В Минске 5-6 ноября пройдет «Кастрычніцкі эканамічны форум» (KEF-2018) «Беларусь в дивном новом мире». В повестке – обсуждение насущных проблем развития глобальной и региональной экономик. И, можно не сомневаться, эксперты неизбежно упрутся в ключевую для Беларуси тему – необходимость структурных реформ.

На KEF-2017 рефреном звучало, что обозначившийся в стране экономический рост не должен убаюкивать белорусские власти, — нужно воспользоваться политическим моментом для проведения экономических реформ, а Евросоюз готов оказать Беларуси в этом содействие и финансовую помощь.

Можно сказать, что лейтмотивом прошлогоднего Кастрычніцкага эканамічнага форума стал следующий тезис: надо чинить крышу, пока светит солнце.
Очевидно, что и в этом году он не потерял своей актуальности.

Хрупкая стабильность

Статистика свидетельствует, что в последнее время белорусская экономика вроде бы восстанавливается: текущий счет платежного баланса практически сбалансирован, инфляция — на рекордно низком уровне, доверие к национальной валюте высоко как никогда за последние 10 лет. Однако застаревшие проблемы старой экономической модели никуда не исчезли.

Ассоциированный эксперт Исследовательского центра ИПМ Антон Долговечный в ходе презентации «Кастрычніцкага эканамічага форума» (KEF-2018) в Минске 10 октября охарактеризовал нынешнюю ситуацию в экономике Беларуси «как хрупкую стабильность или стабильную хрупкость».

Он отметил, что нынешний экономический рост в Беларуси обусловлен эффектом низкой базы. Раньше в стране были подавленная инвестиционная активность и подавленное потребление, а когда ситуация в экономике более-менее стабилизировалась, проявились инвестиционный рост и рост потребительского потребления. Экономическая ситуация в свою очередь стабилизировалась благодаря восстановлению сырьевых цен на мировых рынках, а также восстановлению спроса в России, в ЕС и в целом в мировой экономике.

«Плюс в первом-втором квартале текущего года произошло укрепление российского рубля, что привело к повышению рентабельности белорусских предприятий», — сказал А. Долговечный.

По его словам, эффектом стало улучшение торговли, что помогло увеличить валютную выручку в страну (в долларовом эквиваленте она увеличилась достаточно хорошо, заметил эксперт). Восстановились доходы населения. «В номинальном выражении рост был не очень большим, но благодаря тому, что Нацбанк обуздал инфляцию – в последние два года мы наблюдаем крайне низкие темпы инфляции – 5% в годовом выражении, — соответственно, это привело к реальному выражению роста», — пояснил А. Долговечный.

Он также обратил внимание на значительное снижение ставок на кредитном рынке в конце прошлого года и в начале текущего года. «Банк получил достаточно много ликвидности, и она была абсорбирована в потребительском кредитовании. Почему так произошло? Потому что предприятия, будучи сильно закредитованными, не могли предъявлять спрос на кредитные ресурсы. И, более того, негативная динамика предыдущих лет привела к том, что их планы развития были скорректированы – в кредитных ресурсах не было потребности. Соответственно, если денег много, их надо куда-то девать. В результате банки снизили ставки по потребительскому кредитованию, вследствие чего кредитование населения выросло с начала 2018 г на 17%», — констатировал А. Долговечный.

Сыграли свою роль и усилия Нацбанка и правительства по макроэкономической стабилизации, благодаря чему снизились девальвационно-инфляционные ожидания населения. «Нацбанку сейчас более-менее верят. Даже в период повышенной волатильности на валютном рынке в августе-сентябре население продолжало оставаться чистым продавцом валюты. С начала года население продало более 1 млрд. долларов», — отметил эксперт.

Среди плюсов нынешней экономической ситуации он отметил рост потребления за счет повышения зарплат и относительной доступности кредитов, что будет толкать к росту потребления.

«Что еще важно: у бюджета сформирована достаточно серьезная подушка безопасности. Прежде всего, благодаря нефтяным поступлениям вследствие роста цен на нефть», — подчеркнул эксперт. При этом сохраняется ряд положительных факторов, в числе которых эксперт назвал приличный уровень золотовалютных резервов, стабилизация госдолга и сальдо текущего счета, накопление доходов бюджета. «И средства от размещения евробондов не потратили, и профицит прошлого года не был съеден, что очень хорошо», — подчеркнул эксперт.

Беларусь не имеет перспектив для экономического рывка

В среднесрочной перспективе экономика будет подвержена как факторам роста, так и факторам снижения, отметил А. Долговечный. К фактором роста в мировом масштабе он отнес налоговые реформы в США и стимулирующую налогово-бюджетную политику в ЕС, рост частного потребления, низкий уровень безработицы (в США и ЕС сейчас низкие уровни безработицы, что также стимулирует рост потребления), некоторый рост мировых цен на сырьевые товары. «В среднесрочной перспективе цены на нефть будут снижаться, что даст импульс для роста экономик стран, за исключением нефтедобывающих», — отметил эксперт.

В числе факторов снижения были названы такие: сворачивание программы количественного смягчения в США, повышение процентных ставок, замедление роста производительности и торможение роста в Китае (до 5,9% в 2021 году, — это будут самые низкие темпы за последние 20 лет. А поскольку Китай – основной потребитель сырья, то замедление его роста негативно скажется на всей мировой экономике).

«Один из важнейших фактов, который будет влиять на замедление мировой экономики – рост протекционизма. Это — США, Китай, Европа. Но и остальные страны не остаются в долгу. Следствием станет замедление экономического роста в этих странах. Но это преимущественно приведет к сжатию мировой ликвидности. Поскольку американский доллар является мировой валютой платежей, то сокращение их в мировой системе приведет к тому, что доллар будет дорожать и ставки по американской валюте будут повышаться», — заявил А. Долговечный.

В этой связи он также отметил, что «пока мы являемся свидетелями торговых войн, но, не исключено, что в последующем могут начаться и валютные войны, но это – отдаленная перспектива».

При этом эксперт отметил, что негативных факторов и рисков для белорусской экономики стало больше. Одним из ключевых негативных факторов для белорусской экономики А. Долговечный назвал последствия налогового манера в нефтяной отрасли РФ, следствием которого станет повышение цен на нефть до мирового уровня и, как результат, выпадение доходов бюджета. «Дополнительный фактор, который очень больно ударит по белорусской экономике, — налоговый маневр. Нефтяные пошлины – серьезный источник подпитки бюджета начинает сжиматься и в перспективе пропадет совсем», – констатировал эксперт.

Потенциальные риски для белорусской экономики несут в себе также планы форсированного увеличения доходов населения. «Задача по повышению зарплаты стоит. Но все мы знаем, чем оборачивались подобные инициативы. И нет гарантии, что повышение доходов закончится чем-то иным», — отметил А. Долговечный. По его словам, есть также задача стимулировать в Беларуси экономический рост. И хотя пока льготное кредитование не расширяется, тем не мене, риски старой экономической модели все равно остаются.

Неоднозначными назвал эксперт принятые недавно в Беларуси подходы по поддержке сельхозпредприятий. «Принятое решение рефинансировать их кредиты под ставку в 1,5% — это возврат к предыдущей практике. Самое главное: кто будет компенсировать эту разницу между ставкой в 1,5%, и рыночной ставкой? Если банки – это опять директивное кредитование, против чего выступают ЕФСР, МВФ. Если напрямую — бюджет, то здесь другая проблема: на ближайшие годы у нас достаточно жесткий график погашения внешнего долга. Соответственно, без наличия рефинансирования из других источников у бюджета будут определенные проблемы. Если на это будет накладываться компенсация льготных ставок, будут проблемы», — подчеркнул эксперт.

Динамика проблемной задолженности

В числе важнейших проблем, стопорящих экономический рост в Беларуси, эксперт назвал отсутствие механизма решения вопроса проблемных долгов промышленных госпредприятий. На 1 сентября текущего года задолженность белорусских госпредприятий по кредитам банкам составляет 16, 2 млрд. рублей, в том числе просроченная задолженность – 1,2 млрд. рублей. При этом просроченная задолженность госпредприятий выросла в отношении год к году на 54%, в то время как частный сектор сократил просроченную задолженность с сентября 2017 года по сентябрь 2018 года на 53% до 457 млн. рублей.

Госдолг в расширенном определении, %ВВП

«Если государственный долг Беларуси имеет тенденцию к снижению, то долги государственных предприятий остаются на прежнем уровне. Финансовые проблемы, которые накопились в госсекторе, надо решать. Но как их решить, – думаю, что пока правительство тоже толком не знает», — сказал А. Долговечный.

По его словам, правительство предпринимало попытки решить эту проблему. «Смысл был такой. Давайте эти долги конвертируем в акции и отдадим кредиторам, которыми традиционно являются банки. Позиция банков была достаточно жесткая: а могу ли я управлять этими акциями? Если — нет, то зачем они мне?» — отметил эксперт.
Эксперт считает, что от того, как они будут решены, зависит возможность выйти за 2% экономического роста, который закладывает Минэкономики в Беларуси в будущем году», — считает А.Долговечный.

Прогноз ЕЭК/ЕАБР

2018 2019 2020 2021
Прирост ВВП 3,0 1,7 2,0 1,9
Равновесный рост 1,0 1,5 1,8 1,8
Циклический рост 2,0 0,2 0,2 0,1

 

Между тем, недавно Минэкономики скорректировало прогноз прироста ВВП на 2019 год. Первоначально прогнозировалось, что по базовому сценарию прирост ВВП в следующем году в Беларуси составит 2,8%, по целевому — 4,1%, скорректированные цифры – 2,1% и 4% соответственно.

«Минэкономики видит: если события будут продолжаться естественным ходом, в Беларуси нет перспектив для экономического рыка – мы будем расти медленно… И таким образом  будет расти разрыв между уровнем доходов населения Беларуси и ближайших соседей», — отметил эксперт.

Опять уперлись в реформы

Международные эксперты неоднократно отмечали, что структурные слабости белорусской экономики обусловлены доминированием неэффективного государственного сектора, который необходимо реформировать. Госпредприятия остаются самым крупным работодателем в Беларуси – на них занято 2/3 всех работающих. Они генерируют свыше 50% добавленной стоимости в экономике, но многие из них постоянно генерируют убытки, что представляет источник серьезного фискального риска для всей экономики.

Правительство, Нацбанк Беларуси вместе с экспертами Всемирного банка подготовили в 2015 году дорожную карту структурных реформ белорусской экономики. В том числе она включала реформирование госсектора. Революционных мер этот пакет не содержал. Главное, — международные эксперты рекомендовали белорусским властям разделить функции собственника и регулятора предприятиями, а также создать в стране единый орган управления госсектором. Но руководство страны не осмелилось на эту реформу.

На KEF-2017 региональный директор Всемирного банка (ВБ) по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен обратила внимание, что если в Беларуси не будут проводиться структурные реформы, это лишь усугубит слабости белорусской модели экономики. По расчетам ВБ, экономика Беларуси в лучшем случае сможет прирастать по 2% в год. Но так им образом она попадет в ловушку низкого роста, ибо 2% — это слишком мало для того, чтобы правительство смогло достичь установленных целей развития страны.

ДЛЯ СПРАВКИ: 

Повестка KEF-2018 имеет глобальный и локальный контексты. «Затравкой» для дискуссии станет обсуждение глобальной повестки. В частности, Всемирный банк отмечает, что торговые конфликты между США и их основными торговыми партнерами будет иметь последствия для глобальной торговли, эквивалентные последствиям финансового кризиса 2008 года Как эти торговые шоки отразятся на экономиках региона? Насколько уязвима в этой ситуации Беларусь? Эти темы, а также актуальная белорусская проблематика будут в центре дискуссии KEF-2018.

Среди докладчиков форума — профессор Российской экономической школы, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР Наталья Волчкова, главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев, заместитель генерального директора по вопросам переговоров о добрососедстве и расширении Европейской комиссии доктор Катарина Матернова, директор Департамента по присоединению новых стран Секретариата ВТО Майка Ошикава, президент Совета директоров CASE (Польша) доктор Пшемыслав Ковальски, региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен. первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко и другие.

Организатор KEF-2018 — Исследовательский центр ИПМ. В этом году «Кастрычніцкі эканамічны форум» проводится в Беларуси в шестой раз. Форум проводится при поддержке Всемирного банка, Международного валютного фонда, Программы развития ООН, Европейского банка реконструкции и развития, ЮНИСЕФ, ООН, USAID
Проект финансируется Европейским Союзом.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,