• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка.

Валютная либерализация

Одним из ключевых документов 3 квартала 2018 года стал Указ от 31 июля 2018 года № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты». Данным документом фактически завершена либерализация в сфере регулирования валютных отношений. Так, с 1 августа 2018 года субъекты хозяйствования всех форм собственности освобождены от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь. Фактически государство признало право субъектов предпринимательства на свободное распоряжение валютой, а также фактически задекларировало отсутствие необходимости в обязательной продаже валюты для поддержания валютного курса белорусского рубля. Последнее свидетельствует о начале применении Национальным банком исключительно рыночных методов регулирования курса белорусского рубля.

Налоговые льготы

Ряд нормативных документов 3 квартала 2018 года связан с предоставлением налоговых льгот для бизнеса. Указом от 20  июля 2018 года № 286 «О налогообложении отдельных доходов» государство предоставило налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на доходы для субъектов предпринимательства, помогающих привлекать деньги в Беларусь. Так, налоговые льготы предоставляются по доходам, полученным от размещения за пределами Республики Беларусь долговых облигаций белорусских организаций и государства. Освобождаются от налогообложения и доходы по кредитам и займам, предоставленным иностранными организациями белорусским субъектам предпринимательства. В условиях дефицита финансовых ресурсов в стране государство пытается с помощью инвестиций привлечь иностранные инвестиции в Беларусь.

К экзотической сфере налоговых льгот следует отнести указ от 20 июля 2018 года № 288 «Об освобождении от налога на прибыль». Данным указом предусмотрено освобождение от налогообложения прибыль, полученную организациями от реализации работ и услуг, выполненных в области космического приборостроения. Основанием для предоставления льготы будет заключение, выданной Государственным военно-промышленным комплексом, которое и будет определять связаны работы и услуги с космическим  приборостроением или нет.

Ценообразование

По-прежнему не отказывается государство и от вопросов административного регулирования цен. Так, постановлением Министерства антимонопольного регулирования от 17 июля 2018 года № 56 до 23 декабря 2018 года продлено государственное ценовое регулирование цен на сахар. Данным постановлением определены минимальные отпускные цены на сахар, так и предельная максимальная торговая надбавка в размере 15%.

Государство пытается в очередной раз совершить «акробатический экономический трюк», установив такой уровень цен на сахар при котором и белорусский товаропроизводитель не был бы в убытке, и торговля не смогла бы сильно поднять цены  и заработать на сахаре. В очередной раз белорусский чиновник считает, что только он, а не рыночный закон спроса и предложения может установить «справедливую цену» на белорусский сахар.

Из этой же серии документов и Методика установления предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, утвержденная приказом Министерства антимонопольного регулирования № 190 от 10 августа 2018 года. В указанном документе определен порядок определения чиновниками «справедливой» минимально отпускной цены на алкоголь исходя из среднеотраслевых удельных прямых и косвенных затрат на производство 0,5 литра алкоголя крепостью 40 градусов, норматива рентабельности в 15 процентов и суммы акцизов. В очередной раз государство пытается заменить рыночный закон спроса и предложения многоступенчатыми трудно рассчитываемыми и труднообъяснимыми методиками и формулами.

Указанные документы вписываются в принятое 11 сентября 2018 года совместное постановление Совета Министров и Национального банка № 658/12 «Об утверждении антиинфляционной программы», где описаны методы, с помощью которых государство будет пытаться удержать инфляцию в Беларуси на запланированном уровне. Указанные мероприятия подразделены на четыре сферы: «Денежно-кредитная политика», «Ценовая политика», «Развитие конкуренции» и «Сокращение инфляционных ожиданий». Предложенные в программе мероприятия можно условно подразделить на два вида: декларируемые и реальные. К реальным мероприятиям следует отнести дальнейшие мероприятия по регулированию цен, установлению дополнительной административной ответственности и повышению цен, обеспечивающих покрытие населением определенного уровня затрат. К декларируемым целям, пожалуй, следует отнести работу по повышению доверия к рублю через средства массовой информации и совершенствование мониторинга цен, в том числе электронным способом. Антиинфляционная программа рассчитана на 2018-2020 годы.

Бухгалтерский учет

Постановлением Министерства финансов от 08 августа 2018 года № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» определен порядок определения даты совершения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Постановление касается порядка определения даты совершения работы или оказания услуги по договорам, имеющим длительный период исполнения (более 1 месяца) или по договорам, в которых точно не определена дата окончания (до исполнения). Так, в бухгалтерском учете может быть использована либо последняя дата месяца или дата составления первичного учетного документа в зависимости от условий договора и длительности действия договора. Постановление министерства финансов № 55 вступит в силу с 1 января 2019 года.

Постановлением Министерства финансов от 10 августа 2018 года № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций» вносятся уточнения в порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, а также порядок составления документов по договорам аренды. Так, исправления в бумажные первичные бухгалтерские документы должны вноситься во все экземпляры с зачеркиванием неправильных данных и указаниям слова «Исправлено», даты исправления, должности, фамилии и подписи исправившего. При этом исправления в накладные ТТН-1 и ТН-2 должны оформляться корректирующим актом, составленным в двух экземплярах для грузоотправителя и грузополучателя.

Кроме того, первичные бухгалтерские документы по аренде могут составляться в валюте только в том случае, если оплата по аренде предусмотрена в валюте. Если же оплата по аренде производиться в белорусских рублях, то первичный бухгалтерский документ должен быть составлен в белорусских рублях и справочно может быть указана сумма арендной платы в валюте. Постановление Министерства финансов № 58 вступает в силу с 1 января 2019 года.

Анализируя результаты нормотворчества в 3 квартале 2018 года, можно сделать вывод о двух противоположных направлениях работы белорусских чиновников. Во-первых, государство пытается ограниченно либерализировать экономическую жизнь в государстве, чтобы стимулировать деловую активность белорусского бизнеса. Во-вторых, государство боится, что излишняя либерализация может привести к росту цен и прочим «рыночным вольностям», а поэтому принимает нормативные документы по административному регулированию экономики.

График отключения горячей воды в Минске с мая по сентябрь 2019 года

Минским городским исполнительным комитетом согласован график испытаний и ремонта тепловых магистралей на межотопительный сезон филиалом «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» с мая по сентябрь с привязкой списка потребителей по адресам. Первый этап испытаний тепловых сетей на плотность и прочность для определения их готовности к следующему отопительному сезону начнется с 13 мая. А вот последние потребители

Белорусские банки захлестнула волна реформ и сокращения штатов

Столкнувшись с ограниченностью внутреннего рынка кредитования  в 2018 году, белорусские банки активно ищут новые направления деятельности и сокращают сотрудников. В связи с этим через несколько лет в Беларуси возникнет совсем другая банковская система. В прошлом году белорусские государственные банки увеличили свою чистую прибыль на 237,8 млн. рублей, тогда как банки, контролируемые иностранным капиталом, сократили ее

Прогноз курса рубля на неделю с 15 по 19 апреля

Ожидается снижение средневзвешенного курса доллара на БВФБ еще примерно на 1%. В целом может повториться картина прошедшей недели. В понедельник 15 апреля доллар может подорожать на доли процента. Средневзвешенный курс доллара США на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился, как и ожидалось, но в намного большей степени (на 1,3%), и достиг 2,1131 рублей за

Указ №488 о лжепредпринимательстве отменен

Александр Лукашенко накануне выступления с посланием народу и Национальному собранию подписал указ №151. Указом признается утратившим силу  Указ от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», говорится в сообщении пресс-службы президента. Документ также вносит изменения в Указ от 26 февраля 2015 года № 99 «О взимании

Правовые новации белорусской экономической политики (январь-март 2019 года)

Экономическое нормотворчество государства в 1 квартале 2019 года характеризуется не столько новыми документами, сколько несбывшимися ожиданиями бизнеса по отмене старых. Так, по истечении первых трех месяцев текущего года так и не был отменен одиозный указ президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Несмотря на

Белорусские предприятия спасли курс рубля от обвала

Валютный рынок РБ в марте находился на краю пропасти: жители Беларуси бросились скупать валюту, как это было в кризисном 2014 году. Если бы не белорусские предприятия, которые сделали противоположный финт и начали сливать валюту, курс белорусского рубля ждал бы обвал. Что происходит? Население вдруг стало больше интересоваться валютой По данным Национального банка РБ, физические лица

Белорусские банки стремительно теряют вкладчиков

Около 147,4 тыс. срочных вкладов закрыли физические лица в банках Беларуси в 2018 году, при этом величина таких вкладов сократилась примерно на 0,5 млрд. рублей. Такова довольно печальная статистика, представленная Национальным банком РБ в рамках исследования данных о структуре срочных депозитов по программе «Знай своего клиента» на конец 2018 года. Количество счетов, открытых в банках

Противоракетная оборона США: ПРО и contra

Несмотря на противоречия Минска и Москвы в экономической сфере белорусское руководство намеревается придерживаться единой стратегии с Россией в противодействии объектам американской ПРО в Восточной Европе. В Румынии и в Польше уже стоят установки, в которые, по данным российских военных, «заряжаются ракеты с ядерной боеголовкой», — заявил Александр Лукашенко 1 марта во время «Большого разговора с