• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

На Камском автозаводе ищут применение ракетным транспортерам, разработанным для замены в российской армии продукции Минского завода колесных тягачей.

На днях в сети появилось видео опытного образца колесного шасси КамАЗ-7950 с колесной формулой 8х8. Его засняли по дороге к полигону ПАО «КамАЗ» в Набережных Челнах (Республика Татарстан).

Как отмечают комментаторы, на прототипе установлен дизельный двигатель мощностью 918 л. с. По данным Defence Blog, ключевой особенностью шасси является электромеханическая трансмиссия (ЭМТ), в которой каждое колесо имеет собственный встроенный электромотор. Передние четыре колеса поворотные. Заявленная грузоподъемность автомобиля 40 т, грузоподъемность — 20 т. Запас хода шасси — 1000 км.

Предполагается, что этот транспортер, созданный в рамках программы «Платформа-О», будет использоваться для монтажа автономных пусковых установок (АПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер», противокорабельных ракетных комплексов (ПКР) «Бал» и «Бастион», зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 «Триумф» и ряда других боевых систем. Которые в настоящее время базируются на специальных колесных шасси и тягачах (СКШТ) Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

От себя добавим, что помимо названных ракетных комплексов на СКШТ марки «МЗКТ» сегодня базируются РСЗО «Смерч» и «Торнадо», колесные версии ЗРК «Тор» и «Бук».

А все выглядело так многообещающе

Очевидно, есть необходимость напомнить, программа по разработке семейства СКШТ «Платформа» стартовала еще в 2007 году. И ее целью было не только и не столько разработка многоосных шасси для упомянутых выше ракетных систем. Главное ее назначение — создание СКШТ для замены транспортеров МЗКТ, на которых в настоящее время размещены все подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) ракетных войск стратегического назначения России (РВСН): «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж».

Согласно программе в семейство СКШТ «Платформа» должны войти: К-78504 — седельный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой 90-165 т и балластный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой до 75 т; шасси К-78509 с колесной формулой 12х12 грузоподъемностью 50 т; и шасси К-7850 с колесной формулой 16х16 грузоподъемностью 85 т, а также шасси К-7950 с колесной формулой 8х8.

Надеясь наголову превзойти продукцию МЗКТ, на КамАЗе с самого начала сделали ставку на использование нетрадиционного технического решения в ходовой части машин нового семейства: дизель-электрического привода с электромоторами, которые встроены в ступицы колес. У такой конструкции в теории, вроде бы, есть целый ряд явных преимуществ перед традиционными схемами многоосных колесных шасси.

Во-первых, нет сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов, что серьезно снижает вес шасси.

Во-вторых, ходовые электродвигатели позволяют развивать максимальный крутящий момент сразу, как только на них подается питание.

В-третьих, такая схема позволяет каждому из колес шасси вращаться со своей скоростью и даже в своем направлении.

В-четвертых, появляется возможность рекуперации энергии торможения.

В-пятых, упрощается создание комплекса активной безопасности движения, любые алгоритмы систем типа ABS программируются в электронном блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально. И это далеко не все достоинства ЭМТ.

Очевидно, эти явные выгоды и обусловили выбор разработчиков Камского автозавода, даже несмотря на то, что схема с мотор-колесами на серийной внедорожной военной технике доселе нигде в мире не реализована. Чему есть весомые причины: у инновационной схемы наряду с преимуществами имеются не менее весомые недостатки. Обусловливающие недостаточную надежность машин такой конструкции и низкую живучесть в условиях применения не только ядерных, но и конвенциональных средств поражения.

ЭМИ и прочее

Причем наиболее критичной именно для ракетных транспортеров с ЭМТ является их уязвимость перед электромагнитным импульсом (ЭМИ), возникающим не только в результате ядерного взрыва, но и действия специальных генераторов. ЭМИ повреждает электронную аппаратуру, электроприборы и линии электропитания.

Сила ЭМИ меняется в зависимости от высоты взрыва: в диапазоне ниже 4 км он относительно слаб, сильнее при взрыве 4-30 км, и особенно силен при высоте подрыва от 30 км. Наибольшее значение имеет при высотном взрыве от 100 км и более.

Считается, что подрыв на высоте около 400 км. только одного боеприпаса мощностью более 10 Мт приведет к такому нарушению функционирования электронной и электрической аппаратуры в обширном районе. В результате чего АПУ мобильных ракетных комплексов на базе СКШТ с ЭМТ окажутся обездвиженными и станут легкой мишенью для потенциального противника.

Идеальной защитой от ЭМИ явилось бы полное укрытие таких АПУ металлическим экраном. Однако, практически обеспечить такую защиту в ряде случаев невозможно.

Мощный ЭМИ может генерироваться не только в результате ядерного взрыва. Современные достижения в области неядерных генераторов ЭМИ позволяют сделать их достаточно компактными для использования обычными и высокоточными средствами доставки.

Но колесная техника с ЭМТ может быть обездвижена и без ядерного взрыва Так при совершении марша по пересеченной местности (что не является чем-то необычно для военной техники), неизбежно возникновение больших динамических нагрузок на неподрессоренные мотор-колеса, что грозит соприкосновением обмоток мотор-колеса и неизбежным выходом из строя всего узла и даже всей машины.

Так, во второй половине 2015 года во время государственных испытаний СКШТ «Платформа» первый испытываемый образец сгорел и восстановить его не удалось.

О причинах аварии официальных сообщений не последовало. По мнению признанного эксперта в области автомобилестроения Александра Привалова, пожар мог стать следствием короткого замыкания высоковольтного оборудования (напряжение до 900 В) и возгорание масла в гидросистеме шасси в результате механического повреждения ЭМТ во время движения по пересеченной местности.

Рискнем предположить, что к аналогичному результату может привести и повреждение элементов трансмиссии СКШТ с ЭМТ при подрыве на мине в боевых условиях. Ряд дополнительных проблем при подрыве могут доставить и мотор-колеса: в ходе их тестирования на поражение взрывом сбоку оказалось, что после пробития крышек ступиц колес и попадания поражающих элементов и осколков внутрь, мотор-колеса были наглухо заблокированы.

Поэтому закономерно, что заказчик в лице Минобороны РФ выдвинул требования по защищенности конструкции. Выполнение этого требования для схемы ЭМИ «мотор-колесо» оказалось трудноисполнимым: хотя испытуемый образец был оснащен бронированной кабиной и протектированными топливными баками; узлы и агрегаты, кабели и шланги шасси оказались никак не защищены.

Исходя из чего, тот же Привалов задался риторическим вопросом: «Куда и как далеко уедет АПУ (автономная пусковая установка — прим. авт.) ПГРК на камазовском СКШ с мотор-колесами в случае выполнения реальной боевой задачи да еще в условиях применения противником ядерного оружия?».

Но и в мирное время СКШТ с ЭМТ грозит ряд проблем, в частности выход ЭМТ из строя при низких температурах в случаях если придется обесточить оборудование. Через некоторое время влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими последствиями.

Отсюда же и трудности эксплуатации машин с ЭМТ во влажном климате. Ну а глубокий брод такие машины вряд ли вообще смогут преодолеть: вода, являющаяся отличным проводником, быстро выведет их ходовую часть из строя.

И как «вишенку на торт» в этот перечень следует добавить и большое излучение в инфракрасном спектре, демаскирующее ракетовоз.

И куда теперь?

То, что упомянутые опасности являются вполне реальными, свидетельствует и авария СКШТ КамАЗ-7850 (колесная формула 16×16) 30 августа 2018 года во время очередного демонстрационного показа шасси произошел сбой в бортовой электронике машины управляющей ее движением, и несколько колес (3-й, 4-й и последней осей) по обеим ее бортам повернулись в противоположном направлении.

Таким образом, оправдались опасения тех экспертов, которые предупреждали о серьезных недостатках, присущих конструкции СКШТ с электромеханической трансмиссии (ЭМТ), которые при нынешнем состоянии науки и техники не представляется возможным устранить.

Если даже в обстановке домашнего полигона машина «путается» в своих колесах, то нетрудно представить, что станет с ней в реальных боевых условиях в случае применения не только старого «доброго» ядерного, но и новейшего электромагнитного оружия, порождающего убийственный для бортовой электрики и электроники электромагнитный импульс.

В настоящее время ситуация для инициаторов программы «Платформа-О» выглядит весьма щекотливой. Ясно, что под монтаж АПУ для ракетных комплексов такие шасси не годятся. Конструктивные особенности этого семейства машин практически исключает их применение в боевых условиях.

И руководству КамАЗа, и его собственнику в лице госкорпорации «Ростехнологии», а также тем людям которые лоббировали их интересы в правительстве России вряд ли удастся избежать закономерного вопроса со стороны вышестоящего начальства: На что потрачены более 10 лет и громадные (порядка 300 млн. долларов) деньги? Отсюда понятно стремление лиц, причастных к программе «Платформа», найти любые ниши хотя бы для частичного использования ее наработок.

По мнению ряда экспертов, скорее всего, СКШТ, созданные в рамках ее реализации, могут войти в состав шлейфа машин, предназначенных для транспортировки и подачи в пусковые шахты тяжелых баллистических ракет перспективного российского тяжелого (со стартовым весом порядка 200 т) ракетного комплекса (РК) «Сармат». Который должен будет заменить РК РС-20В (SS-18 Satan по обозначению НАТО), состоящий с советских времен на вооружении РВСН.

Правда для этого придется довести до пригодного к производству состояния имеющиеся опытные образцы. И результат этого процесса предсказать трудно.

Что касается МЗКТ, то белорусское предприятие имеет все шансы в ближайшее десятилетие сохранить свои позиции основного поставщика колесных транспортеров для автономных пусковых установок российских мобильных ракетных комплексов.

 

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая