27.11.2018, 8:30
Колесные бронированные машины: Таки поехали?
Снижение доходности от торговли нефтепродуктами заставляет руководство Беларуси все больше делать ставку на наращивание потенциала ряда секторов отечественной промышленности в том числе ВПК. Не только в качестве потенциальных поставщиков экспортной выручки, но и технологической базы для оснащения белорусской армии современным оружием.
На недавней встрече президента Александра Лукашенко с председателем Государственного военно-промышленного комитета Романом Головченко, посвященной наращиванию экспортного потенциала отечественного ВПК, речь шла и о перспективах развития Минского завода колесных тягачей. Предприятие продолжает оставаться основным поставщиком специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) для размещения многих современных российских вооружений.
Однако в последнее десятилетие Россия предпринимает все более настойчивые попытки заместить белорусские СКШТ в этой сфере машинами собственного производства, дабы больше не зависеть в этой важной сфере от строптивого союзника. И в этом нет ничего экстраординарного. «Наверное, каждое государство, в том числе и Беларусь, стремится к независимости, самообеспечению», — отметил Р. Головченко, комментируя разговор с главой государства.
Но, как оказалось, военно-политическое руководство Беларуси не очень-то и опасается, что МЗКТ останется без российских заказов. Благодаря огромному технологическому потенциалу предприятия у него есть все возможности выступать на рынке не только в качестве производителя колесных шасси и платформ, но также выпускать готовые образцы вооружений на колесной базе. Тем более, что это сейчас «тренд — мир уходит от гусениц, переставляет в основном все системы вооружения на колесный ход». В связи с чем предоставляется прекрасная возможность создавать на базе СКШТ МЗКТ и артиллерийские системы, и системы ПВО, и ракетные системы.
И если системы ПВО и ракетные системы на шасси МЗКТ получили достаточно широкое распространение, то о самоходных артиллерийских установках на колесных транспортерах этой марки доселе ничего не было известно.
Заявления руководителя оборонной промышленности страны о намерении создать такое оружие дали основание некоторым экспертам полагать, что в повестку дня вполне может быть поставлен вопрос оснащения Сил специальных операций колесными бронированными машинами (КБМ), способными оказывать им необходимую огневую поддержку. За опережающее развитие этих войск настойчиво ратует белорусский президент.
Так, 5 октября в ходе осмотра образцов отечественного вооружения и боевой техники на полигоне в Ивацевичском районе президент РБ Александр Лукашенко в очередной раз обозначил основные направления развития вооруженных сил страны.
«Для нашей Беларуси не танки главное, не самолеты, а специальные войска. Мы должны в любой точке Беларуси (если что-то вдруг произойдет) быстро появиться, нанести удар по бандитам и тем, кто посмеет к нам сунуться, и уйти. То есть скорость, маневренность. И под эти войска — силы специальных операций и прочие — мы должны были создавать в том числе и новое оружие. Но только то, которое надо», — отметил глава государства.
В армиях многих передовых в военном отношении государств КБМ с тяжелым вооружением (иногда их еще называют колесными танками) достаточно широко распространены. Однако на постсоветском пространстве успешных проектов в этой области пока нет. Определенные разработки ведутся в российской оборонке, где эта тема также активно обсуждается и прорабатывается, правда доселе безрезультатно.
Между тем, нельзя говорить о полном отсутствии интереса к КБМ на предприятиях отечественного ВПК. В данном контексте следует упомянуть проект перспективной колесной бронированной платформы МЗКТ-590100, который еще в 2008 году в инициативном порядке представил Минский завод колесных тягачей. На базе единого четырехосного шасси с учетом последних тенденций в области бронетехники предлагалось создать семейство боевых и вспомогательных КБМ. В том числе машину огневой поддержки (МОП): самоходную артустановку или «колесный танк». МОП предлагалось оснащать башней с орудием калибра до 120 мм и спаренным пулеметом.
В конструкции бронированного корпуса КБМ намечалось использовать самые передовые материалы, в том числе композиты. Вместо традиционной механической трансмиссии предлагалось использовать электрическую. В передней части бронекорпуса 14-тонной машины должен был размещаться дизельный двигатель мощностью 490 л.с. и электрогенератор. А каждое из восьми колес предполагалось приводить в движение отдельный асинхронный электродвигатель или электромотор на постоянных магнитах.
По расчетам конструкторов, КБМ должна была иметь достаточно высокие характеристики подвижности. Максимальная скорость на шоссе оценивалась в 130 км/ч, на грунтовой дороге удовлетворительного состояния — 55 км/ч. В кормовой части корпуса перспективная бронемашина должна была иметь два водометных движителя с электрическим приводом. Максимальная скорость на воде оценивалась в 12 км/ч. Запас хода предполагался на уровне 1000 км.
Для наблюдения за обстановкой экипаж перспективной бронемашины должен был иметь комплекс различных оптико-электронных и радиолокационных станций, а также защищенные коммуникационные средства.
По задумке инициаторов предполагалось, что проект МЗКТ-590100 позволит не только пополнить парк бронетехники вооруженных сил, но и привлечь к производственной кооперации целый ряд белорусских заводов, причем не только оборонной отрасли. Сформировав общий облик перспективной машины, МЗКТ успел даже провести успешные переговоры с рядом возможных участников проекта.
Но к сожалению, предложение о создании отечественного семейства колесной бронетехники на базе единой платформы не заинтересовало министерство обороны и Государственный военно-промышленный комитет (возможно из-за чрезмерной смелости разработчиков). Из-за отсутствия интереса (а это значит и финансирования) у потенциальных заказчиков Минский завод колесных тягачей был вынужден свернуть все работы по проекту МЗКТ-590100.
Однако, с каждым годом потребность белорусской армии (особенно, если учесть нужды сил специальных операций) в хорошо защищенной колесной бронетехнике с тяжелым вооружением ощущается все острее, а отсутствие каких-либо существенных сдвигов в этой сфере только усугубляет ситуацию.
И создание собственного семейства КБМ могло бы стать выходом не только для военных, но и для высокотехнологичных отраслей белорусской промышленности. Своеобразным локомотивом для отечественного машиностроения, ряд предприятий которого испытывает хроническое недомогание.
Учитывая растущую потребность армий многих развивающихся государств в эффективной колесной бронетехнике, продвинутый проект в данной сфере имел бы серьезные экспортные перспективы и вполне мог бы рассчитывать на инвестиционное содействие потенциальных зарубежных заказчиков.
Читайте также:
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает
- Военно-техническое сотрудничество: то, что дороже денег
- РЛС дальнего обнаружения: Минск не рискнул потрепать нервы Москве