23.12.2018, 13:41
В Германии торжественно закрылась последняя угольная шахта
21 декабря в городе Боттроп (Северный Рейн-Вестфалия) прошла церемония закрытия последней угольной шахты Германии Prosper-Haniel. Как сообщают германские СМИ, в церемонии принял участие президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Ему был вручен последний добытый кусок каменного угля весом в семь килограммов. Штайнмайер подчеркнул, что данный кусок угля представляет собой «часть истории».
Как пишет Deutsche Welle, теперь в Германии сохранится лишь добыча бурого угля открытым способом. Добыча каменного угля в стране окончательно прекратилась, он будет завозиться только из-за рубежа. При этом крупнейшим поставщиком угля в Германию является Россия (ее доля составляет 38%). Доля России в поставках энергетического каменного угля, на котором работают электростанции Германии, еще выше – 49%. Это больше, чем доля России на германском рынке нефти и газа.
Однако в ближайшие годы спрос на уголь в Германии может снизиться в связи с тем, что в Германии есть планы по полному отказу от использования угля угля как самого вредного для глобального климата ископаемого энергоносителя. Соответствующую комиссию правительство ФРГ создало летом 2018 года. Возможным сроком завершения использования угля называется 2030 г.
Как отметила на пресс-конференции в Берлине заместитель официального представителя правительства ФРГ Ульрике Деммер, каменноугольная промышленность в Германии обеспечила индустриализацию и тем самым процветание страны. Каменный уголь в Германии начал терять конкурентоспособность еще полвека назад: с одной стороны, его все больше теснили такие энергоносители, как нефть, газ и ядерное топливо, с другой – импортный уголь из стран с более дешевой рабочей силой, низкими стандартами техники безопасности и открытым способом добычи. В результате с 1960 по 1980 г. число шахт в ФРГ сократилось со 146 до 39, а до 2000 г. дожили только 12. Число немецких шахтеров со 610 000 в 1957 г. снизилось до менее чем 100 000 в 1994 г., а в первом десятилетии XXI в. сократилось примерно до 30 000. Последние три года в Германии работали оставшиеся две шахты, на которых около 4500 горняков добывали порядка 4 млн т в год.
Чтобы резко не сокращать отрасль и избежать массового увольнения горняков, немецкие власти субсидировали добычу каменного угля в общей сложности примерно на 200 млрд евро. Многие в Германии считают, что эти средства можно было потратить эффективнее — на создание в шахтерских городах предприятий перспективных отраслей и на развитие системы образования в угольных бассейнах.
На церемонии закрытия шахты Prosper-Haniel президент ФРГ поблагодарил профсоюзы, которые, вместе с государством содействовали мирному и ответственному свертыванию добычи каменного угля в Германии. Председатель немецкого профсоюза горняков IG BCE Михаэль Вассилиадис (Michael Vassiliadis) заявил, что постепенное прекращение добычи каменного угля в Германии может служить образцом для проведения структурных реформ в других отраслях.
Штайнмайер выразил уверенность в том, что Рурская область будет и впредь играть важную роль в энергетике Германии, так как здесь благодаря большому количеству высших учебных заведений и многочисленным инновационным инициативам создан симбиоз науки и производства, который обеспечит в будущем «устойчивое развитие энергетических опций».