На Камском автозаводе ищут применение ракетным транспортерам, разработанным для замены в российской армии продукции Минского завода колесных тягачей.

На днях в сети появилось видео опытного образца колесного шасси КамАЗ-7950 с колесной формулой 8х8. Его засняли по дороге к полигону ПАО «КамАЗ» в Набережных Челнах (Республика Татарстан).

Как отмечают комментаторы, на прототипе установлен дизельный двигатель мощностью 918 л. с. По данным Defence Blog, ключевой особенностью шасси является электромеханическая трансмиссия (ЭМТ), в которой каждое колесо имеет собственный встроенный электромотор. Передние четыре колеса поворотные. Заявленная грузоподъемность автомобиля 40 т, грузоподъемность — 20 т. Запас хода шасси — 1000 км.

Предполагается, что этот транспортер, созданный в рамках программы «Платформа-О», будет использоваться для монтажа автономных пусковых установок (АПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер», противокорабельных ракетных комплексов (ПКР) «Бал» и «Бастион», зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 «Триумф» и ряда других боевых систем. Которые в настоящее время базируются на специальных колесных шасси и тягачах (СКШТ) Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

От себя добавим, что помимо названных ракетных комплексов на СКШТ марки «МЗКТ» сегодня базируются РСЗО «Смерч» и «Торнадо», колесные версии ЗРК «Тор» и «Бук».

А все выглядело так многообещающе

Очевидно, есть необходимость напомнить, программа по разработке семейства СКШТ «Платформа» стартовала еще в 2007 году. И ее целью было не только и не столько разработка многоосных шасси для упомянутых выше ракетных систем. Главное ее назначение — создание СКШТ для замены транспортеров МЗКТ, на которых в настоящее время размещены все подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) ракетных войск стратегического назначения России (РВСН): «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж».

Согласно программе в семейство СКШТ «Платформа» должны войти: К-78504 — седельный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой 90-165 т и балластный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой до 75 т; шасси К-78509 с колесной формулой 12х12 грузоподъемностью 50 т; и шасси К-7850 с колесной формулой 16х16 грузоподъемностью 85 т, а также шасси К-7950 с колесной формулой 8х8.

Надеясь наголову превзойти продукцию МЗКТ, на КамАЗе с самого начала сделали ставку на использование нетрадиционного технического решения в ходовой части машин нового семейства: дизель-электрического привода с электромоторами, которые встроены в ступицы колес. У такой конструкции в теории, вроде бы, есть целый ряд явных преимуществ перед традиционными схемами многоосных колесных шасси.

Во-первых, нет сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов, что серьезно снижает вес шасси.

Во-вторых, ходовые электродвигатели позволяют развивать максимальный крутящий момент сразу, как только на них подается питание.

В-третьих, такая схема позволяет каждому из колес шасси вращаться со своей скоростью и даже в своем направлении.

В-четвертых, появляется возможность рекуперации энергии торможения.

В-пятых, упрощается создание комплекса активной безопасности движения, любые алгоритмы систем типа ABS программируются в электронном блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально. И это далеко не все достоинства ЭМТ.

Очевидно, эти явные выгоды и обусловили выбор разработчиков Камского автозавода, даже несмотря на то, что схема с мотор-колесами на серийной внедорожной военной технике доселе нигде в мире не реализована. Чему есть весомые причины: у инновационной схемы наряду с преимуществами имеются не менее весомые недостатки. Обусловливающие недостаточную надежность машин такой конструкции и низкую живучесть в условиях применения не только ядерных, но и конвенциональных средств поражения.

ЭМИ и прочее

Причем наиболее критичной именно для ракетных транспортеров с ЭМТ является их уязвимость перед электромагнитным импульсом (ЭМИ), возникающим не только в результате ядерного взрыва, но и действия специальных генераторов. ЭМИ повреждает электронную аппаратуру, электроприборы и линии электропитания.

Сила ЭМИ меняется в зависимости от высоты взрыва: в диапазоне ниже 4 км он относительно слаб, сильнее при взрыве 4-30 км, и особенно силен при высоте подрыва от 30 км. Наибольшее значение имеет при высотном взрыве от 100 км и более.

Считается, что подрыв на высоте около 400 км. только одного боеприпаса мощностью более 10 Мт приведет к такому нарушению функционирования электронной и электрической аппаратуры в обширном районе. В результате чего АПУ мобильных ракетных комплексов на базе СКШТ с ЭМТ окажутся обездвиженными и станут легкой мишенью для потенциального противника.

Идеальной защитой от ЭМИ явилось бы полное укрытие таких АПУ металлическим экраном. Однако, практически обеспечить такую защиту в ряде случаев невозможно.

Мощный ЭМИ может генерироваться не только в результате ядерного взрыва. Современные достижения в области неядерных генераторов ЭМИ позволяют сделать их достаточно компактными для использования обычными и высокоточными средствами доставки.

Но колесная техника с ЭМТ может быть обездвижена и без ядерного взрыва Так при совершении марша по пересеченной местности (что не является чем-то необычно для военной техники), неизбежно возникновение больших динамических нагрузок на неподрессоренные мотор-колеса, что грозит соприкосновением обмоток мотор-колеса и неизбежным выходом из строя всего узла и даже всей машины.

Так, во второй половине 2015 года во время государственных испытаний СКШТ «Платформа» первый испытываемый образец сгорел и восстановить его не удалось.

О причинах аварии официальных сообщений не последовало. По мнению признанного эксперта в области автомобилестроения Александра Привалова, пожар мог стать следствием короткого замыкания высоковольтного оборудования (напряжение до 900 В) и возгорание масла в гидросистеме шасси в результате механического повреждения ЭМТ во время движения по пересеченной местности.

Рискнем предположить, что к аналогичному результату может привести и повреждение элементов трансмиссии СКШТ с ЭМТ при подрыве на мине в боевых условиях. Ряд дополнительных проблем при подрыве могут доставить и мотор-колеса: в ходе их тестирования на поражение взрывом сбоку оказалось, что после пробития крышек ступиц колес и попадания поражающих элементов и осколков внутрь, мотор-колеса были наглухо заблокированы.

Поэтому закономерно, что заказчик в лице Минобороны РФ выдвинул требования по защищенности конструкции. Выполнение этого требования для схемы ЭМИ «мотор-колесо» оказалось трудноисполнимым: хотя испытуемый образец был оснащен бронированной кабиной и протектированными топливными баками; узлы и агрегаты, кабели и шланги шасси оказались никак не защищены.

Исходя из чего, тот же Привалов задался риторическим вопросом: «Куда и как далеко уедет АПУ (автономная пусковая установка — прим. авт.) ПГРК на камазовском СКШ с мотор-колесами в случае выполнения реальной боевой задачи да еще в условиях применения противником ядерного оружия?».

Но и в мирное время СКШТ с ЭМТ грозит ряд проблем, в частности выход ЭМТ из строя при низких температурах в случаях если придется обесточить оборудование. Через некоторое время влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими последствиями.

Отсюда же и трудности эксплуатации машин с ЭМТ во влажном климате. Ну а глубокий брод такие машины вряд ли вообще смогут преодолеть: вода, являющаяся отличным проводником, быстро выведет их ходовую часть из строя.

И как «вишенку на торт» в этот перечень следует добавить и большое излучение в инфракрасном спектре, демаскирующее ракетовоз.

И куда теперь?

То, что упомянутые опасности являются вполне реальными, свидетельствует и авария СКШТ КамАЗ-7850 (колесная формула 16×16) 30 августа 2018 года во время очередного демонстрационного показа шасси произошел сбой в бортовой электронике машины управляющей ее движением, и несколько колес (3-й, 4-й и последней осей) по обеим ее бортам повернулись в противоположном направлении.

Таким образом, оправдались опасения тех экспертов, которые предупреждали о серьезных недостатках, присущих конструкции СКШТ с электромеханической трансмиссии (ЭМТ), которые при нынешнем состоянии науки и техники не представляется возможным устранить.

Если даже в обстановке домашнего полигона машина «путается» в своих колесах, то нетрудно представить, что станет с ней в реальных боевых условиях в случае применения не только старого «доброго» ядерного, но и новейшего электромагнитного оружия, порождающего убийственный для бортовой электрики и электроники электромагнитный импульс.

В настоящее время ситуация для инициаторов программы «Платформа-О» выглядит весьма щекотливой. Ясно, что под монтаж АПУ для ракетных комплексов такие шасси не годятся. Конструктивные особенности этого семейства машин практически исключает их применение в боевых условиях.

И руководству КамАЗа, и его собственнику в лице госкорпорации «Ростехнологии», а также тем людям которые лоббировали их интересы в правительстве России вряд ли удастся избежать закономерного вопроса со стороны вышестоящего начальства: На что потрачены более 10 лет и громадные (порядка 300 млн. долларов) деньги? Отсюда понятно стремление лиц, причастных к программе «Платформа», найти любые ниши хотя бы для частичного использования ее наработок.

По мнению ряда экспертов, скорее всего, СКШТ, созданные в рамках ее реализации, могут войти в состав шлейфа машин, предназначенных для транспортировки и подачи в пусковые шахты тяжелых баллистических ракет перспективного российского тяжелого (со стартовым весом порядка 200 т) ракетного комплекса (РК) «Сармат». Который должен будет заменить РК РС-20В (SS-18 Satan по обозначению НАТО), состоящий с советских времен на вооружении РВСН.

Правда для этого придется довести до пригодного к производству состояния имеющиеся опытные образцы. И результат этого процесса предсказать трудно.

Что касается МЗКТ, то белорусское предприятие имеет все шансы в ближайшее десятилетие сохранить свои позиции основного поставщика колесных транспортеров для автономных пусковых установок российских мобильных ракетных комплексов.

 

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар подорожал на первых торгах на БВФБ в 2024 году

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в 2023 году в Беларуси оказалась лучше прогноза

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в декабре 2023 года выросли на 0,9% после роста в ноябре на 0,7% . Цены на продовольственные товары в декабре 2023 года выросли на 1,5% к ноябрю 2023 года, цены на непродовольственные товары выросли на 0,1%, тарифы на услуги выросли на 0,9%. Годовая

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,