Правительство Беларуси в 2019 году не собирается существенно увеличить объемы коммерческого строительства жилья, добиваясь, скорее всего, роста цен на рынке недвижимости. В Минске, как в годы кризиса, снижаются и объемы строительства в целом.

Правительство Беларуси проводит довольно странную экономическую политику, понять логику которой подчас довольно сложно. К числу таких загадок относится упрямое нежелание использовать сферу жилищного строительства в целях подъема экономики. Так, несмотря на планы по росту ВВП на 4%, несмотря на увеличение заработной платы населения, и несмотря на постоянные разговоры о поддержке строительной отрасли, в текущем году запланировано не увеличение, а сокращение объемов коммерческого жилищного строительства, осуществляемого не для очередников.

В 2018 году в коммерческом строительстве наблюдался спад

Собственно, этот процесс шел уже в 2018 году. В стране было построено 46,5 тыс. новых квартир. Это больше, чем в 2017 году, на 3,4 тыс. квартир. Введено в эксплуатацию в прошлом году было 3,966 млн. квадратных метров общей площади жилья, что на 173,6 тыс. квадратных метров больше, чем в 2017 году.

Но для жителей Беларуси, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, в 2018 году было введено жилья в эксплуатацию на 259,8 тыс. квадратных метров больше, то есть 1,498 млн. квадратных метров. Данный прирост обеспечило увеличение объемов строительства с государственной помощью на 70,1% – до 999,3 тыс. квадратных метров жилья.

При этом объем строительства жилья не для очередников в 2018 году не вырос, а сократился на 86,2 тыс. квадратных метров. Это не рыночное сокращение, так как оно вызвано административным ограничением количества земельных участков, выделяемых местными органами власти под застройку. В то же время, у белорусских строителей имеются достаточные мощности для возведения дешевого жилья, на которое имеется платежеспособный спрос, особенно в Минске. Строители могут возводить дома по ценам примерно в 2 раза ниже рыночных. Но правительство в Минске им строить в значительных объемах не разрешает, выпихивая на работу за рубеж.

В результате в столице в 2018 году было введено в эксплуатацию жилья на 0,5% меньше, чем в 2017 году – 717,3 тыс. квадратных метров. Это всего примерно 18% от общего объема жилищного строительства в стране, хотя население столицы составляет примерно 22% от численности жителей Беларуси, а средняя зарплата намного выше, чем в среднем по стране.

В 2019 году ситуация не изменится. В соответствие с постановлением Совета министров РБ от 29 декабря 2018 года №987, в 2019 году в РБ планируется построить, как и в 2018 году, 4 млн. квадратных метров жилья. При этом для очередников будет возведено 1,489 млн. квадратных метров жилья, что на 9 тыс. квадратных метров меньше факта 2018-го года, то есть объем коммерческого жилья должен увеличиться, но крайне незначительно. Это стагнация. А в Минске планируется сократить жилищное строительство в целом: до 670 тыс. квадратных метров, то есть на 47,3 тыс. Это искусственно созданный кризис.

Можно подумать, что данное сокращение будет компенсировано увеличением жилищного строительства в городах-спутниках. Как бы не так: там планируется построить в 2019 году жилья всего 52,5 тыс. квадратных метров, причем в Минской области и того меньше – 35,8 тыс. А ведь надо учесть, что жилье в городах-спутниках будет строиться не только для минчан, но и для местного населения.

Более того, правительство не только не борется с сокращением коммерческого жилищного строительства в 2019 году, но и собирается принимать действенные меры для его наращивания в последующие годы.

Всего на жилищное строительство в 2019 году планируется потратить без учета затрат на инфраструктуру 4,57 млрд. рублей, из которых средства консолидированного бюджета составляют всего 147,9 млн. рублей. По сравнению с планами на 2018 год это выше на 7,4% и 5%. То есть прирост средств бюджета ожидается примерно на уровне темпов роста потребительских цен.

Правда, на развитие инфраструктуры в 2019 году планируется выделить 541,9 млн. рублей (это подтвержденные средства), тогда как в 2018 году планировалось выделить 446,1 млн. рублей. Но особого толку от такого увеличения не ожидается, и в предварительном плане на 2020 год указано, что объем строительства жилья составит те же 4 млн. квадратных метров, что и в 2018 и в 2019 годах.

Деньги в бюджете есть, но тратить их на жилье никто не собирается

При этом в бюджете имеются значительные нерастраченные средства. Так, 25 января министр финансов РБ Максим Ермолович на торжественном собрании, посвященном 100-летию Министерства финансов, сообщил, что бюджет Беларуси за 2018 год исполнен с профицитом более чем 2 млрд. долларов, что позволяет Минфину «с оптимизмом смотреть в будущее, несмотря на то, какая погода будет в мировой экономической системе». Вот, оказывается, чем озабочен белорусский Минфин: не жилищным строительством, а накапливанием резервов.

Это, пожалуй, первая причина сокращения объема коммерческого строительства жилья в РБ. Минфин мог бы легко выделить средства на финансирование работ по созданию инфраструктуры, увеличивая объем этих работ в разы. Но не хочет, так как это, похоже, помешало бы ему смотреть в будущее с оптимизмом.

Примерно такой же позиции придерживается и Нацбанк, сообщивший, что он в 2019 году занимается обеспечением финансовой стабильности. О таких намерениях было объявлено 24 на расширенном заседании правления Нацбанка, посвященном итогам его работы в 2018 году и задачам на 2019 год. Банк решил сосредоточиться на безусловном достижении целей по ценовой и финансовой стабильности. Для этого он ограничивает темпы прироста широкой денежной массы за год величиной в 9-12%, а при рассмотрении вопроса об изменении ставки рефинансирования, составляющей сейчас 10%, собирается учитывать факторы, определяющие макроэкономическую сбалансированность и ценовую стабильность в стране. То есть на снижение ставок по ипотеке вне льготной программы рассчитывать не приходится. Это вторая причина сокращения объемов коммерческого жилищного строительства в РБ.

Есть и другие. У нас много говорят, особенно президент РБ Александр Лукашенко, о том, что крупные города и так перенаселены, и надо людей направлять в небольшие поселки и города, где требуется развивать промышленность. Однако денег в бюджете на подобное развитие промышленности нет (имеющегося профицита на это не хватит). Таким образом, получается, что строительство в больших городах административно тормозится, а на строительство в малых средств нет.

По-видимому, существует еще одна причина административного ограничения на коммерческое строительство, особенно в столице. Ведь из-за этого в Минске растут цены на жилье, что положительно как для некоторых застройщиков, так и для государственных чиновников, имеющих недвижимость в столице. В какой степени данный фактор влияет на действия правительства, неизвестно, но не исключено, что он является главным, так как многие чиновники руководствуются личными интересами в своей работе, что доказывают многочисленные коррупционные скандалы в различных отраслях экономики РБ. Почему в случае с жилищным строительством должно быть по-другому?

Перечисленные выше причины указывают на некоторый отрыв государственного аппарата от общества. Власти ставят перед собой какие-то цели, руководствуясь не потребностями людей, а своими личными пристрастиями.

Планы жилищного строительства в РБ на ближайшие годы подтверждают сделанное ранее предположение о том, что бурное обсуждение руководством страны предложений по его развитию – это всего лишь имитация деятельности, а реально никто заниматься этим не собирается (см. «Реформа строительной отрасли увеличит давление на курс рубля»). Как с такими настроениями правительство собирается обеспечить рост ВВП в 2019 году на 4%, непонятно. Но нет худа без добра: можно не беспокоиться о росте давления на курс рубля, так как наращивать жилищное строительство никто не собирается.

Тэги:

, , ,

Совмин Беларуси утвердил перечень недружественных стран

Совмин Беларуси постановлением №209 от 6 апреля 2022 года утвердил перечень иностранных государств, совершающих «недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц». В перечень включены Великобритания, США, государства-члены Евросоюза, Австралия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Новая Зеландия, Албания, Исландия, Северная Македония, Черногория, Швейцария.

Доллар и евро заметно подорожали на торгах на БВФБ 10 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

С 2023 года изменится порядок уплаты взносов в ФСЗН для ИП

Лукашенко подписан закон о внесении поправок в законы по вопросам государственного социального страхования», которые вступят в силу с 2023 года. «Начиная с 2023 года, индивидуальные предприниматели, также как и все остальные категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в бюджет фонда, в период нахождения в трудовых отношениях будут обязаны уплачивать взносы в бюджет фонда»,

В Минске определили даты последних звонков и выпускных вечеров

В Минске определены даты мероприятий, посвященных окончанию учебного года. Об этом рассказала председатель комитета по образованию Мингорисполкома Наталья Проскурова, сообщает агентство «Минск-Новости». — Праздничные линейки по случаю окончания учебного года для учащихся 9-х и 11-х классов пройдут в городе 30 мая с 10:00 до 11:00. Выпускные вечера с вручением документов об образовании состоятся 10 июня.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия