Министрество антимонопольного регулирования и торговли БЕларуси напоминает, что 23 декабря  вступает в силу Закон Республики Беларусь от 13 июня 2018 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» . В Закон вошли изменения и дополнения, учитывающие наработанную правоприменительную практику, предложения потребительского сообщества и бизнеса. Кроме того, в Закон внесен ряд поправок в целях его приведения в соответствие с правом Евразийского экономического союза и иными законодательными актами Республики Беларусь. Основные изменения:

1. Оптимизированы требования к информации о товарах (работах, услугах).

В частности, Закон дополнен нормами о том, что до потребителя должна доводиться информация:

  • о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают;
  • о классе энергоэффективноститоваров (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами).

Кроме того,субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через Интернетобязаны будут в этих источниках указывать цену реализуемого продукта шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Это позволит сделать информацию читабельной для потребителей и снизить количество случаев введения их в заблуждение относительно стоимости покупки.

Информация до потребителя должна доводиться на белорусском и (или) русском языках.

2. Закрепляется право потребителя на осуществление расчетов в наличной и безналичной форме. При этом введен запрет на установление субъектом различных цен(тарифов) в зависимости от формы оплаты.

3. Введен запрет на истребование у потребителя паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при возврате ему денежных средств. Отсутствие регулирования данного вопроса порождало много обращений граждан в государственные органы.

4. Уточнен порядок отзыва небезопасного товара от потребителей и порядок информирования об этом потребителей и уполномоченные государственные органы.

5. Предусмотрено право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

С учетом предложений бизнес-сообщества в Законе также

1. Установлен иной порядок заявления требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров.  По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе заявить требование о замене или возврате такого товара только в 2-х случаях:

  • при выявлении существенного недостатка;
  • при нарушении субъектом сроков безвозмездного ремонта.

2. Предусмотрена возможность увеличения с письменного согласия потребителя срока бесплатного (гарантийного) ремонта с 14-ти до 30-ти дней. Поправка обусловлена случаями объективной необходимости установления более длительных сроков ремонта, например, в связи с требованиями об осуществлении ремонта на производственном оборудовании изготовителя или его уполномоченных лиц, расположенных удаленно, и т.д.

3. Вводится обязанность ремонтных организаций осуществлять проверку качества доставленного им продавцами (поставщиками) товара в трехдневный срок (в целях обеспечения своевременного исполнения законных требований потребителя).

4. Предусмотрено право продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации) взыскать расходы на хранение товара с потребителей, которые по истечении 2-х месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не являются за товаром без уважительных причин.

5. Предусмотрена обязанность потребителя при возврате качественного товара вернуть его в упаковке, в которой он был продан.

В целях реализации Закона Министерством антимонопольного регулирования и торговли разработан проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющий порядок реализации товаров (выполнения работ, оказание услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу, а также порядок информирования потребителей о временном продлении режима работы или приостановлении работы торгового объекта, продавца, осуществляющего торговлю без (вне) торгового объекта. В настоящее время проект данного нормативного правового акта находится на рассмотрении в правительстве.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар подорожал на первых торгах на БВФБ в 2024 году

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в 2023 году в Беларуси оказалась лучше прогноза

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в декабре 2023 года выросли на 0,9% после роста в ноябре на 0,7% . Цены на продовольственные товары в декабре 2023 года выросли на 1,5% к ноябрю 2023 года, цены на непродовольственные товары выросли на 0,1%, тарифы на услуги выросли на 0,9%. Годовая

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,