Регулярно в Беларуси происходят события — как инициированные ее руководителем, так  и объективно независимые от его монаршей воли. А ему со всем и всяким приходится разбираться. И  если уж искать в этих обстоятельствах суровую сермяжную правду, то простая и неприукрашенная, но глубокая истина состоит в  том, что  очень часто практика расходится с теорией, которой придерживается руководитель.

Например,  на днях Александр Лукашенко провел встречу с премьер-министром Сергеем Румасом и потребовал активнее развивать импортозамещение. Мол, «мы по импорту столько завозим, что в глазах порой становится темно: от зубочисток до двигателей». Притом что в лесной стране живем. Но уж такова ирония жизни, что «зубочистки» производятся в первую очередь странами безлесными, где каждая щепка используется с пользой.

А не так, что «лес рубят, а щепки летят»!

Вот чтобы пошло в Беларуси при ее лесистости, так это производство лаптей, появись на них спрос на отечественном или на внешнем рынках. Впрочем, никто ведь не возражает и против «зубочисток», но ввести полное импортозамещениие, превратить промышленность в простое натуральное хозяйство неразумно, во-первых, а во-вторых, невозможно. Вернее, возможно, если закрыть собственный рынок директивными методами, что обязательно приведет к полной утрате внешнего рынка. Ведь очевидно, что белорусские бренды в случае отказа от импорта, полностью утратят свой экспортный потенциал.

К счастью, эти многолетние (новаторские) мечтания руководства страны обречены на провал. Хотя бы благодаря китайским связанным кредитам, которые вынуждают страну закупать большинство промышленных «мелочей», включая, пардон, зубочистки. Если прибегнуть к протекционизму, который повысит конкурентоспособность собственной продукции по сравнению с китайской на внутреннем рынке, то расплачиваться за нее придется всем остальным, включая технологии. Ведь понятие современные технологии в Беларуси уже давно ассоциируется с маркировкой Made in China.

В этом не ничего предосудительного. Это простая констатация факта, что Беларусь, говоря по-старому, попала в классическую колониальную (технологическую) зависимость от КНР. И если так, то Беларусь принуждается к выходу на технико-технологический уровень своего «великого восточного стратегического партнера», который, благодаря сочетанию ряда обстоятельств, имеет собственные интересы здесь. Как утверждает белорусское руководство, «в сердце Европы». Технологический и технический уровень китайской промышленности уже является высоким и постоянно растет. Причем, быстрее, чем у многих развитых стран, и намного быстрее, чем в России.

С помощью российских технологий Беларусь не сможет модернизировать свою промышленность. Таких технологий в России  просто нет. Сложно составить широкий перечень российских интересов в Беларуси. Но несомненно, что повышение технологичности белорусских предприятий не может быть приоритетом «взаимовыгодного союзного сотрудничества», поскольку только она сможет уменьшить их унизительную зависимость  от российских ресурсов. Собственно, эта задача могла стать приоритетной для обретшей независимость страны и ее экономики, но от нее сразу отказались. Как я отмечал выше, сегодня предлагается едва ли не натурализация экономики под видом импортозамещения. На самом деле опасность «натурализации» возникла в самом начале, когда стала рушиться командно-административная система под давлением рыночных реформ.

Рынок проводил строгую селекцию устоявшихся народнохозяйственных связей, давая шанс на выживание только выгодным для всех партнеров связям. Разумеется, ситуация усугубилась после распада СССР, но, в отличие от бывших республик, новые независимые государства открылись для внешнего мира. И каждая получила возможность найти свое место в мировой экономике, используя те козыри, которые всегда есть у каждого.

Известно, технологии имеют исключительное значение для каждого общества и государства. Но у каждого из них имеется свое собственное отношение к технологиям. Например, Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года взял курс на «социально-экономическое ускорение» экономики и «перестройку». Предполагалось, что в центр будут поставлены интенсификация экономики и ускорение научно-технологического прогресса, перестройка управления и планирования, структурной и инвестиционной политики, повсеместное повышение организованности и дисциплины, коренное улучшение стиля деятельности. Предполагалось, что качественное улучшение общества будет достигнуто, в первую очередь, за счет научно-технического обновления производства и достижение мирового уровня производительности труда.

Что из этого получилось, знают все. По каким причинам, можно только догадываться. Например, на решение приоритетной задачи — качественное обновление машиностроения, государство потратило огромные ресурсы, но безо всякой пользы. Доходило до того, что предприятия фактически закрывались, а в это время в их адрес поступали заказанные за рубежом новейшие станки и оборудование. Снимай с платформы, устанавливай и давай продукцию мирового уровня. Но было поздно и некому…

Лукашенко сегодня едва ли не дословно цитирует молодого Горбачева. Мол, надо белорусским предприятиям перенимать мировые технологии, закупать оборудование и производить для себя все необходимое: «Этого хватит на всю нашу жизнь и нашим детям для развития экономики». После таких слов остается только развести руками… Ведь если на Белджи белорусские партнеры не могут освоить производство даже «сидений для автомобилей», то до отечественных «двигателей и трансмиссий» при такой жизни дело не дойдет.

Многие помнят, как солидарными усилиями всех участников экономики под патронажем высочайшего руководства проводилась модернизация производства телевизоров. Поначалу хотели построить завод собственных кинескопов. Хорошо, спохватились, поскольку мировые технологии радикально и мгновенно обновились. Поэтому локализация телевизоров ограничилась производством фурнитуры и футляров. И все на этом закончилось.

А ведь это давало хорошие возможности для организации производства, конкурентоспособных  на внутреннем рынке зубочисток, пригодных и для экспорта.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,