• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Правительство Беларуси в 2019 году не собирается существенно увеличить объемы коммерческого строительства жилья, добиваясь, скорее всего, роста цен на рынке недвижимости. В Минске, как в годы кризиса, снижаются и объемы строительства в целом.

Правительство Беларуси проводит довольно странную экономическую политику, понять логику которой подчас довольно сложно. К числу таких загадок относится упрямое нежелание использовать сферу жилищного строительства в целях подъема экономики. Так, несмотря на планы по росту ВВП на 4%, несмотря на увеличение заработной платы населения, и несмотря на постоянные разговоры о поддержке строительной отрасли, в текущем году запланировано не увеличение, а сокращение объемов коммерческого жилищного строительства, осуществляемого не для очередников.

В 2018 году в коммерческом строительстве наблюдался спад

Собственно, этот процесс шел уже в 2018 году. В стране было построено 46,5 тыс. новых квартир. Это больше, чем в 2017 году, на 3,4 тыс. квартир. Введено в эксплуатацию в прошлом году было 3,966 млн. квадратных метров общей площади жилья, что на 173,6 тыс. квадратных метров больше, чем в 2017 году.

Но для жителей Беларуси, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, в 2018 году было введено жилья в эксплуатацию на 259,8 тыс. квадратных метров больше, то есть 1,498 млн. квадратных метров. Данный прирост обеспечило увеличение объемов строительства с государственной помощью на 70,1% – до 999,3 тыс. квадратных метров жилья.

При этом объем строительства жилья не для очередников в 2018 году не вырос, а сократился на 86,2 тыс. квадратных метров. Это не рыночное сокращение, так как оно вызвано административным ограничением количества земельных участков, выделяемых местными органами власти под застройку. В то же время, у белорусских строителей имеются достаточные мощности для возведения дешевого жилья, на которое имеется платежеспособный спрос, особенно в Минске. Строители могут возводить дома по ценам примерно в 2 раза ниже рыночных. Но правительство в Минске им строить в значительных объемах не разрешает, выпихивая на работу за рубеж.

В результате в столице в 2018 году было введено в эксплуатацию жилья на 0,5% меньше, чем в 2017 году – 717,3 тыс. квадратных метров. Это всего примерно 18% от общего объема жилищного строительства в стране, хотя население столицы составляет примерно 22% от численности жителей Беларуси, а средняя зарплата намного выше, чем в среднем по стране.

В 2019 году ситуация не изменится. В соответствие с постановлением Совета министров РБ от 29 декабря 2018 года №987, в 2019 году в РБ планируется построить, как и в 2018 году, 4 млн. квадратных метров жилья. При этом для очередников будет возведено 1,489 млн. квадратных метров жилья, что на 9 тыс. квадратных метров меньше факта 2018-го года, то есть объем коммерческого жилья должен увеличиться, но крайне незначительно. Это стагнация. А в Минске планируется сократить жилищное строительство в целом: до 670 тыс. квадратных метров, то есть на 47,3 тыс. Это искусственно созданный кризис.

Можно подумать, что данное сокращение будет компенсировано увеличением жилищного строительства в городах-спутниках. Как бы не так: там планируется построить в 2019 году жилья всего 52,5 тыс. квадратных метров, причем в Минской области и того меньше – 35,8 тыс. А ведь надо учесть, что жилье в городах-спутниках будет строиться не только для минчан, но и для местного населения.

Более того, правительство не только не борется с сокращением коммерческого жилищного строительства в 2019 году, но и собирается принимать действенные меры для его наращивания в последующие годы.

Всего на жилищное строительство в 2019 году планируется потратить без учета затрат на инфраструктуру 4,57 млрд. рублей, из которых средства консолидированного бюджета составляют всего 147,9 млн. рублей. По сравнению с планами на 2018 год это выше на 7,4% и 5%. То есть прирост средств бюджета ожидается примерно на уровне темпов роста потребительских цен.

Правда, на развитие инфраструктуры в 2019 году планируется выделить 541,9 млн. рублей (это подтвержденные средства), тогда как в 2018 году планировалось выделить 446,1 млн. рублей. Но особого толку от такого увеличения не ожидается, и в предварительном плане на 2020 год указано, что объем строительства жилья составит те же 4 млн. квадратных метров, что и в 2018 и в 2019 годах.

Деньги в бюджете есть, но тратить их на жилье никто не собирается

При этом в бюджете имеются значительные нерастраченные средства. Так, 25 января министр финансов РБ Максим Ермолович на торжественном собрании, посвященном 100-летию Министерства финансов, сообщил, что бюджет Беларуси за 2018 год исполнен с профицитом более чем 2 млрд. долларов, что позволяет Минфину «с оптимизмом смотреть в будущее, несмотря на то, какая погода будет в мировой экономической системе». Вот, оказывается, чем озабочен белорусский Минфин: не жилищным строительством, а накапливанием резервов.

Это, пожалуй, первая причина сокращения объема коммерческого строительства жилья в РБ. Минфин мог бы легко выделить средства на финансирование работ по созданию инфраструктуры, увеличивая объем этих работ в разы. Но не хочет, так как это, похоже, помешало бы ему смотреть в будущее с оптимизмом.

Примерно такой же позиции придерживается и Нацбанк, сообщивший, что он в 2019 году занимается обеспечением финансовой стабильности. О таких намерениях было объявлено 24 на расширенном заседании правления Нацбанка, посвященном итогам его работы в 2018 году и задачам на 2019 год. Банк решил сосредоточиться на безусловном достижении целей по ценовой и финансовой стабильности. Для этого он ограничивает темпы прироста широкой денежной массы за год величиной в 9-12%, а при рассмотрении вопроса об изменении ставки рефинансирования, составляющей сейчас 10%, собирается учитывать факторы, определяющие макроэкономическую сбалансированность и ценовую стабильность в стране. То есть на снижение ставок по ипотеке вне льготной программы рассчитывать не приходится. Это вторая причина сокращения объемов коммерческого жилищного строительства в РБ.

Есть и другие. У нас много говорят, особенно президент РБ Александр Лукашенко, о том, что крупные города и так перенаселены, и надо людей направлять в небольшие поселки и города, где требуется развивать промышленность. Однако денег в бюджете на подобное развитие промышленности нет (имеющегося профицита на это не хватит). Таким образом, получается, что строительство в больших городах административно тормозится, а на строительство в малых средств нет.

По-видимому, существует еще одна причина административного ограничения на коммерческое строительство, особенно в столице. Ведь из-за этого в Минске растут цены на жилье, что положительно как для некоторых застройщиков, так и для государственных чиновников, имеющих недвижимость в столице. В какой степени данный фактор влияет на действия правительства, неизвестно, но не исключено, что он является главным, так как многие чиновники руководствуются личными интересами в своей работе, что доказывают многочисленные коррупционные скандалы в различных отраслях экономики РБ. Почему в случае с жилищным строительством должно быть по-другому?

Перечисленные выше причины указывают на некоторый отрыв государственного аппарата от общества. Власти ставят перед собой какие-то цели, руководствуясь не потребностями людей, а своими личными пристрастиями.

Планы жилищного строительства в РБ на ближайшие годы подтверждают сделанное ранее предположение о том, что бурное обсуждение руководством страны предложений по его развитию – это всего лишь имитация деятельности, а реально никто заниматься этим не собирается (см. «Реформа строительной отрасли увеличит давление на курс рубля»). Как с такими настроениями правительство собирается обеспечить рост ВВП в 2019 году на 4%, непонятно. Но нет худа без добра: можно не беспокоиться о росте давления на курс рубля, так как наращивать жилищное строительство никто не собирается.

Тэги:

, , ,

График отключения горячей воды в Минске с мая по сентябрь 2019 года

Минским городским исполнительным комитетом согласован график испытаний и ремонта тепловых магистралей на межотопительный сезон филиалом «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» с мая по сентябрь с привязкой списка потребителей по адресам. Первый этап испытаний тепловых сетей на плотность и прочность для определения их готовности к следующему отопительному сезону начнется с 13 мая. А вот последние потребители

Белорусские банки захлестнула волна реформ и сокращения штатов

Столкнувшись с ограниченностью внутреннего рынка кредитования  в 2018 году, белорусские банки активно ищут новые направления деятельности и сокращают сотрудников. В связи с этим через несколько лет в Беларуси возникнет совсем другая банковская система. В прошлом году белорусские государственные банки увеличили свою чистую прибыль на 237,8 млн. рублей, тогда как банки, контролируемые иностранным капиталом, сократили ее

Прогноз курса рубля на неделю с 15 по 19 апреля

Ожидается снижение средневзвешенного курса доллара на БВФБ еще примерно на 1%. В целом может повториться картина прошедшей недели. В понедельник 15 апреля доллар может подорожать на доли процента. Средневзвешенный курс доллара США на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился, как и ожидалось, но в намного большей степени (на 1,3%), и достиг 2,1131 рублей за

Указ №488 о лжепредпринимательстве отменен

Александр Лукашенко накануне выступления с посланием народу и Национальному собранию подписал указ №151. Указом признается утратившим силу  Указ от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», говорится в сообщении пресс-службы президента. Документ также вносит изменения в Указ от 26 февраля 2015 года № 99 «О взимании

Правовые новации белорусской экономической политики (январь-март 2019 года)

Экономическое нормотворчество государства в 1 квартале 2019 года характеризуется не столько новыми документами, сколько несбывшимися ожиданиями бизнеса по отмене старых. Так, по истечении первых трех месяцев текущего года так и не был отменен одиозный указ президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Несмотря на

Белорусские предприятия спасли курс рубля от обвала

Валютный рынок РБ в марте находился на краю пропасти: жители Беларуси бросились скупать валюту, как это было в кризисном 2014 году. Если бы не белорусские предприятия, которые сделали противоположный финт и начали сливать валюту, курс белорусского рубля ждал бы обвал. Что происходит? Население вдруг стало больше интересоваться валютой По данным Национального банка РБ, физические лица

Белорусские банки стремительно теряют вкладчиков

Около 147,4 тыс. срочных вкладов закрыли физические лица в банках Беларуси в 2018 году, при этом величина таких вкладов сократилась примерно на 0,5 млрд. рублей. Такова довольно печальная статистика, представленная Национальным банком РБ в рамках исследования данных о структуре срочных депозитов по программе «Знай своего клиента» на конец 2018 года. Количество счетов, открытых в банках

Противоракетная оборона США: ПРО и contra

Несмотря на противоречия Минска и Москвы в экономической сфере белорусское руководство намеревается придерживаться единой стратегии с Россией в противодействии объектам американской ПРО в Восточной Европе. В Румынии и в Польше уже стоят установки, в которые, по данным российских военных, «заряжаются ракеты с ядерной боеголовкой», — заявил Александр Лукашенко 1 марта во время «Большого разговора с