Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка.

Валютная либерализация

Одним из ключевых документов 3 квартала 2018 года стал Указ от 31 июля 2018 года № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты». Данным документом фактически завершена либерализация в сфере регулирования валютных отношений. Так, с 1 августа 2018 года субъекты хозяйствования всех форм собственности освобождены от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь. Фактически государство признало право субъектов предпринимательства на свободное распоряжение валютой, а также фактически задекларировало отсутствие необходимости в обязательной продаже валюты для поддержания валютного курса белорусского рубля. Последнее свидетельствует о начале применении Национальным банком исключительно рыночных методов регулирования курса белорусского рубля.

Налоговые льготы

Ряд нормативных документов 3 квартала 2018 года связан с предоставлением налоговых льгот для бизнеса. Указом от 20  июля 2018 года № 286 «О налогообложении отдельных доходов» государство предоставило налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на доходы для субъектов предпринимательства, помогающих привлекать деньги в Беларусь. Так, налоговые льготы предоставляются по доходам, полученным от размещения за пределами Республики Беларусь долговых облигаций белорусских организаций и государства. Освобождаются от налогообложения и доходы по кредитам и займам, предоставленным иностранными организациями белорусским субъектам предпринимательства. В условиях дефицита финансовых ресурсов в стране государство пытается с помощью инвестиций привлечь иностранные инвестиции в Беларусь.

К экзотической сфере налоговых льгот следует отнести указ от 20 июля 2018 года № 288 «Об освобождении от налога на прибыль». Данным указом предусмотрено освобождение от налогообложения прибыль, полученную организациями от реализации работ и услуг, выполненных в области космического приборостроения. Основанием для предоставления льготы будет заключение, выданной Государственным военно-промышленным комплексом, которое и будет определять связаны работы и услуги с космическим  приборостроением или нет.

Ценообразование

По-прежнему не отказывается государство и от вопросов административного регулирования цен. Так, постановлением Министерства антимонопольного регулирования от 17 июля 2018 года № 56 до 23 декабря 2018 года продлено государственное ценовое регулирование цен на сахар. Данным постановлением определены минимальные отпускные цены на сахар, так и предельная максимальная торговая надбавка в размере 15%.

Государство пытается в очередной раз совершить «акробатический экономический трюк», установив такой уровень цен на сахар при котором и белорусский товаропроизводитель не был бы в убытке, и торговля не смогла бы сильно поднять цены  и заработать на сахаре. В очередной раз белорусский чиновник считает, что только он, а не рыночный закон спроса и предложения может установить «справедливую цену» на белорусский сахар.

Из этой же серии документов и Методика установления предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, утвержденная приказом Министерства антимонопольного регулирования № 190 от 10 августа 2018 года. В указанном документе определен порядок определения чиновниками «справедливой» минимально отпускной цены на алкоголь исходя из среднеотраслевых удельных прямых и косвенных затрат на производство 0,5 литра алкоголя крепостью 40 градусов, норматива рентабельности в 15 процентов и суммы акцизов. В очередной раз государство пытается заменить рыночный закон спроса и предложения многоступенчатыми трудно рассчитываемыми и труднообъяснимыми методиками и формулами.

Указанные документы вписываются в принятое 11 сентября 2018 года совместное постановление Совета Министров и Национального банка № 658/12 «Об утверждении антиинфляционной программы», где описаны методы, с помощью которых государство будет пытаться удержать инфляцию в Беларуси на запланированном уровне. Указанные мероприятия подразделены на четыре сферы: «Денежно-кредитная политика», «Ценовая политика», «Развитие конкуренции» и «Сокращение инфляционных ожиданий». Предложенные в программе мероприятия можно условно подразделить на два вида: декларируемые и реальные. К реальным мероприятиям следует отнести дальнейшие мероприятия по регулированию цен, установлению дополнительной административной ответственности и повышению цен, обеспечивающих покрытие населением определенного уровня затрат. К декларируемым целям, пожалуй, следует отнести работу по повышению доверия к рублю через средства массовой информации и совершенствование мониторинга цен, в том числе электронным способом. Антиинфляционная программа рассчитана на 2018-2020 годы.

Бухгалтерский учет

Постановлением Министерства финансов от 08 августа 2018 года № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» определен порядок определения даты совершения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Постановление касается порядка определения даты совершения работы или оказания услуги по договорам, имеющим длительный период исполнения (более 1 месяца) или по договорам, в которых точно не определена дата окончания (до исполнения). Так, в бухгалтерском учете может быть использована либо последняя дата месяца или дата составления первичного учетного документа в зависимости от условий договора и длительности действия договора. Постановление министерства финансов № 55 вступит в силу с 1 января 2019 года.

Постановлением Министерства финансов от 10 августа 2018 года № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций» вносятся уточнения в порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, а также порядок составления документов по договорам аренды. Так, исправления в бумажные первичные бухгалтерские документы должны вноситься во все экземпляры с зачеркиванием неправильных данных и указаниям слова «Исправлено», даты исправления, должности, фамилии и подписи исправившего. При этом исправления в накладные ТТН-1 и ТН-2 должны оформляться корректирующим актом, составленным в двух экземплярах для грузоотправителя и грузополучателя.

Кроме того, первичные бухгалтерские документы по аренде могут составляться в валюте только в том случае, если оплата по аренде предусмотрена в валюте. Если же оплата по аренде производиться в белорусских рублях, то первичный бухгалтерский документ должен быть составлен в белорусских рублях и справочно может быть указана сумма арендной платы в валюте. Постановление Министерства финансов № 58 вступает в силу с 1 января 2019 года.

Анализируя результаты нормотворчества в 3 квартале 2018 года, можно сделать вывод о двух противоположных направлениях работы белорусских чиновников. Во-первых, государство пытается ограниченно либерализировать экономическую жизнь в государстве, чтобы стимулировать деловую активность белорусского бизнеса. Во-вторых, государство боится, что излишняя либерализация может привести к росту цен и прочим «рыночным вольностям», а поэтому принимает нормативные документы по административному регулированию экономики.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,