8.10.2018, 9:30
Беларусь-Литва: обречены на транспортно-логистическую «сцепку»
Политическое похолодание между Минском и Вильнюсом вряд ли может подморозить белорусско-литовские экономические отношения. Причина исключительно прагматическая: для Беларуси и Литвы сотрудничество в экономике усиливает синергию и уже приносит солидные дивиденды.
В межгосударственных отношениях очень важно найти точки опоры, отметил вице-министр транспорта Литвы Ричардас Дегутис на Белорусско-литовском транспортном форуме -2018 в Минске 1 октября. По его словам, транспорт логистика в отношениях между Литвой и Беларусью и является именно той точкой опоры, которая вносит стабильность во взаимные отношения. «Особенно, если она основывается на взаимоуважении и понимании взаимных интересов», — добавил он.
Сегодня Литва для Беларуси — третий по величине партнер по торговле услугами, отметил на открытии форума начальник отдела программы развития Минтранса Беларуси Сергей Минчук. В прошлом году объем торговли услугами с Литвой составил 700 млн. долларов, из них 82% приходится на транспортные услуги. В этом году этот показатель демонстрирует рост более чем на 20%.
Клайпедский порт вкладывает инвестиции под белорусские грузы
Одной из «точек» опоры для сотрудничества обеих стран является, безусловно, Клайпедский порт. Доля белорусских грузов в Клайпедском порту составляет сейчас около 30%. Это – результат работы сложной логистической цепочки, отметил Дегустис.
Благодаря совместным усилиям Белорусской и Литовской железных дорог, портовых терминалов сегодня белорусский грузоотправитель может проехать через Литву как через «зеленую улицу». «Возможно, иногда эта цепочка не работает как швейцарские часы, но она действительно обеспечивает рост грузопотока и будет обеспечивать в будущем», — подчеркнул вице-министр транспорта Литвы.
Клайпедский порт не может сравниваться с российскими портами, за спиной которых огромная страна, но он уже стал лидером среди портов стран Балтии, обогнав Германию, Швецию, Латвию и Эстонию, отметил генеральный директор Клайпедского порта Арвидас Вайткус. «И это — наш совместный с партнерами из Беларуси успех», — подчеркнул он.
В 2017 году через Клайпедский порт было перевалено 43,2 млн. тонн грузов. При этом транзитные грузы составили 17,6 млн. тонн, в том числе белорусские транзитные грузы — 14,2 млн. тонн.
За последние 10 лет дирекция порта вложила в его развитие около 347,9 млн. евро, а литовские портовики инвестировали двойную сумму. «Не могу сказать, что все эти инвестиции – под белорусский груз, но под белорусский груз — в основном, — чтобы груз белорусские грузы быстро приходил в порт и имели хороший оборот», — отметил А. Вайткус.
В результате расширены два нефтяных терминала порта, а также терминалы минеральных удобрений АО «Клайпедская стивидорная компания» (Klasco) и ЗАО Клайпедская морская стивидорная компания «Bega». В условиях работающих причалов в порту построены новые причалы компании ЗАО «Бирю Кровиню Терминалас» (БКТ), которая традиционно перегружает белорусской калий.
«Сейчас БКТ имеет возможность пропускать 13 млн. тонн, и компания продолжает инвестировать в дальнейшее развитие. Причем, прирост грузооборота на этом терминале позволяет нам окупить наши инвестиции быстрее, чем за один год. Просто фантастика. Не сомневаюсь, что и Беларусь на этом сильно заработает», — отметил А. Вайткус.
Отметим, что ранее Белорусская калийная компания (БКК) совместно с «Беларуськалием» реализовала две крупные сделки по покупке собственности в Клайпедском порту, что помогло заметно повысить эффективность экспортных продаж белорусских калийных удобрений.
В 2013 году «Беларуськалий» купил 30% терминала БКТ. Покупка доли в портовом терминале позволила БКК развиваться как в сфере традиционной перевалки, так и в области контейнерного бизнеса. Причем, налаженный в БКТ сервис позволил БКК сделать серьезный рывок в наращивании контейнерных перевозок. В результате Беларусь, не имея прямого выхода к морю, но благодаря сделке с БКТ и грамотной работе менеджеров обеих стран обеспечила для себя стабильный коридор для гарантированного экспорта калийных удобрений по морю. При этом капитализация БКТ за последние пару лет выросла, и, как следствие, увеличилась стоимость доли «Беларуськалия» в этом активе.
Вслед за этим БКК реализовала еще один проект, нацеленный также на повышение экспортных продаж. В 2015 году БКК стала основным акционером литовской компании Fertimara, которая в Клайпедском порту занимается агентированием и фрахтованием судов, а также предоставлением транспортно-экспедиторских услуг. Покупка этого актива позволила БКК не только оформить логистическую цепочку, но и непосредственно участвовать практически во всех операциях, связанных с экспортом калийных удобрений. Сейчас БКК развивает компанию Fertimara в качестве своего приоритетного судового брокера, что позволяет ей получать дополнительные преимущества и доходы в области фрахта судов. Теперь все звенья экспортной цепи работают в одной связке: производитель, продавец, стивидор, судовой агент, брокер, а также Белорусская и Литовская железные дороги. Такая «сцепка» позволяет БКК постоянно повышать уровень сервиса и эффективность продаж.
По словам Вайткуса, сейчас самая главная задача для Клайпедского порта – углубить судоходный канал в северной части порта до 17 м (к 2022 году.), во всем порту — до 15 м (к2020 году). Сегодня в порт заходят суда, имеющие 13 м осадка, а контейнерные суда – длиной 360-370 м. «Недавно мы дали положительный ответ на вход в порт крупнейших 400 м контейнерных судов. Представьте: 18-этажные суда заходят в порт…», — рассказал гендиректор.
«Радуюсь, что основные белорусские грузы проходят через наш порт, получая все логистические возможности. Уже сегодня наша инфраструктура позволяет компаниям получить выгоду в размере около 40% по морскому фрахту. В Клайпеде начал работать контейнерный распределительный центр. В этом году наверняка превысим полмиллиона условных единиц. Если раньше мы грузили 50 тыс. TEU в месяц, то сейчас – 78 тыс. TEU. Это хорошая перспектива для и для Литовской, и для Белорусской железной дороги», — подчеркнул А. Вайткус.
ЛЖД планируют расширить практику подписания долгосрочных договоров с белорусскими клиентами
Заместитель генерального директора АО «Литовские железные дороги» (ЛЖД) Эгидиюс Лазаускас обратил внимание, что железнодорожники всегда приезжают в Беларусь вместе с портовиками. «Мы приезжаем в Беларусь не по одному, а вместе. Потому что железные дороги Литвы привозят в порт около 75% всех грузов и соединяют нас с Белорусской железной дорогой», — отметил он.
Большим достижением он назвал то, что Литовский железные дороги тоже инвестировали в развитие своих мощностей и теперь могут привозить в порт железнодорожные составы от 4 тыс. до 8 тыс. тонн.
Одним из важнейших направлений по улучшению сервиса для грузоотправителей Э. Лазаускас назвал электрификацию железнодорожных путей. «Электровозы Белорусской железной дороги уже заходят в Литву. Мы со своей стороны планируем до 2023 года построить электрифицированную линию от Куны до Клайпеды», — отметил Э. Лазаускас.
Литовские железные дороги имеют пять международных офисов – в Пекине, Минске, Москве, в Астане и в Варшаве. «В Варшаве мы открыли офис полгода назад Очень надеемся на это направление. Хотим лучше понять этот рынок, а также предоставить сервис тем компаниям, которые перевозят грузы по дальним направлениям», — рассказал Э. Лазаускас.
Одна из стратегий работы Литовских железных дорог — подписание долгосрочных договоров с клиентами. «Этот инструмент работает. И мы видим возможность перейти на этот инструмент работы не только с крупными клиентами, но и другими, которым нужна стабильная цена и хороший сервис», — отметил замгенерального директора ЛЖД. По его словам, у ЛЖД подписаны долгосрочные договоры с БКК, Белорусской нефтяной компанией, ОАО «Гродно Азот». «По этим договорам мы обязуемся вовремя и с хорошим сервисом поставлять их продукцию. Это – заразительный пример, который может распространиться и на другие компании», — считает Э. Лазаускас.
Литва и Беларусь одинаково заинтересованы развивать транзит
Участники форума отмечали, что литовские транспортники вносят свой вклад в развитие логистической цепочки, необходимой для успешного развития индустриального парка «Великий камень». Для обслуживания грузов свои возможности предоставляют Вильнюсский и Каунасский интермодальные терминалы, которые отвечают современным требованиям консолидации грузов.
Также в Литве видят перспективы сотрудничества «Великого камня» с Клайпедской и Каунасской СЭЗами, учитывая, что в Каунасе развивается мощной логистический хаб, а в Клайпеде возле морского порта — промышленная зона.
«Шелковый путь – это не проект, а движение экономик между Востоком и Западом, — отметил вице-президент Ассоциации экспедиторов и логистики Литвы Эдмундас Дауканстас. — Чем мы интересны этому огромному региону? Мы стоим на границе, которая разделяет два огромных таможенных союза. С моей точки зрения, не разделяет, а соединяет двух хороших соседей – Литву и Беларусь. Да, у нас разное законодательство, разные традиции клиентов и т. д. Но мы — две небольшие страны которые заинтересованы работать не только на внутреннем рынке, но и ради своих соседей».
По его словам, уделять столько внимания транзиту, сколько ему уделяют Литва и Беларусь, могут не все страны. «И это — огромное преимущество, которое делает нас конкурентоспособными. Мы – давние соседи, и хорошо, что мы – разные. Некоторые политики говорят: это нехорошо. Думаю, что с точки зрения работы в глобальном бизнесе это — прекрасно. Мы – разные, и вместе мы можем понять больше», — подчеркнул Э. Дауканстас.
«Викинг»: амбициозные планы развития
«Совместными усилиями за последние пару десятилетий мы вместе с белорусскими коллегами создали такие продукты, которыми можем гордиться», — подчеркнул вице-министра транспорта Литвы Ричардас Дегутис.
В качестве примера он привел поезд комбинированного транспорта «Викинг». Это совместный проект Литвы, Беларуси и Украины. 15 лет назад по маршруту Ильичевск -Киев-Минск-Клайпеда впервые проехал поезд «Викинг», за это время прошел 4 млн. км и перевез более 9,5 млн. контейнеров. Конкурентными преимуществами этого поезда являются быстрая, безопасная и конкурентоспособная связь между Черным и Балтийским морями (пересечение границы ЕС-СНГ занимает всего 30 минут), а также гарантированное время доставки грузов.
Участники форума размышляли над тем, как увеличить объем грузов для «Викинга». В Литве считают, что нужно соединить маршрут поезда с теми транспортными коридорами которые уже действуют. В частности, присоединение Казахстана к поезду «Викинг» поможет привлечь поток грузов из Средней Азии и Китая. В планах также — расширение географии «Викинга» на рынки Скандинавии, стран Черноморского региона, Закавказья и Центральной Азии, соединяющих его с международным транспортным коридором ТРАСЕКА.
Также в ЛЖД рассматривают возможность присоединение к проекту «Викинг» поезда комбинированного транспорта «Amber Train», который является совместным проектом железных дорог Литвы, Латвии и Эстонии. Еще одно перспективное направление развития поезда — наращивание контрейлерных перевозок. Литовские железные дороги планирует в 2019 году приобрести 86 специальных платформ для контрейлерных перевозок.
В рамках одного из перспективных направлений развития «Викинга» Литва видит также восстановление маршрут с Турцией через Беларусь и Украину по железной дороге и по линиям паромов через Черное море.
«Расширение географии курсирования поезда позволит сохранить существующие объемы контейнерных перевозок и будет способствовать увеличению объемов мультимодальных перевозок в рамках международного коридора Каспийское-Чёрное-Балтийское море», — отметил Э, Лазаускас.
***
Блиц-интервью
Арвидас ВАЙТКУС: «Я не сомневаюсь в хорошем будущем Клайпедского порта»
В кулуарах Белорусско-литовского транспортном форума-2018 обозреватель БЕЛРЫНКА попросила генерального директора Клайпедского порта Арвидаса ВАЙТКУСА ответить на несколько вопросов.
— Господин Вайткус, Клайпедский порт в последние годы занял лидирующие позиции среди портов Балтийского региона, в том числе по перевалке белорусских грузов. Конкуренты вам не страшны?
— Всегда страшны. Большая ошибка – не обращать на конкуренцию, Я показал суть нашего успеха – это гарантии, которые предоставлены для белорусских грузов, своевременные инвестиции в развитие инфраструктуры и высокое качество услуг. Это не просто слова. Это тысячу раз доказано на практике за последние 15 лет.
— Но буквально в середине сентября этого года белорусский президент Александр Лукашенко заявил о том, что «если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию».
— Я представляю компанию, которая занимается развитием инфраструктуры порта. Задача порта- оптимизация транспортных расходов для клиентов порта. Политика – это не наша часть. Когда развиваешь инфраструктуру, хочется, чтобы политика и геополитика совпадали с нашими стремлениями. Но я не сомневаюсь в хорошем будущем порта.
— В своем выступлении вы сказали, что благодаря сотрудничеству «Беларуськалия» с БКТ и расширению пропускной способности терминала до 13 млн. тонн Беларусь тоже «на этом сильно заработает».
— Конечно. Не сомневаюсь в этом. Потому что терминал обеспечивает быстрый грузооборот, – не надо распределять груз по другим портам и нести издержки на дополнительную логистику.
— На форуме отмечалось, что Клайпедский порт признан очень перспективным для работы с китайскими грузами. Но ведь и другие прибалтийские порты пытаются притянуть китайский груз. Места хватит всем? Или у Клайпеды есть конкурентные преимущества?
— В Китае было отмечено, что Клайпедский порт — самый перспективный порт для китайских грузов при распределении их в Балтийском море. То, что Китай заметил Клайпеду как один из самых лучших портов Восточной части Балтии, – для нас это, конечно, огромное признание.
— Знаю, что ранее обсуждались планы о вхождении профильных китайских компаний в акционерный капитал стивидорных компании Клайпедского порта. Есть ли уже результаты?
— Таких данных не имею. Но знаю, что переговоры продолжаются. Их проводит бизнес, а не мы.
— Недавно Литовские железные дороги открыли офис в Варшаве. Представители компании отмечали на форуме, что хотят лучше понять этот рынок, а также предоставить сервис тем компаниям, которые перевозят грузы по дальним направлениям Можете ли вы сказать, о каких новых возможностях для порта может идти речь?
— Это вопрос бизнесу, а не мне. Наша задача – создать в порту современную инфраструктуру. Бизнес нам говорит, что нужно развивать. Так что все остальные вопросы – к бизнесу.
— Высказывались опасения, что из-за курса РФ на переориентацию российских грузов с прибалтийских портов на свои упадет также грузопоток Клайпедского порта.
— Я уже сказал: я не политик, и мы не в курсе политики.
— Падает ли перевалка российских грузов через Клайпедский порт?
— Никаких перемен в этом плане нет. Российские грузы маленькими были и остались.
— Какие риски вы видите на пути повышения грузооборота порту?
— На сегодняшний день самый большой риск – бурная Балтия. Если серьезно, самое главное – подход к бизнесу, и здесь основные наши принципы – честность, прозрачность, качество, сохранность грузов, скорость.
— И, кроме того, одно из ключевых преимуществ Клайпедского порта – совместная работа с железной дорогой.
— Правильно, я это подчеркивал неоднократно. Кстати, хотел бы заметить, что проект поезда «Викинг» был основан на переговорах политиков. Это очень редкий случай.
В чем смысл этого челночного поезда? Скорость. Это — 52 часа от Клайпеды до Одессы. И если корабль идет быстрее, или автоперевозчик едет быстрее, теряется смысл проекта. Проект развивается потому, что мы имеем единый тариф, поддерживаем принцип скорости и сохранности груза. И то, что в Клайпеде появился хаб – распределительный центр контейнеров, — очень важно для «Викинга». И я не сомневаюсь в большом будущем этого проекта.