и других региональных компаний, занимающихся пассажирскими междугородными перевозками.
А вот на городских маршрутах Sprinter третьего поколения в ближайшее время вряд ли появится – в 2018 году, как горячие пирожки, «разошлись» все привезенные дилером «россияне» Sprinter Classic, предпочитаемые городскими «маршрутчиками» за простоту, надёжность и, конечно же, более привлекательную цену.
Фото: Ольга-Анна Канашиц и Евгений Дударев.