В конце 2018 г. в издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга российского экономиста, социолога и политического деятеля Владислава Иноземцева «Несовременная страна: Россия в мире XXI века».

На ее обложке – гипсовая девушка с лицом статуи Свободы, но с веслом, а не с факелом и скрижалью. Лучшей аллегории, почему у России не получалось, не получается и в среднесрочной перспективе не получится стать современной страной, пожалуй, и не придумать.

Россия – «страна, которая прет по встречной». Почему? Только перечень основных причин, заставивших нашего восточного соседа на протяжении веков двигаться по столь неординарному маршруту, потребует количества знаков, многократно превосходящих допустимую для публицистической статьи норму.

Но пропуская детали, важно признать главное – «прет по встречной» Россия не в одиночестве. Вместе с ней тем же маршрутом движется (прет) и большинство постсоветских стран. Разумеется, общее направление движения не отменяет национальной специфики, и тем не менее сходств на пути в несовременность гораздо больше, чем различий.

Взрывной эффект творческого разрушения

На Пятом международном форуме Финансового университета при правительстве «Как попасть в пятерку» 29 ноября 2018 г. глава Счетной палаты Алексей Кудрин констатировал наступление очередного застоя в российской экономике: «Мы вообще последние десять лет живем с темпами роста 1%. Вообще я хочу сказать, что после Второй мировой войны у нас такого длинного периода в истории России, чтобы мы жили больше десяти лет с таким темпом роста – 1%, не было».

Среднегодовые темпы роста в 1% – это примерно в 3,5 раза ниже мировых. Казалось бы, нефтегазовый перекос в структуре российской экономики предполагает прямую связь динамики ВВП с динамикой цен на нефть. Однако не все так однозначно. В частности, три года подряд (2011-2013) цены на нефть превышали 100 долл. за баррель, что не помешало темпам роста ВВП снизиться с 4,3% до 1,3%. И это до «Крымнаш» и введения санкций!

У автора «Несовременной России» свое объяснение динамики главного экономического показателя: «Весь экономический рост сконцентрировался в отраслях, которые до середины 1990-х годов практически вообще не существовали, – в банковском и риелторском бизнесе, розничной торговле, сфере коммуникаций и интернет-связи. По мере того как все эти сегменты экономики стали демонстрировать признаки насыщения, рост в стране остановился, так как компании, приватизированные в 1990-е, так и не вышли на более высокие производственные показатели».

В Беларуси, в отличие от России, до масштабной приватизации дело так и не дошло, что не отменило актуальности объяснения Иноземцева. Данные табл. 1, составленной с помощью ежегодников Беслтата, наглядно иллюстрируют, что основные изменения в структуре производства белорусского ВВП произошли в первой половине «лихих девяностых».

Таблица 1. Структура производства ВВП (в текущих ценах; в процентах к итогу)

Показатель 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2017
Производство 68,9 49,2 45,6 44,3 44,3 39,0 39,9
Услуги 28,5 47,9 43,5 43,9 43,4 47,7 46,9
Чистые налоги на продукты 2,6 9,7 14,5 14,0 12,3 13,3 13,2

Своеобразие своеобразием, но «белорусская модель», вырвавшись из советских тисков, наглядно продемонстрировала на что способно «творческое разрушение» (понятие впервые использовано немецким экономистом Вернером Зомбартом в 1913 г. и популяризировано австро-американским экономистом и социологом Йозефом Шумпетером).

Главной движущей силой творческого разрушения, естественно, стали предприниматели. Не допущенные до приватизации промышленных активов, они сконцентрировали свою энергию на услугах. Нельзя не отметить и государство, увеличившее за первое пятилетие в 3,7 раза вклад чистых налогов на продукты в ВВП (НДС, акцизы, налог на продажи, на импорт и экспорт, на землю, здания, транспортные средства и др.).

С точки зрения удержания личной власти

Официальный перечень достоинств «белорусской модели» хорошо известен. Не является тайной и имя человека, внесшего основной вклад в составление этого перечня. Тем не менее не могу не удержаться, чтобы не процитировать академика Анатолия Рубинова: «Надо отдать должное политическому и экономическому чутью Александра Григорьевича, который не поддался на модные либеральные идеи, не отвернулся от России в пользу «западного выбора», не допустил массовой приватизации (а по существу, разграбления предприятий), а взялся за тяжелую практическую задачу восстановления и развития нашей экономики на базе имевшегося у нас потенциала».

После 1994 г. бандитская приватизация в Беларуси была решительно остановлена. Однако взяться за восстановление еще не означает восстановить (см. табл. 2). Сегодня о производстве промышленной продукции под главными белорусскими брендами в советских масштабах не может быть и речи. Но и относительно показателей 2010 г. государственному сектору экономики хвастаться особо нечем.

Таблица 2. Производство отдельных видов промышленной продукции (тысяч штук)

Продукция 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2017
Тракторы 100,7 28,0 22,5 41,5 50,9 34,3 38,2
Грузовые автомобили 42,0 12,9 14,7 22,3 12,9 3,5 5,9
Металлорежущие станки 15,5 4,7 5,4 3,7 3,9 1,9 3,0
Телевизоры 1302 250 532 1308 446 22 359
Часы, млн. шт. 13,4 6,6 5,6 1,5 0,9 1,4 1,1

Но вернемся к списку Иноземцева. Составить полный аналог табл. 2 не представляется возможным, т.к. далеко не по всем видам услуг, перечисленным в списке, есть данные за 90-е годы, да и к тем, что имеются, относиться следует осторожно, так как структура услуг в статистических ежегодниках от года к году менялась.

Тем не менее противоположность динамик, отраженных в табл. 2 и 3 достаточно наглядна. Что касается динамики услуг, то их скачкообразный рост в 90-е сменился стагнацией после 2010 г. Это хорошо заметно по числу абонентов сотовой подвижной электросвязи (тысяч): 2000 г. – 49,2; 2005 г. – 4 098; 2010 г. – 10 695; 2015 г. – 11 448 и 2017 г. – 11 415.

 Таблица 3. Доля отдельных видов услуг в ВВП (в процентах)

Услуги 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2017
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей 3,4 7,6 9,5 9,4 11,4 12,2 9,7
Финансовая и страховая

деятельность

0,4 4,1 2,2 2,5 3,9 3,8 3,9
Операции с недвижимостью 0,1 0,5 1,6 4,1 4,9 5,6

Нет, не случайно Лукашенко 26 ноября потребовал от экономического блока страны четкого видения точек роста национальной экономики. Совершенно обоснованно текущий 3-процентный рост он охарактеризовал как «иллюзию успеха», сформированную «очередной волной циклического, конъюнктурного роста».

Разумеется, правительству требование главы государства придется выполнять, не выходя за границы «белорусской модели», что равносильно поиску черной кошки в темной комнате, в которой ее к тому же и нет.

Новые сегменты экономики достигли стадии насыщения, старые под руководством государственной бюрократии продолжают деградировать. Выход из колеи возможен только через анализ собственных ошибок. Их для начала необходимо признать. Но не все так просто, так как с точки зрения удержания личной власти на протяжении вот уже пятого срока все делалось правильно.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,