5.02.2019, 8:27
ДРСМД: Россия больше ничего не предлагает…, кроме ракет
Крушение системы международной безопасности выводит Беларусь на линию фронта между РФ и США в случае появления в Европе ракет средней и меньшей дальности.
Президент России Владимир Путин в ответ на действия США заявил о приостановке участия страны в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Об этом им было сказано 2 февраля 2019 года в ходе рабочей встречи с министрами иностранных дел и обороны Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу.
«Наш ответ будет зеркальным. Американские партнеры объявили о том, что они приостанавливают свое участие в Договоре, и мы приостанавливаем. Они объявили о том, что занимаются НИР и НИОКР и опытно-конструкторскими работами, и мы будем делать то же самое», — подчеркнул Путин.
Развивая этот тезис глава Минобороны РФ Шойгу предложил уже в ближайшие месяцы провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР и ОКР) по создания наземных пусковых установок крылатых ракет (КР) «Калибр», которые пока существуют только в морском варианте базирования .
Максимальная дальность этих КР составляет около 2 тыс. км. «Калибрами» сегодня вооружены, в частности, российские фрегаты проекта 22350, корветы проекта 21631 «Буян-М», дизельные подводные лодки, атомные подлодки проекта 885 типа «Ясень».
Помимо этого в повестку дня был внесен вопрос о разработке гиперзвуковой ракеты наземного базирования. По мнению некоторых экспертов, часть этих систем будет создаваться при участии предприятий ВПК Беларуси.
На все это было получено согласие президента Путина. Он также подчеркнул, что Россия не собирается участвовать в гонке вооружений, а предлагаемые работы не потребуют увеличения бюджета. «Мы не должны и не будем втягиваться в затратную для нас гонку вооружений», — заявил он.
При этом Путин отметил, что Россия не будет размещать ракеты средней и меньшей дальности ни в Европе, ни в других регионах мира до тех пор, пока там не появится подобное оружие американского производства.
Помимо перечисленных выше новых мер ряд экспертов считает возможным использование наработок еще советского периода. Например, снижение дальности некоторых действующих межконтинентальных баллистических ракет (МБР) или адаптация ряда существующих противокорабельных и авиационных ракет в наземные варианты. К примеру, из первых двух ступеней трехступенчатой ракеты PC-24 «Ярс» в сравнительно короткие сроки можно создать ракету средней дальности.
«Курьер» из прошлого
Другим вариантом ответа России на выход США из ДРСМД могло бы стать размещение в Арктике средств поражения, подлетное время которых до американских стратегических объектов составляет менее десяти минут. В качестве ракетного оружия для этих целей можно использовать твердотопливную МБР 15Ж59 «Курьер».
История данного проекта восходит к 1983 году, когда американские специалисты начали разработку мобильного ракетного комплекса Midgetman, который предполагалось оснастить межконтинентальной баллистической ракетой с дальностью полета порядка 10 тыс. км. Его важной особенностью были ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты (не более 15-17 т).
21 июля 1983 года вышло постановление Совмина СССР, в соответствии с которым в качестве ответной меры должен был быть создан ракетный комплекс со схожими характеристиками.
Руководителем работ по теме «Курьер» был назначен директор МИТ Александр Надирадзе. В 1987 году его сменил Борис Лагутин. В рамках реализации проекта Воткинский машиностроительный завод должен был сначала построить некоторое количество опытных ракет, а затем развернуть производство серийных изделий, которое планировалось на начало девяностых годов.
Основным элементом нового комплекса должна была стать межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж59. Она должна была строиться по трехступенчатой схеме с отдельной ступенью разведения. Все ступени предполагалось оснастить твердотопливными ракетными двигателями с использованием топлива нового типа. В конструкции двигателей, с целью сокращения их габаритов, могли применяться частично утопленные в корпус сопла. В головной части должна была находиться ступень разведения с полезной нагрузкой (боевой частью).
Жесткие технические требования к ней заставили исполнителей проекта освоить новые материалы и технологии. Так, в конструкции корпуса ракеты широко использовались новейшие композитные материалы, а бортовой приборный комплекс был построен на основе самой современной элементной базы.
Для наведения должна была использоваться инерциальная система наведения. В качестве органов управления могли использоваться поворотные сопла двигателей и решетчатые рули первой ступени.
Мал да удал
Длина ракеты «Курьер» не превышала 11,2 м, а максимальный диаметр корпуса равнялся 1,36 м. Первоначально стартовый вес проектировался на уровне 15 т, однако в дальнейшем его пришлось увеличить до 17 т. Забрасываемый вес должен был составить около 500 кг. моноблочная головная часть несла ядерный боезаряд мощностью порядка 150 Кт.
Несмотря на малый вес и габариты, МБР «Курьер» должна была доставлять боевую часть на дальность до 10-11 тыс. км. Круговое вероятное отклонение не должно было превышать 350-400 м.
Ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты, хотя и усложняли разработку, но имели и ряд положительных моментов. Носителем комплекса «Курьер» могли стать специальные многоосные колесные шасси, автомобильные полуприцепы или контейнеры стандартных размеров и железнодорожные платформы. Кроме того, особых трудностей не представляла перевозка ракет военно-транспортными самолетами.
Первоначально «Курьер» планировалось смонтировать на трехосном шасси, затем — на четырехосном транспортере Минского автозавода МАЗ-7909, но в процессе работы выросшая масса ракеты заставила перейти на более грузоподъемный пятиосный автомобиль МАЗ-7929 (колесная формула 10×8), базировавшийся на агрегатах машин МАЗ-543М и МАЗ-7909.
МАЗ-7929 был оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-8424.10 мощностью 420 л.с., механической 9-ступенчатой коробкой передач и доработанной ходовой частью от автомобилей «543-й» серии. Его снаряженная масса составила 25,0 т, полная — 60 т. (МАЗ-7929 стал одним из предшественников знаменитого теперь семейства четырехосных тактических автомобилей МЗКТ-7930.)
Вместе с МАЗ-7909 автомобиль МАЗ-7929 в 1989-1990 годах принял участие в испытаниях на полигоне «Капустин Яр» и был принят за основу окончательного варианта самоходной пусковой установки (СПУ) для подвижного грунтового ракетного комплекса «Курьер». В 1991 году все работы по ПГРК «Курьер» на базе МАЗ-7929 были завершены, и на заводе «Баррикады» в Волгограде началось изготовление опытных образцов СПУ.
В ряде источников сообщается о специальном варианте комплекса «Курьер», предназначавшемся для скрытой переброски ракет в заданный район. Их малый вес и размеры позволяли поместить «изделие» в оборудованный соответствующим образом стандартный грузовой контейнер или автомобильный полуприцеп. Такая замаскированная под автопоезд самоходная пусковая установка могла бы, не привлекая внимания, перемещаться по дорожной сети всего СССР и, в случае получения приказа, проводить запуск.
Ядерная смерть на гражданских колесах
В качестве базы для такой СПУ были выбраны седельный тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389. Отработка данной модификации ракетного комплекса «Курьер» началась уже вскоре после старта проекта и основная масса работ была проведена задолго до окончательного выбора в качестве носителя мобильной пусковой установки шасси МАЗ-7929.
Уже в сентябре 1984 года на полигоне в Бронницах (Московская область) были проведены предварительные испытания предполагаемых тягача и прицепа. По окончании первого этапа испытаний грузовик перегнали в Гомельскую область, где в течение продолжительного времени он курсировал по трассам Ленинград-Киев-Одесса, Минск-Гомель и Брянск-Гомель-Кобрин. Собранные данные использовались при разработке ракеты 15Ж59 и других элементов перспективного ракетного комплекса.
Но модификация ракетного комплекса на базе гражданского тягача с полуприцепом так осталась на предварительной стадии исследований. По мнению некоторых экспертов, создание данной версии комплекса «Курьер» было связано с рядом технических проблем. В частности, с отсутствием систем связи и управления с заданными характеристиками, которые можно было бы смонтировать на гражданском автопоезде. Другие говорят о недостаточном финансировании этой разработки.
В этом плане особого внимания заслуживает версия Виктора Есина, генерал-полковника в отставке, начальника главного штаба РВСН в 1994-1996 годах. По его словам, действительно один из вариантов комплекса «Курьер» должен был маскироваться под автопоезд для перевозки крупногабаритных грузов по шоссе общего пользования. Но по размышлении было решено, что барражирование ракет с ядерными боеголовками по дорогам общего пользования слишком опасно.
«Будет ли ядерная война или нет, это еще неизвестно, а бед можно в мирное время нажить много. Поэтому он и был приостановлен. Не потому что денег не хватало, а потому что риски были слишком велики.»
Предпочтение было отдано СПУ на базе МАЗ-7929. Работы по сборке мобильной пусковой установки началась в 1991 году. Завершение подготовки всех агрегатов комплекса «Курьер» и проведение первых летных испытаний его ракеты было запланировано на середину 1992 года. Однако в октябре 1991 года проект ПГРК 15П159 «Курьер» с ракетой 15Ж59 был закрыт. В числе причин называются: экономическая ситуация в стране, изменение международной политической ситуации, отмена разработки американского проекта Midgetman.
Тем не менее, как отмечают эксперты, наработки по данному ракетному комплексу не пропали, часть их нашла применение в ракетах «Тополь-М», «Булава» и т. д. В связи с чем возобновление работ над «Курьером» (уже на новом техническом уровне) многим представляется вполне возможным. При этом предметом обсуждения является способ базирования.
Если это будет классический вариант на базе специальных колесных шасси, то тогда не исключается использование наработок по шасси МАЗ-7929. Производство последних может быть организовано на Минском заводе колесных тягачей, который является наследником спецпроизводства МАЗа. Создание «с нуля» российского аналога потребует немалого времени и денег.
Если будет выбрана версия на базе полуприцепа или универсального контейнера гражданского автопоезда, то высока вероятность использования автотехники Камского автозавода.
Что вполне в русле политики импортозамещения, провозглашенной правительством России, но тут, очевидно, стоит принять во внимание доводы генерал-полковника Есина.