• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка.

Валютная либерализация

Одним из ключевых документов 3 квартала 2018 года стал Указ от 31 июля 2018 года № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты». Данным документом фактически завершена либерализация в сфере регулирования валютных отношений. Так, с 1 августа 2018 года субъекты хозяйствования всех форм собственности освобождены от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь. Фактически государство признало право субъектов предпринимательства на свободное распоряжение валютой, а также фактически задекларировало отсутствие необходимости в обязательной продаже валюты для поддержания валютного курса белорусского рубля. Последнее свидетельствует о начале применении Национальным банком исключительно рыночных методов регулирования курса белорусского рубля.

Налоговые льготы

Ряд нормативных документов 3 квартала 2018 года связан с предоставлением налоговых льгот для бизнеса. Указом от 20  июля 2018 года № 286 «О налогообложении отдельных доходов» государство предоставило налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на доходы для субъектов предпринимательства, помогающих привлекать деньги в Беларусь. Так, налоговые льготы предоставляются по доходам, полученным от размещения за пределами Республики Беларусь долговых облигаций белорусских организаций и государства. Освобождаются от налогообложения и доходы по кредитам и займам, предоставленным иностранными организациями белорусским субъектам предпринимательства. В условиях дефицита финансовых ресурсов в стране государство пытается с помощью инвестиций привлечь иностранные инвестиции в Беларусь.

К экзотической сфере налоговых льгот следует отнести указ от 20 июля 2018 года № 288 «Об освобождении от налога на прибыль». Данным указом предусмотрено освобождение от налогообложения прибыль, полученную организациями от реализации работ и услуг, выполненных в области космического приборостроения. Основанием для предоставления льготы будет заключение, выданной Государственным военно-промышленным комплексом, которое и будет определять связаны работы и услуги с космическим  приборостроением или нет.

Ценообразование

По-прежнему не отказывается государство и от вопросов административного регулирования цен. Так, постановлением Министерства антимонопольного регулирования от 17 июля 2018 года № 56 до 23 декабря 2018 года продлено государственное ценовое регулирование цен на сахар. Данным постановлением определены минимальные отпускные цены на сахар, так и предельная максимальная торговая надбавка в размере 15%.

Государство пытается в очередной раз совершить «акробатический экономический трюк», установив такой уровень цен на сахар при котором и белорусский товаропроизводитель не был бы в убытке, и торговля не смогла бы сильно поднять цены  и заработать на сахаре. В очередной раз белорусский чиновник считает, что только он, а не рыночный закон спроса и предложения может установить «справедливую цену» на белорусский сахар.

Из этой же серии документов и Методика установления предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, утвержденная приказом Министерства антимонопольного регулирования № 190 от 10 августа 2018 года. В указанном документе определен порядок определения чиновниками «справедливой» минимально отпускной цены на алкоголь исходя из среднеотраслевых удельных прямых и косвенных затрат на производство 0,5 литра алкоголя крепостью 40 градусов, норматива рентабельности в 15 процентов и суммы акцизов. В очередной раз государство пытается заменить рыночный закон спроса и предложения многоступенчатыми трудно рассчитываемыми и труднообъяснимыми методиками и формулами.

Указанные документы вписываются в принятое 11 сентября 2018 года совместное постановление Совета Министров и Национального банка № 658/12 «Об утверждении антиинфляционной программы», где описаны методы, с помощью которых государство будет пытаться удержать инфляцию в Беларуси на запланированном уровне. Указанные мероприятия подразделены на четыре сферы: «Денежно-кредитная политика», «Ценовая политика», «Развитие конкуренции» и «Сокращение инфляционных ожиданий». Предложенные в программе мероприятия можно условно подразделить на два вида: декларируемые и реальные. К реальным мероприятиям следует отнести дальнейшие мероприятия по регулированию цен, установлению дополнительной административной ответственности и повышению цен, обеспечивающих покрытие населением определенного уровня затрат. К декларируемым целям, пожалуй, следует отнести работу по повышению доверия к рублю через средства массовой информации и совершенствование мониторинга цен, в том числе электронным способом. Антиинфляционная программа рассчитана на 2018-2020 годы.

Бухгалтерский учет

Постановлением Министерства финансов от 08 августа 2018 года № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» определен порядок определения даты совершения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Постановление касается порядка определения даты совершения работы или оказания услуги по договорам, имеющим длительный период исполнения (более 1 месяца) или по договорам, в которых точно не определена дата окончания (до исполнения). Так, в бухгалтерском учете может быть использована либо последняя дата месяца или дата составления первичного учетного документа в зависимости от условий договора и длительности действия договора. Постановление министерства финансов № 55 вступит в силу с 1 января 2019 года.

Постановлением Министерства финансов от 10 августа 2018 года № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций» вносятся уточнения в порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, а также порядок составления документов по договорам аренды. Так, исправления в бумажные первичные бухгалтерские документы должны вноситься во все экземпляры с зачеркиванием неправильных данных и указаниям слова «Исправлено», даты исправления, должности, фамилии и подписи исправившего. При этом исправления в накладные ТТН-1 и ТН-2 должны оформляться корректирующим актом, составленным в двух экземплярах для грузоотправителя и грузополучателя.

Кроме того, первичные бухгалтерские документы по аренде могут составляться в валюте только в том случае, если оплата по аренде предусмотрена в валюте. Если же оплата по аренде производиться в белорусских рублях, то первичный бухгалтерский документ должен быть составлен в белорусских рублях и справочно может быть указана сумма арендной платы в валюте. Постановление Министерства финансов № 58 вступает в силу с 1 января 2019 года.

Анализируя результаты нормотворчества в 3 квартале 2018 года, можно сделать вывод о двух противоположных направлениях работы белорусских чиновников. Во-первых, государство пытается ограниченно либерализировать экономическую жизнь в государстве, чтобы стимулировать деловую активность белорусского бизнеса. Во-вторых, государство боится, что излишняя либерализация может привести к росту цен и прочим «рыночным вольностям», а поэтому принимает нормативные документы по административному регулированию экономики.

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Компенсация за налоговый маневр для Беларуси: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями

Налоговый маневр и поставки некачественной нефти уже затормозили темпы экономического роста в Беларуси. И если белорусским властям в ближайшее время не удастся договориться с Москвой о компенсации понесенных потерь, прогнозные показатели в 2019 году могут быть провалены. Рост ВВП в Беларуси, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год, запланирован на уровне 4%.

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что