• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Принятие 9 января 2017 года новой редакции Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов»  изменило подходы налоговых органов к контролю над доходами белорусов. С помощью новой редакции Закона о декларировании налоговые органы получили возможность требовать у физических лиц не только декларации о доходах и имуществе, но и получать пояснения об источниках и размерах этих доходов и расходов.

Указанные законодательные новации требуют от белорусских граждан изменить походы к учету собственных доходов и расходов. В противном случае белорусам придется доплачивать подоходный налог на всю сумму выявленных налоговыми органами расхождений. Чтобы этого избежать, необходимо знать и помнить следующие особенности правоприменительной практика Закона о декларировании.

Что требует налоговая

Направление требований о предоставлении декларации о доходах и имуществе является новацией белорусского налогового законодательства в контроле над уплатой гражданам Беларуси подоходного налога. Суть новации заключается в том, что налоговые органы перешли от контроля над доходами к контролю над расходами физических лиц. Теперь контролируется не то, сколько человек заработал, а то, как человек деньги потратил. А точнее, откуда человек взял деньги на эти расходы.

Исходя из этого строится и перечень документов, которые направляются налоговыми органами в адрес физических лиц. Так, помимо требования налоговая инспекция составляет предварительный расчет доходов и расходов гражданина по годам. Как правило, речь идет о 10-летнем периоде.

Именно предварительный расчет, а точнее расхождение в доходах и расходах отраженное в нем, и является основой для составления требования. При этом в разделе о доходах, как правило, отражаются полученные налоговой инспекцией сведения только с основного места работы о заработной плате физического лица. О других доходах обычно в предварительном расчете ничего не указывается.

В разделе о расходах указываются помесячные суммы бюджета прожиточного минимума – сумма, которая, по мнению налоговых органов, необходима человеку в месяц на проживание. Кроме того, в расходах указываются иные расходы физического лица, о которых имеется информация у налоговых органов.

На практике речь идет о четырех источниках получения информации для раздела о расходах физического лица. Во-первых, это сведения из базы данных ГАИ о регистрации автомобиля или иного транспортного средства на физическое лицо. Во-вторых, это сведения из базы данных БРТИ о регистрации недвижимого имущества (квартиры, дачи и так далее) на физическое лицо. В-третьих, это сведения из базы данных таможенных органов о декларировании физическими лицами имущества и товаров при ввозе их на территорию Республики Беларусь.

В-четвертых, это прочие источники информации. Например, это данные, полученные в ходе проверок или оперативного сбора информации о предоставленных физическими лицами в пользу предприятий и индивидуальных предпринимателей займов. Или данные о вкладах физических лиц в банках, или сведения о покупке физическими лицами доли в уставном фонде предприятий и так далее.

Как пояснить свои расходы

Вышеперечисленные особенности в составлении требования являются основой для подготовки декларации о доходах и имуществе и пояснений для налоговых органов. При этом важно учитывать следующие особенности требования.

Во-первых, необходимо посмотреть, за какой период налоговая инспекция требует предоставить декларацию о доходах и имуществе. Например, на практике возможна ситуация, когда превышение расходов над доходами отмечено в предварительном расчете за 2015 год, а декларацию о доходах и имуществе требуется предоставить только за 2017 и 2018 год. Почему так происходит?

На практике возможны два варианта. Либо была допущена техническая ошибка при составлении требования, либо налоговая инспекция пытается получить непосредственно от физического лица информацию обо всем его имуществе и доходах. Эта информация в дальнейшем используется налоговыми органами для предъявления физическому лицу нового требования с уточненным перечнем возможных расходов и доходов.

В этой связи необходимо представить в налоговую инспекцию декларацию о доходах и имущества именно за тот период, который указан в требовании. При этом если период расхождений между доходами и расходами не попал в налоговое требование, то значит, налоговая инспекция будет дополнительно запрашивать декларацию о доходах и имуществе и пояснения по ней, но уже с учетом ранее предоставленной декларации.

Во-вторых, при составлении декларации о доходах и имуществе необходимо учитывать все доходы, которые получило физическое лицо. На практике в предварительном расчете указываются данные только по основному месту работы, и не учитываются данные из прочих источников. Например, оплата труда не по основному месту работы, доходы от продажи имущества, гонорары, пособия и так далее.

Помимо непосредственно доходов, связанных с оплатой труда, в декларацию о доходах и имуществе может включаться и финансовая помощь, подарки, денежные переводы от близких и дальних родственников. При этом необходимо учитывать особенности Налогового кодекса, согласно которому только подарки и денежная помощь от близких родственников не облагается подоходным налогом. К близким родственникам относятся родители, дети, супруги, родные братья и сестры, внуки, дед, бабка, усыновители и усыновленные.

Финансовая помощь и подарки от прочих физических лиц могут облагаться подоходным налогом согласно Налоговому кодексу. Это необходимо знать при составлении декларации о доходах и имуществе.

Кроме того, необходимо знать, что любые данные о подарках и финансовой помощи от других лиц будут перепроверяться налоговыми органами. Поэтому необходимо, чтобы дарители могли подтвердить свои подарки в пользу физического лица, составляющего декларацию о доходах и имуществе.

В-третьих, необходимо помнить, что статьей 11 Закона о декларировании определено, что: «В случае, если заявленные физическим лицом доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, сопоставление сумм расходов и доходов такого физического лица проводится налоговым органом также за период, начиная с года, в котором получены такие доходы».

Суть данной нормы законодательства в следующем. Если физическое лицо заявило о том, что доходы, о которых сомневается налоговая инспекция, были заработаны ранее 10-летнего периода, по которому составлен предварительный расчет, то невозможность этого должна доказывать налоговая инспекция, а не само физическое лицо.

То есть рассуждения некоторых контролеров о том, что «все заработное при Советском Союзе «сгорело»» или «вы не могли заработать столько денег ранее» должны быть не голословными, а документально подтвержденными предварительными расчетами налоговых органов. Без документально обоснованных расчетов налоговая инспекция не имеет права утверждать о незаконности доходов физического лица. Именно это и закреплено в статье 11 Закона о декларировании.

Поэтому у физического лица всегда есть возможность ссылаться на то, что часть доходов была заработана или была получена в форме подарка в периоды превышающие 10-летний срок. Важно при этом помнить, что данная информация может быть перепроверена налоговыми органами, а значит, она должна быть максимально реалистичной и по возможности документально подтвержденной.

Обобщая изложенное, отметим, что получив требование налоговой о предоставлении декларации о доходах и имуществе, не следует паниковать. Само требование не является доказательством вашей вины в неуплате подоходного налога, а свидетельствует лишь о том, что у налоговой инспекции есть информация, которую она должна перепроверить.
Развеять сомнения налоговой инспекции можно двумя способами. Во-первых, можно самостоятельно изучить законодательство и предоставить аргументированную декларацию со всеми требуемыми пояснениями. Во-вторых, можно обратиться к консультантам, которые помогут вам разобраться в хитросплетениях белорусского налогового законодательства, а также правильно заполнят декларацию о доходах и имуществе с соответствующими пояснениями.

Выбор способа подготовки ответа для налоговой инспекции каждый выбирает сам. Важно быть уверенным в своей правоте и подготовить юридически и документально обоснованный ответ о своих доходах и расходах за обозначенный налоговой инспекцией период.

Тэги:

, , , ,

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Прогноз курса рубля на неделю 17-21 февраля

Курс доллара на БВФБ на текущей неделе может взять паузу, и даже снизиться на 0-0,5% перед новым подъемом. Российский рубль может немного подорожать, а евро – подешеветь. В понедельник 17 февраля курс доллара, возможно, вырастет на доли процента. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже вырос в соответствие с прогнозом: на 1%,

Дорогая нефть заставила: правительство ищет новые драйверы экономического роста

Налоговый маневр, превративший белорусскую «нефтянку» из курицы, несущей золотые яйца, в проблемный актив, обострил вопрос поиска новых точек роста национальной экономики. Дискуссия на эту тему состоялась 6 февраля на заседании Республиканского клуба директоров, который создан при Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. Кунявского. Минэкономики: главное – не темпы, а качественный рост ВВП Заместителю министра экономии Беларуси

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,

Выдержит ли Беларусь испытание нефтяной альтернативой?

Затянувшийся спор об условиях поставок нефти в Беларусь вряд ли завершится ожидаемыми уступками со стороны крупнейших российских поставщиков. Понимая это, Минск, не дожидаясь времени «Ч», — завершения к 2024 году налогового маневра – продолжает искать альтернативные источники и маршруты импорта сырья. Поиски альтернативы похвальны, но представляют ли белорусские власти цену, которую придется за это заплатить?

Белорусский лжепредприниматель 2020 года

Отмена Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» изменило подходы государственных контролирующих органов к работе с лжепредпринимательскими структурами.  На протяжении 2019 года вырабатывались новые методы государственного контроля и наказания представителей белорусского бизнеса, замеченных в связях с лжепредпринимательскими структура. Наработанная практика позволяет понять, как и на какие суммы будут наказывать