• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

В 2019 году белорусский бизнес вступит с новой редакцией Налогового кодекса – очередной попыткой упростить налогообложение в Беларуси. В традициях белорусского нормотворчества принято, что либерализация – это, прежде всего, принятие нового нормативного документа вне зависимости от его содержания. Без нового нормативного документа, принятого вместо отмены или упрощения старого, по мнению чиновников, реальной либерализации в Беларуси достичь нельзя.

Именно по такому пути пошли составители новой редакции Налогового кодекса, предложив документ объемом более 1000 листов. С таким объемом информации сможет справиться далеко не каждый бухгалтер или бизнесмен, а значит, без внешних консультантов не обойтись.

В этой связи видится весьма актуальным принятие указа президента о налоговых консультантах. Похоже, чиновники «предвидели» ожидаемые глобальные изменения налогового законодательства и предложили бизнесу и населению помощь в форме налоговых консультантов.

Смущает в этом лишь то, что налоговые и прочие консультанты не работают бесплатно, а значит, белорусам требуется готовиться к новым расходам на консультационную помощь сторонних организаций. Чтобы наши утверждения не были голословными, остановимся лишь на двух примерах из новой редакции Налогового кодекса, в которых весьма вероятно потребуется помощь внешних консультантов.

Нормируемые затраты

В качестве примера можно рассмотреть статью 171 «Нормируемые затраты», в которой составители попытались обобщить все затраты, которые предприятия должны нормировать для исчисления налога на прибыль. Принятие данной статьи в очередной раз свидетельствует о том, что все изменения и упрощения белорусского законодательства идут по кругу.

Не успели мы забыть 2010 год, время вступления в силу первой редакции особой части Налогового кодекса, в которой был закреплен отказ от нормирования затрат, как мы снова вернулись к обязательному нормированию бизнесом затрат в целях исчисления налога на прибыль. При этом, в отличие от ранее применяемого одноуровневого нормирования, когда каждая нормируемая затрата ограничивалась по своему правилу, государство перешло к двухуровневому нормированию.

Так, помимо перечня затрат, которые будут нормироваться по старинке по определенным правилам (командировки, ТЭР и другие), государство предлагает перечень затрат, которые будут регулироваться в совокупности (второй уровень). К таким совокупно нормируемым затратам государство предлагает относить прочие нормируемые затраты.

К прочим нормируемым затратам государство предлагает относить, например, представительские расходы, отдельные выплаты работникам, в частности, компенсации за использование личных автомобилей, проценты по просроченным кредитам, займам и так далее. В настоящее время перечень прочих нормируемых затрат состоит из 10 пунктов, но, зная особенности белорусского налогового нормотворчества, следует ожидать его расширения в ближайшие годы.

При этом учитываться при исчислении налога на прибыль будут прочие нормируемые затраты в размере не более 1% от выручки с НДС. Последнее ограничение потребует от бизнеса не только контролировать 1% норматив и сам перечень затрат, но и потребует помощи от программистов в доработке бухгалтерского программного обеспечения, иначе без налоговых ошибок, а также без дополнительных трудозатрат не обойтись.

Принятие данной нормы в очередной раз подчеркивает отсутствие доверия государства к бизнесу. Несмотря на почти три десятилетия построения рыночной экономики в Беларуси, чиновники до сих пор не могут поверить в то, что основой целью развития бизнеса является зарабатывание прибыли, а не уклонение от уплаты налогов. Заработать же прибыль без жесткого нормирования затрат невозможно. Поэтому именно бизнес, а не налоговая, является самым эффективным контролером затрат бизнеса. А введение дополнительных нормирований и ограничений лишь увеличивает необязательные затраты белорусского бизнеса, делая его менее конкурентоспособным на мировом рынке.

Льготы на дивиденды

Потребуется помощь внешних консультантов и для применения льготных налоговых ставок по налогу на прибыль по дивидендам. Так, в 184 статье предлагается устанавливать 6% ставку налога (вместо стандартной 12%) по дивидендам, в случае, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между учредителями, а направлялась на развитие организации. В свою очередь, предлагается установить 0% ставки налога на прибыль по дивидендам в случае, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между учредителями, а направлялась на развитие организации.

Инициатива, безусловно, положительная и должна приветствоваться белорусским бизнесом, если бы не редакция самой статьи о льготе. Так, на практике применение льготы сразу наталкивается на ряд вопросов. Во-первых, предшествующие годы будут считаться после 2019 года или до 2019 года также? Во-вторых, можно ли применить льготу, если дивиденды были выплачены из прибыли за 2017 год, но не были выплачены за период с 2010 по 2015 годы? В-третьих, можно ли применить льготную 0% ставку, если в одном из 5-летнего периода был убыток?

В-четвертых, что такое — направление прибыли на развитие организации? Это определенный набор действий (покупка оборудования, покупка материалов и т.д), который должен подтверждаться документально или это просто не распределение прибыли на дивиденды, потому что любому экономисту понятно,  если прибыль не распределена, то она пополняет оборотные средства и помогает развиваться предприятию? И, наконец, в каком нормативном документе будет закреплено или какими критериями будут руководствоваться контролеры, чтобы понять, направлялась ли прибыль на развитие предприятия или нет?

Только одна маленькая льгота порождает существенный перечень уточняющих вопросов, в которых даже с  налоговыми консультантами не всегда можно достоверно разобраться. Последнее обусловлено тем, что составители Налогового кодекса, по традиции, предоставляя любую налоговую льготу, устанавливают ряд ограничений, которые эту льготу зачастую нивелируют. Это обусловлено опять же отсутствием доверия со стороны чиновников к бизнесу, который, по их мнению, сможет воспользоваться данной льготой не так, как планировали составители Налогового кодекса.

Вышеперечисленные неоднозначные моменты, связанные с новой редакцией Налогового кодекса, обусловлены тем, что его составители пытались одновременно решить две противоположные задачи. Во-первых, составители попытались упростить налоговое законодательство, чтобы объяснить бизнесу и населению причины предлагаемых изменений. А зачем что-то менять, если это не улучшит жизнь белорусов? А какие улучшения в Налоговом кодексе могут быть без снижения налоговой нагрузки?

Во-вторых, составители пытались выполнить поручение президента о том, что любые изменения Налогового кодекса не должны повлиять на размер поступлений в бюджет. А как можно сохранить поступления в бюджет без сохранения уровня налоговой нагрузки?

В итоге составители Налогового кодекса попытались одновременно усидеть на двух стульях: одновременно и снизить, и сохранить уровень налоговой нагрузки, что привело к вышеперечисленным результатам. Попытка создания очередного белорусского налогового велосипеда приведет к ожидаемому ухудшению условий ведения бизнеса в Беларуси. Об этом можно с уверенностью говорить, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, пока бизнес и население сможет адаптироваться к предлагаемым новациям налогового законодательства.

Тэги:

, , ,

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Оснований для замедления подъема нет

В России подводят итоги первой пятилетки программы импортозамещения, задуманной как контрудар по Западу, который ввел экономические санкции против этой страны. Контрудар задумывался как адекватный, может быть, даже более разрушительный, но точно известно, что он оказался ассиметричным. Это вполне проявилось в сельском хозяйстве и производстве продовольствия. Российские эксперты приступили к оценке ситуации, которая реализовалась в Беларуси

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая