• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

В 2019 году белорусский бизнес вступит с новой редакцией Налогового кодекса – очередной попыткой упростить налогообложение в Беларуси. В традициях белорусского нормотворчества принято, что либерализация – это, прежде всего, принятие нового нормативного документа вне зависимости от его содержания. Без нового нормативного документа, принятого вместо отмены или упрощения старого, по мнению чиновников, реальной либерализации в Беларуси достичь нельзя.

Именно по такому пути пошли составители новой редакции Налогового кодекса, предложив документ объемом более 1000 листов. С таким объемом информации сможет справиться далеко не каждый бухгалтер или бизнесмен, а значит, без внешних консультантов не обойтись.

В этой связи видится весьма актуальным принятие указа президента о налоговых консультантах. Похоже, чиновники «предвидели» ожидаемые глобальные изменения налогового законодательства и предложили бизнесу и населению помощь в форме налоговых консультантов.

Смущает в этом лишь то, что налоговые и прочие консультанты не работают бесплатно, а значит, белорусам требуется готовиться к новым расходам на консультационную помощь сторонних организаций. Чтобы наши утверждения не были голословными, остановимся лишь на двух примерах из новой редакции Налогового кодекса, в которых весьма вероятно потребуется помощь внешних консультантов.

Нормируемые затраты

В качестве примера можно рассмотреть статью 171 «Нормируемые затраты», в которой составители попытались обобщить все затраты, которые предприятия должны нормировать для исчисления налога на прибыль. Принятие данной статьи в очередной раз свидетельствует о том, что все изменения и упрощения белорусского законодательства идут по кругу.

Не успели мы забыть 2010 год, время вступления в силу первой редакции особой части Налогового кодекса, в которой был закреплен отказ от нормирования затрат, как мы снова вернулись к обязательному нормированию бизнесом затрат в целях исчисления налога на прибыль. При этом, в отличие от ранее применяемого одноуровневого нормирования, когда каждая нормируемая затрата ограничивалась по своему правилу, государство перешло к двухуровневому нормированию.

Так, помимо перечня затрат, которые будут нормироваться по старинке по определенным правилам (командировки, ТЭР и другие), государство предлагает перечень затрат, которые будут регулироваться в совокупности (второй уровень). К таким совокупно нормируемым затратам государство предлагает относить прочие нормируемые затраты.

К прочим нормируемым затратам государство предлагает относить, например, представительские расходы, отдельные выплаты работникам, в частности, компенсации за использование личных автомобилей, проценты по просроченным кредитам, займам и так далее. В настоящее время перечень прочих нормируемых затрат состоит из 10 пунктов, но, зная особенности белорусского налогового нормотворчества, следует ожидать его расширения в ближайшие годы.

При этом учитываться при исчислении налога на прибыль будут прочие нормируемые затраты в размере не более 1% от выручки с НДС. Последнее ограничение потребует от бизнеса не только контролировать 1% норматив и сам перечень затрат, но и потребует помощи от программистов в доработке бухгалтерского программного обеспечения, иначе без налоговых ошибок, а также без дополнительных трудозатрат не обойтись.

Принятие данной нормы в очередной раз подчеркивает отсутствие доверия государства к бизнесу. Несмотря на почти три десятилетия построения рыночной экономики в Беларуси, чиновники до сих пор не могут поверить в то, что основой целью развития бизнеса является зарабатывание прибыли, а не уклонение от уплаты налогов. Заработать же прибыль без жесткого нормирования затрат невозможно. Поэтому именно бизнес, а не налоговая, является самым эффективным контролером затрат бизнеса. А введение дополнительных нормирований и ограничений лишь увеличивает необязательные затраты белорусского бизнеса, делая его менее конкурентоспособным на мировом рынке.

Льготы на дивиденды

Потребуется помощь внешних консультантов и для применения льготных налоговых ставок по налогу на прибыль по дивидендам. Так, в 184 статье предлагается устанавливать 6% ставку налога (вместо стандартной 12%) по дивидендам, в случае, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между учредителями, а направлялась на развитие организации. В свою очередь, предлагается установить 0% ставки налога на прибыль по дивидендам в случае, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между учредителями, а направлялась на развитие организации.

Инициатива, безусловно, положительная и должна приветствоваться белорусским бизнесом, если бы не редакция самой статьи о льготе. Так, на практике применение льготы сразу наталкивается на ряд вопросов. Во-первых, предшествующие годы будут считаться после 2019 года или до 2019 года также? Во-вторых, можно ли применить льготу, если дивиденды были выплачены из прибыли за 2017 год, но не были выплачены за период с 2010 по 2015 годы? В-третьих, можно ли применить льготную 0% ставку, если в одном из 5-летнего периода был убыток?

В-четвертых, что такое — направление прибыли на развитие организации? Это определенный набор действий (покупка оборудования, покупка материалов и т.д), который должен подтверждаться документально или это просто не распределение прибыли на дивиденды, потому что любому экономисту понятно,  если прибыль не распределена, то она пополняет оборотные средства и помогает развиваться предприятию? И, наконец, в каком нормативном документе будет закреплено или какими критериями будут руководствоваться контролеры, чтобы понять, направлялась ли прибыль на развитие предприятия или нет?

Только одна маленькая льгота порождает существенный перечень уточняющих вопросов, в которых даже с  налоговыми консультантами не всегда можно достоверно разобраться. Последнее обусловлено тем, что составители Налогового кодекса, по традиции, предоставляя любую налоговую льготу, устанавливают ряд ограничений, которые эту льготу зачастую нивелируют. Это обусловлено опять же отсутствием доверия со стороны чиновников к бизнесу, который, по их мнению, сможет воспользоваться данной льготой не так, как планировали составители Налогового кодекса.

Вышеперечисленные неоднозначные моменты, связанные с новой редакцией Налогового кодекса, обусловлены тем, что его составители пытались одновременно решить две противоположные задачи. Во-первых, составители попытались упростить налоговое законодательство, чтобы объяснить бизнесу и населению причины предлагаемых изменений. А зачем что-то менять, если это не улучшит жизнь белорусов? А какие улучшения в Налоговом кодексе могут быть без снижения налоговой нагрузки?

Во-вторых, составители пытались выполнить поручение президента о том, что любые изменения Налогового кодекса не должны повлиять на размер поступлений в бюджет. А как можно сохранить поступления в бюджет без сохранения уровня налоговой нагрузки?

В итоге составители Налогового кодекса попытались одновременно усидеть на двух стульях: одновременно и снизить, и сохранить уровень налоговой нагрузки, что привело к вышеперечисленным результатам. Попытка создания очередного белорусского налогового велосипеда приведет к ожидаемому ухудшению условий ведения бизнеса в Беларуси. Об этом можно с уверенностью говорить, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, пока бизнес и население сможет адаптироваться к предлагаемым новациям налогового законодательства.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 мая

Средневзвешенный курс доллара США на торгах на БВФБ может уменьшиться еще на 0-0,5% на фоне небольшого роста курса российского рубля. В понедельник 20 мая возможно укрепление американской валюты на доли процента. Как и ожидалось, средневзвешенный курс доллара на БВФБ на прошедшей неделе снизился на 0,5% и достиг 17 мая 2,0854 рубля за доллар. Средневзвешенный курс

Зеркало белорусской экономической модели: долги предприятий превысили объем ВВП страны

Эксперты считают, что высокая закредитованность белорусских предприятий – следствие экономической модели их развития, в основе которой лежит долговое, а не долевое финансирование. Правительство предпринимает попытки решить проблему через внедрение на предприятиях корпоративного управления. Промышленные предприятия заплатили за кредиты на четверть больше, чем заработали На 1 января 2019 года общая задолженность предприятий страны достигла 123,6 млрд.

Около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок — Лукашенко

Александр Лукашенко проводит сегодня совещание по экономическим вопросам. Он заявил, что важнейшим для него является вопрос экспорта и также отметил ряд проблем с поставками в Россию. «Второй вопрос — он так и не снят — поставки сельхозпродукции на российский рынок. По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок

Компенсация за испорченную российскую нефть: в какой форме может ее получить Беларусь?

Белорусские НПЗ продолжают «разгребать» проблемы, вызванные поставками некачественной российской нефти. Для них эта нефтяная эпопея завершится нескоро. Тем более, что на повестке стоит не менее острый, чем технологические проблемы, вопрос — компенсации потерь. Проблема с качеством российской нефти, поступающей из России в Беларусь по южной ветке трубопровода «Дружба», возникла 19 апреля. Главный «удар» принял на

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что

Послание как повод порассуждать о справедливости

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась