Сегодня, 24 декабря, во многих городах Германии закрываются рождественские ярмарки, во второй половине дня в церквях проходит детская Рождественская служба – Kinderweihnachtsgottesdienst. Наступает сочельник – канун Рождества.
Одна из немецких легенд гласит, что в канун Рождества все реки превращаются в вино, животные могут разговаривать друг с другом и с людьми, деревья приносят плоды, с моря доносится звон церковных колоколов, с гор осыпаются драгоценные камни. А когда наступает Рождество, мир преображается. Главное – верить в чудо и быть готовым увидеть это преображение.
В Германии, как и во многих странах, Рождество прежде всего семейный праздник. Один из символов праздника – ель, или рождественское дерево (Weihnachtsbaumes). Считается, что в Европе обычай устанавливать рождественское дерево возник еще в XIV в. именно в Германии. И раньше украшали его чаще всего в сочельник.
Традиции украшения рождественского дерева
Существовали правила, в соответствии с которыми наряжалось рождественское дерево. На верхушку водружалась «Звезда Вифлеема», чуть ниже размещались зимние яблоки. Далее устанавливались свечи, как знак почтения жертвенности Христа. На самом низу ели развешивали печенье, пряники, леденцы, орехи, морковь и т.д.
Среди традиционных елочных украшений – ангелочки, фигурки животных и людей, колокольчики, гирлянды, флажки. В христианстве каждый из этих предметов символизирует нечто важное, и при украшении рождественского дерева это непременно учитывалось. Например, ангелочки отождествлялись с божественной волей, гирлянда олицетворяла святость, страдания, смерть, воскрешение и бессмертие, овечка — символ паствы, нуждающийся в духовном проводнике и наставнике.
Еще один непременный Рождества – вертеп (Krippe). По традиции он размещается рядом или под рождественским деревом и представляет собой сценку с новорожденным младенцем Иисусом, Девой Марией, Святым Иосифом, волхвами и животными.
Германия – центр производства елочных игрушек
В Германию за новогодними игрушками покупатели едут со всего мира, что неудивительно: в этой стране — столетние традиции изготовления рождественских украшений из металла, из дерева, вощеной бумаги, прессованного хлопка. И первые стеклянные елочные игрушки появились тоже в Германии — в небольшом городке Лауша в Тюрингии. До 1940 г. город имел славу мировой столицы стеклянных елочных украшений. В 1903 г. в Лауше открылся Музей художественного стекла, в котором представлена коллекция изделий тюрингских стеклодувов начиная с позднего средневековья и до наших дней.
Дрезден и Лейпциг издавна были знамениты игрушками из картона. Они изготавливались из тисненного картона, тонированного золотой или серебряной краской. Поскольку впервые такие игрушки появились в Дрездене, их так и назвали — «Дрезденский картон» («Dresdеner Pappe»).
Еще один центр изготовления игрушек, в том числе елочных, – Нюрнберг. Этот город славится своим Музеем игрушек и проводит крупнейшую в мире международную выставку игрушек и игр Spielwarenmesse International Toyfairn Nürnberg. В средние века Нюрнберг был всеевропейской «столицей» ремесленного производства игрушек, а позднее – одним из первых центров их массового промышленного производства.
Елочные игрушки как отражение истории
Коллекции новогодних игрушек есть во многих музеях мира, в том числе и в Германии. Они показывают, как менялась мода на игрушки. Например, в XIX в. игрушки были красочные, яркие, а уже в начале ХХ в. в Европе украшать елку разноцветной атрибутикой считалось моветоном, и для украшения выбирались игрушки либо коричневых, либо черных, либо белых цветов. Да, и сами игрушки менялись со временем.
Накануне Адвента в Немецком историческом музее в Берлине открылась выставка «Ангелы, свастика, Купол Скалы – елочные украшения с XIX века до сегодняшнего дня», и это собрание — больше, чем рассказ об истории праздничных декораций, сообщает портал germania-online . Выставка открывает новую перспективу на привычные вещи, и иной раз простая елочная игрушка приобретает политический контекст.
Более пятисот экспонатов рассказывают совершенно разные истории. Например, резные фигурки ангелов ручной работы из региона Рудных гор – наглядная иллюстрация неподдельной идиллии, что царит в тех краях. Блестящие красивые шары, что пришли на смену незатейливому «дождику», говорят о коммерциализации праздника. Свастика и другая символика национал-социалистов показывают, как семейное торжество становилось инструментом большой политики, сообщает germania-online.
Выставка затрагивает также экономический, технический и образовательный аспекты елки и приглашает посетителей в путешествие, полное открытий поистине глобального масштаба, говорится в аннотации к выставке.
* При подготовке текста использованы открытые интернет-источники.