Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика

Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития».

Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас экономика будет развиваться так, как следует. Если мы обрушим экономику, никакой независимости быть не может. Никакие словоблудия не спасут нас от разрушения».

Ключевое тут слово «если». Откуда такая неуверенность, чего не хватает для полного счастья? Ответ без труда можно отыскать в официальном тексте бюллетеня: «Глава государства подчеркнул, что дисциплина, порядочность, сплоченность, система власти, жесткость ее, нацеленная на дисциплину и профессионализм, – это факторы независимости страны».

Какой из перечисленных факторов внушает опасение? К власти, как и к пуговицам в миниатюре Аркадия Райкина, претензий нет. Носители власти на всех ступеньках управленческой вертикали к своим служебным креслам «пришиты» намертво. С дисциплиной сложнее. За четверть века поднять ее на должный уровень так и не удалось.

Но кто сказал, что прошедшие четверть века были первыми и последними для белорусской власти в ее авторитарном варианте? Накопленный опыт («сын ошибок трудных») дорогого стоит, и ничто пока не предвещает срыва резьбы. Так что возможности для дальнейшего «закручивания гаек» у власти имеются.

Экономический детерминизм мышления – наследие советской системы образования, выстроенной на марксистском основании. В рамках привычных знаний, полученных из вузовским учебников, выстраивает свои стратегии и белорусская оппозиция.

«Логика рассуждений такого рода проста: – поясняет директор «Левада-Центра» Лев Гудков, – снижение уровня жизни ведет к росту массового недовольства, которое, в свою очередь, оборачивается общественными протестами и выступлениями против правительства и руководства страны, вынужденного в силу этого отдать власть новой команде. «Улица еще скажет свое слово». <…> Однако ни в каком виде само по себе массовое недовольство, вызванное падением уровня жизни, не являлось серьезным фактором политических изменений. К середине 1990-х годов доходы населения составляли 45% от уровня 1990 года, последнего для советской власти. Массовые оценки положения дел были самыми негативными за весь период социологических наблюдений, но недовольство очень слабо отражалось на характере политического режима».

Два абзаца из новогодних обращений

«Нельзя не признать справедливость истины о том, что маленькая зарплата способна разрушить даже самое сильное государство». Это высказывание Лукашенко я извлек из файла «Классика» своей компьютерной библиотеки. Отнестись к нему следует серьезно. Это не пропагандистский лозунг, а руководство к действию для бывших коммунистов.

1995 г., первый полноценный год в истории строительства «белорусской модели», стал одновременно последним годом падения реальной заработной платы (95% к 1994 г.), за которым последовало 19 (!) относительно «тучных» лет. Небольшая заминка чуть было не случилась в 2009 г. (100,1% к 2008 г.). Но чуть-чуть, как говорят в народе, не считается.

В 2013 г. Белстат зафиксирован абсолютный рекорд соотношения среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета – 314,7%. Но далее что-то пошло не так: в 2014 г. реальная зарплата выросла на 1,3%, а 2015 и 2016 гг. запомнились падением на 2,3% и 3,8% соответственно.

В 2015 г. в условиях реального снижения заработной платы в стране прошли очередные президентские выборы. Однако обидеть пенсионеров (ядро своего электората) в тот год Лукашенко не решился. Пусть и на скромные по белорусским меркам 1,3% пенсии в тот год выросли.

Напомню читателям, что в годы вторых, третьих и четвертых президентских выборов заботливое «государство для народа» обеспечивало трехзначный уровень роста индексов заработной платы: в 2001 г. – 129,6%, в 2006 г. – 117,3% и в 2010 г. – 115%. Лучшей иллюстрации к покупке поддержки электората за его же деньги, пожалуй, и не придумать.

Отказ от сложившейся традиции повышения заработной платы в год пятых президентских выборов фактически означал односторонний разрыв государством социального контракта «лояльность в обмен на рост доходов».

Но не было бы счастья, да несчастье помогло. «Крымнаш» и последующие боевые действия на востоке Украины позволили государству переключить внимание белорусов с привычных бытовых вопросов на проблему физического выживания. Тут уж стало не до жиру, быть бы живу. Спасибо российским федеральным телеканалам. До 65% белорусов разделили их оценки крымских событий.

Итогом такого переключения внимания стал отказ государства от своих обязательств по социальному контракту. Прикованные к экранам телевизоров, большинство белорусов и не заметило подмены, что отныне свою политическую лояльность им придется обменивать на выживание.

Сравним два абзаца из новогодних обращений Лукашенко:

«Самое неоценимое богатство в нашей с вами жизни – это время. В такие моменты, как сейчас, когда один год сменяет другой, мы особенно сильно ощущаем, как неумолим его бег и как важно в житейской суете не упустить главное – дом, семью, душевное тепло тех, кто нам дорог» (31 декабря 2013 г.).

«Главная ценность, за которую мы должны благодарить судьбу, – это мир. Мир в наших семьях, в нашей стране, в отношениях между людьми» (31 декабря 2014 г.).

В первом обращении слово «мир» было упомянуто 5 раз, во втором – 17! Вот такая динамика!

За тучными коровами последуют тощие

Сколько не говори «халва» – во рту слаще не станет. Сколько не рассуждай о приоритете экономики, а ее подчиненную роль по отношению к политике не скрыть. «Белорусская модель», в этом смысле, не является исключением. Все гораздо проще: экономические цели нигде и никогда не бывают конечными. Они – всего лишь средство для реализации целей более высокого порядка.

Рукотворный кризис 2011 г. – одно из подтверждений этой банальной истины. Казалось бы, трехкратная девальвация рубля и трехзначная инфляция, порожденная благим желанием Лукашенко довести среднюю зарплату в стране до «святой цифры» ($ 500) навсегда должны были отбить желание от подобного рода экспериментов. Но это снаряду не свойственно дважды попадать в одну воронку. История же, согласно Гегелю, повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса.

Старт фарсу был дан 17 ноября 2016 г. на пресс-конференции для представителей российских региональных СМИ: «В будущем году мы приблизимся к этой цифре или выйдем на $ 500. Я буду делать все для того, чтобы мы вышли на $ 500». Разумеется, не обошлось без оговорки о росте производительности труда. Как же без нее: «Производительность труда прежде всего. Нет производительности труда – какая зарплата? Но надо и частные, и государственные бизнес и компании подстегивать (выделено. – С.Н.), чтобы они занимались этим вопросом».

Позаимствованный на сайте Белстата график, наглядно демонстрирует результат административного подстегивания. В июле 2017 г. линия роста заработной платы пересекла линию роста производительности труда и подобно легендарному спринтеру Усэйну Болту стремительно ушла в отрыв.

Производство Валового внутреннего продукта

За январь-июль 2018 г. соотношение индексов производительности труда и реальной заработной платы составило 0,93. Браво! Это с точностью до сотой равно показателю злополучного 2010 г.

Что заставляет «государство для народа» и ее главного архитектора в очередной раз наступать на грабли, да еще задолго до шестых президентских «выборов»?

Один из возможных вариантов ответа на этот вопрос – референдум. Тему эту вбросил в публичное пространство сам Лукашенко. Все шло к тому, что в Послании-2018 он объявит дату его проведения. Но буквально за день до выступления премьер министр Армении Серж Саргсян под давлением улицы был вынужден подать в отставку.

Существовала ли на самом деле связь между несостоявшимся белорусским событием и состоявшимся армянским – вопрос отдельный. Но с тех пор к вопросу о референдуме Лукашенко не обращался, что никак не отразилось на темпах роста заработной платы.

Не исключено, что подобно Шуре Балаганову из «Золотого теленка» глава государства поступил машинально, ибо иной тип взаимоотношений с обществом ему просто незнаком. Если это так, то согласно формуле немецкого поэта Генриха Гейне, за тучными коровами в Беларуси последуют тощие, за тощими – отсутствие говядины.

А кстати, кто из читателей за последний год покупал говядину в магазине?

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,