17.12.2018, 15:03
Бабич: мне кажется, мы заигрались со словами о равных условиях хозяйствования
Посол России в Беларуси Михаил Бабич в интервью ТАСС заявил, что сегодня проблемы в белорусско-российских отношениях носят скорее не экономический , а психологический характер.
«Действительно, накопился какой-то элемент взаимного недоверия, когда эти психологические разногласия мешают решать конкретные экономические задачи. Сегодня необходимо сделать все, чтобы эти противоречия снять и дальше активно развивать уникальный интеграционный формат», — сказал посол.
По его словам, «достаточно часто звучат взаимные упреки о некоей экономической дискриминации в отношении тех или иных групп товаров, производств и т.д.» Более того, как аргумент в белорусско-российском споре постоянно используется тезис о создании равных условий хозяйствования. «Мне кажется, что в последнее время мы заигрались с этими словами и начинаем выхолащивать суть этого понятия. Равные условия хозяйствования кого с кем? Смоленска с белорусскими регионами? Но Россия — это не только Смоленск, а и Урал, Сибирь, Дальний Восток, девять часовых поясов, 143 млн человек, часть из которых живут в условиях Крайнего Севера, труднодоступной местности, условиях вечной мерзлоты. Если говорить о равных условиях хозяйствования, то надо посмотреть на всю экономическую модель и ту нагрузку, которую несет бюджет Российской Федерации.», — сказал Бабич.
«Когда идет разговор о том, что цена на газ в Беларуси должна быть как в Смоленске, надо понимать, что в России работает сложная модель перекрестного субсидирования, в которой участвуют разные субъекты промышленности, экономики, хозяйствования, находящиеся в разных географических зонах. И вот эта перекрестная модель в рамках российского законодательства формирует цену в Смоленске $70. Но это не значит, что такова ее себестоимость. Разве наши коллеги этого не знают? Наверное, знают, но почему-то не хотят учитывать при подготовке своих предложений», — пояснил на «знакомом» примере точку зрения российской стороны Михаил Бабич.
В таком же ключе он отреагировал и на вопрос о налоговом маневре в нефтяной отрасли в России. «Некоторые горячие головы даже допускают рассуждения о том, что в России чуть ли не специально реализуют этот налоговый маневр, чтобы лишить Белоруссию льготы на экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты. Но это не так», — сказал посол и пояснил: «В России работает 32 только крупных нефтеперерабатывающих завода. Более десяти лет уже стояла задача по их модернизации, чтобы они соответствовали передовым технологическим и экологическим стандартам. Кто-то это смог сделать, кто-то — нет. Мы поняли, что административные меры себя исчерпали, поэтому был введен экономический механизм для решения задачи. В течение нескольких лет обнуляется экспортная пошлина и пропорционально растет налог на добычу полезных ископаемых. Эти деньги изымаются в бюджет за счет повышения стоимости нефти, но затем через отрицательный акциз предприятиям, которые утвердили и исполняют программу модернизации, эти деньги возвращаются. Но это суверенное право Российской Федерации».
«Можно ли эту модель с «отрицательным акцизом» автоматически применить в отношении Республики Беларусь, находясь в разных правовых конструкциях — налоговых, таможенных, тарифных, акцизных и т.д. Наверное, нет. На каком-то этапе ресурс поддержки Беларуси, который существовал в сырьевых формах дотаций, себя исчерпал. Нужны внятные правовые механизмы, которые позволят применить законодательство одной страны для развития экономики и социальной сферы другой страны в рамках Союзного государства. То же самое можно сказать и по предыдущему вопросу по цене на газ» — отметил посол.
Он также отметил, что «белорусским партнерам надо двигаться в сторону принятия решений по выравниванию условий хозяйствования» и других областях. «Например, если акцизы на табак в РБ искусственно сдерживаются и величина акцизов в четыре раза ниже, чем в РФ, то понятно, что весь избыточный объем производства сигарет, а это, по разным оценкам, до 70% всего производства табака в РФ, идет в Россию, а российский бюджет недополучает миллионы долларов. Аналогичные вопросы есть и по потерям российского бюджета от так называемого лжетранзита через территорию РФ различных товаров, занижение стоимости НДС уполномоченными таможенными операторами в РБ и другие схемы, от которых страдает общий союзный рынок. И здесь вопрос не в том, чтобы погрязнуть во взаимных упреках, а важно понять, что без формирования единой таможенной, налоговой, денежно-кредитной политики успешно развивать союзную экономику и конкурировать на рынках третьих стран вряд ли получится», — сказал Бабич.