13.09.2018, 14:44
Новая антиинфляционная программа: среднесрочный ориентир по уровню инфляции — 4% в год
Постановлением Совмина и Нацбанка от 12 сентября 2018 года № 658/12 утверждена новая Антиинфляционная программа.
Новая Антиинфляционная программа была анонсирована на расширенном заседении Правления Нацбанка в конце июля, где обсуждались итоги первого полугодия. По итогам заседания отмечалось, что новая Антиинфляционная программа прежде всего направлена на ликвидацию существующих диспропорций в ценообразовании и уменьшение темпов роста административно регулируемых цен и тарифов, а также развитие конкуренции.
В частности, внедряются механизмы поэтапного перехода к регулированию цен на товары хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством порядка их установления и применения, а также установления тарифов на среднесрочный период на отдельные услуги естественных монополий, в том числе с учетом роста уровня доходов населения.
В сфере ЖКХ предусмотрено: поэтапное сокращение размеров перекрестного субсидирования населения (поэтапное ежегодное увеличение цен (тарифов) на энергоресурсы для населения и снижение цен (тарифов) на них для промышленности на сумму дополнительной выручки от реализации услуг населению); оптимизация затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг; разработка и реализация механизма поддержания достигнутого 100-процентного уровня возмещения затрат, позволяющего при принятии решений по изменению уровня тарифов основываться на определенных индикаторах возможного роста по статьям затрат.
В сфере перевозок пассажиров: установление порядка изменения тарифов на перевозку пассажиров городским, пригородным автомобильным, а также железнодорожным транспортом только на основе заранее утвержденных критериев и с определенной периодичностью, а на перевозку пассажиров городским, пригородным автомобильным еще и с ориентацией на изменение уровня доходов населения; достижение в 2020 году 60-процентного уровня возмещения тарифами затрат на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом (снизит риск образования инфляционного навеса).
В сфере услуг связи: изменение тарифов на услуги сотовой подвижной электросвязи, доступа в сеть Интернет на основе заранее утвержденных критериев и с определенной периодичностью, учитывая интересы потребителей и поддержание инвестиционной активности поставщиков услуг; достижение 100-процентного уровня возмещения тарифами затрат на регулируемые услуги электро- и почтовой связи, в том числе за счет оптимизации затрат (исключит повышение тарифов высокими темпами).
В сфере фармакологии предполагается внедрение порядка регистрации предельных отпускных цен на лекарственные средства на основе принципов референтного ценообразования (исключит реализацию лекарственных средств по необоснованно высоким ценам).
В аграрной сфере запланировано проведение взвешенной ценовой политики с учетом внешних и внутренних факторов и внедрение методики определения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд в зависимости от эффективности переработки.
Кроме того, как следует из документа, Нацбанк продолжает уверенно двигаться в сторону инфляционного таргетирования и пытается закрепить в законодательстве необходимые для перехода к новой денежно -кредитной политике нормы.
Так, в Антиинфляционной программе определен количественный среднесрочный ориентир по уровню инфляции – поддержание на уровне 4%. Предполагается закреплять индикативный показатель прогнозного уровня базовой инфляции на очередной год в составе расчетных балансовых показателей социально-экономического развития Республики Беларусь. В целях закрепления ответственности Национального банка за достижение стабильности цен в стране, усиления его операционной самостоятельности запланировано внесение изменений в Банковский кодекс. Для безинфляционного экономического роста намечено повышение доверия к национальной валюте, расширение сферы использования белорусского рубля.
Постановлением также предписывается республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным правительству, Национальному банку, облисполкомам и Минскому горисполкому ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство антимонопольного регулирования и торговли информацию о ходе реализации Антиинфляционной программы.
Министерству антимонопольного регулирования и торговли необходимо осуществлять мониторинг выполнения республиканскими органами госуправления и иными госорганизациями, подчиненными Правительству, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом Антиинфляционной программы и ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информировать Совмин о ходе ее реализации.
Читайте также:
- Нацбанк Беларуси определил перечень системно значимых банков на 2025 год
- Международные резервы Беларуси приближаются к $9 млрд.
- В сентябре в Беларуси потребительские цены выросли после снижения в августе
- На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ
- В августе в Беларуси зафиксирована дефляция, но годовая инфляция превысила 6%