Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка.

Валютная либерализация

Одним из ключевых документов 3 квартала 2018 года стал Указ от 31 июля 2018 года № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты». Данным документом фактически завершена либерализация в сфере регулирования валютных отношений. Так, с 1 августа 2018 года субъекты хозяйствования всех форм собственности освобождены от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь. Фактически государство признало право субъектов предпринимательства на свободное распоряжение валютой, а также фактически задекларировало отсутствие необходимости в обязательной продаже валюты для поддержания валютного курса белорусского рубля. Последнее свидетельствует о начале применении Национальным банком исключительно рыночных методов регулирования курса белорусского рубля.

Налоговые льготы

Ряд нормативных документов 3 квартала 2018 года связан с предоставлением налоговых льгот для бизнеса. Указом от 20  июля 2018 года № 286 «О налогообложении отдельных доходов» государство предоставило налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на доходы для субъектов предпринимательства, помогающих привлекать деньги в Беларусь. Так, налоговые льготы предоставляются по доходам, полученным от размещения за пределами Республики Беларусь долговых облигаций белорусских организаций и государства. Освобождаются от налогообложения и доходы по кредитам и займам, предоставленным иностранными организациями белорусским субъектам предпринимательства. В условиях дефицита финансовых ресурсов в стране государство пытается с помощью инвестиций привлечь иностранные инвестиции в Беларусь.

К экзотической сфере налоговых льгот следует отнести указ от 20 июля 2018 года № 288 «Об освобождении от налога на прибыль». Данным указом предусмотрено освобождение от налогообложения прибыль, полученную организациями от реализации работ и услуг, выполненных в области космического приборостроения. Основанием для предоставления льготы будет заключение, выданной Государственным военно-промышленным комплексом, которое и будет определять связаны работы и услуги с космическим  приборостроением или нет.

Ценообразование

По-прежнему не отказывается государство и от вопросов административного регулирования цен. Так, постановлением Министерства антимонопольного регулирования от 17 июля 2018 года № 56 до 23 декабря 2018 года продлено государственное ценовое регулирование цен на сахар. Данным постановлением определены минимальные отпускные цены на сахар, так и предельная максимальная торговая надбавка в размере 15%.

Государство пытается в очередной раз совершить «акробатический экономический трюк», установив такой уровень цен на сахар при котором и белорусский товаропроизводитель не был бы в убытке, и торговля не смогла бы сильно поднять цены  и заработать на сахаре. В очередной раз белорусский чиновник считает, что только он, а не рыночный закон спроса и предложения может установить «справедливую цену» на белорусский сахар.

Из этой же серии документов и Методика установления предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, утвержденная приказом Министерства антимонопольного регулирования № 190 от 10 августа 2018 года. В указанном документе определен порядок определения чиновниками «справедливой» минимально отпускной цены на алкоголь исходя из среднеотраслевых удельных прямых и косвенных затрат на производство 0,5 литра алкоголя крепостью 40 градусов, норматива рентабельности в 15 процентов и суммы акцизов. В очередной раз государство пытается заменить рыночный закон спроса и предложения многоступенчатыми трудно рассчитываемыми и труднообъяснимыми методиками и формулами.

Указанные документы вписываются в принятое 11 сентября 2018 года совместное постановление Совета Министров и Национального банка № 658/12 «Об утверждении антиинфляционной программы», где описаны методы, с помощью которых государство будет пытаться удержать инфляцию в Беларуси на запланированном уровне. Указанные мероприятия подразделены на четыре сферы: «Денежно-кредитная политика», «Ценовая политика», «Развитие конкуренции» и «Сокращение инфляционных ожиданий». Предложенные в программе мероприятия можно условно подразделить на два вида: декларируемые и реальные. К реальным мероприятиям следует отнести дальнейшие мероприятия по регулированию цен, установлению дополнительной административной ответственности и повышению цен, обеспечивающих покрытие населением определенного уровня затрат. К декларируемым целям, пожалуй, следует отнести работу по повышению доверия к рублю через средства массовой информации и совершенствование мониторинга цен, в том числе электронным способом. Антиинфляционная программа рассчитана на 2018-2020 годы.

Бухгалтерский учет

Постановлением Министерства финансов от 08 августа 2018 года № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» определен порядок определения даты совершения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Постановление касается порядка определения даты совершения работы или оказания услуги по договорам, имеющим длительный период исполнения (более 1 месяца) или по договорам, в которых точно не определена дата окончания (до исполнения). Так, в бухгалтерском учете может быть использована либо последняя дата месяца или дата составления первичного учетного документа в зависимости от условий договора и длительности действия договора. Постановление министерства финансов № 55 вступит в силу с 1 января 2019 года.

Постановлением Министерства финансов от 10 августа 2018 года № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций» вносятся уточнения в порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, а также порядок составления документов по договорам аренды. Так, исправления в бумажные первичные бухгалтерские документы должны вноситься во все экземпляры с зачеркиванием неправильных данных и указаниям слова «Исправлено», даты исправления, должности, фамилии и подписи исправившего. При этом исправления в накладные ТТН-1 и ТН-2 должны оформляться корректирующим актом, составленным в двух экземплярах для грузоотправителя и грузополучателя.

Кроме того, первичные бухгалтерские документы по аренде могут составляться в валюте только в том случае, если оплата по аренде предусмотрена в валюте. Если же оплата по аренде производиться в белорусских рублях, то первичный бухгалтерский документ должен быть составлен в белорусских рублях и справочно может быть указана сумма арендной платы в валюте. Постановление Министерства финансов № 58 вступает в силу с 1 января 2019 года.

Анализируя результаты нормотворчества в 3 квартале 2018 года, можно сделать вывод о двух противоположных направлениях работы белорусских чиновников. Во-первых, государство пытается ограниченно либерализировать экономическую жизнь в государстве, чтобы стимулировать деловую активность белорусского бизнеса. Во-вторых, государство боится, что излишняя либерализация может привести к росту цен и прочим «рыночным вольностям», а поэтому принимает нормативные документы по административному регулированию экономики.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Избран новый председатель Палаты представителей Нацсобрания

Председателем Палаты представителей восьмого созыва стал бывший руководитель Администрации Александра Лукашенко Игорь Сергеенко. Такое решение было принято на ее первом заседании. Игорь Сергеенко сменил на посту председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, который занимал этот пост 16 лет. В новом составе Палаты представителей будут работать 20 депутатов предыдущего созыва, а также 27 депутатов местных советов 28-го

Беларусь приостанавливает 27 договоров об избежании двойного налогообложения

В соответствии с постановлением Совмина Беларуси от 7 марта 2024 г. № 164 «О налогообложении» Беларусь приостанавливает по 31 декабря 2026 г. включительно исполнение положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения согласно приложению, которое также утверждено постановлением. В приложении перечислены 27 стран и соглашений с ними. Эти страны считаются белорусским правительством недружественными, так как ввели

Назначен новый министр здравоохранения

Александр Лукашенко сегодня сменил министра здравоохранения Беларуси. Новым министром здравоохранения стал Александр Ходжаев. До этого он возглавлял РНПЦ психического здоровья, а ранее работал в главном управлении организации медицинской помощи Министерства здравоохранения. С ноября 2020 года Минздрав возглавлял Дмитрий Пиневич.  Сегодня Лукашенко заявил, что видит его в другой должности.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,