Предоставление российским нефтепереработчикам мер господдержки в условиях отмены налогового маневра нарушает принципы создания единого рынка нефтепродуктов в ЕАЭС, заявляют белорусские чиновники. В таких условиях единый рынок вообще вряд ли может быть создан, если Россия не предоставит компенсационный механизм Беларуси. Сумма компенсации в 2019 году оценивается примерно в 300 млн. долларов.

Камень преткновения – неравные условия для участников общего рынка

Согласно Договору о ЕАЭС, общий рынок нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС должен быть создан с 2025 года. К этому времени стороны собираются принять правила торговли нефтью и нефтепродуктами, включая биржевую торговлю, а также единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Программу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов стороны должны были утвердить до 1 января 2018 года. Но согласовать ее не получилось из-за принципиальных разногласий сторон.

Не удалось выработать единую позицию относительно возможностей приоритетного обеспечения потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах, в том числе по сравнению с третьими странами. Камнем преткновения также стало положение о создании для потребителей нефти и нефтепродуктов одного из государств-членов условий не хуже, чем для зарегистрированных на территории других государств ЕАЭС, а также для потребителей нефти и нефтепродуктов из третьих стран.

Беларусь не может конкурировать с РФ по уровню преференций для НПЗ

К позиции, ставшей камнем преткновения при согласовании программы общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, белорусская сторона сейчас, по сути, и апеллирует.

Дело в том, что Россия с 2019 года начинает второй завершающий шестилетний этап реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. «На доходы бюджета Беларуси он окажет негативное влияние. Мы вынуждены учесть, начиная со следующего года, сокращение доходов из-за налогового маневра в размере около 600 млн. рублей, это потери от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты и 25%-ное снижение ставок акцизов на топливо», — отметил заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко на пресс-конференции 9 августа.

При этом он обратил внимание, что Россия, реализуя налоговый маневр, параллельно вводит новый механизм субсидирования своих нефтепереработчиков, так называемый отрицательный акциз.

Поясним. Введение отрицательного акциза компенсирует российским НПЗ субсидию, которую они получали от государства в виде пониженной по сравнению с нефтью ставки экспортной пошлины на нефтепродукты. Так как пошлины на нефть и нефтепродукты будут обнулены к 2024 году, то субсидия исчезнет. Из-за обнуления пошлин вырастет внутренняя цена на нефть и, как следствие, на нефтепродукты. Для того чтобы сдержать рост цен на нефтепродукты, был придуман плавающий акциз на бензин и дизтопливо, который должен создать для нефтегазовых компаний условия, при которых продавать на внутреннем рынке было бы выгоднее, чем экспортировать.

«У нас такого источника нет. Если наши партнеры будут пользоваться субсидиями, у нас сложится непропорциональный рынок топлива. Если в РФ производство нефтепродуктов будет субсидироваться, а у нас нет, то у нас будет более высокая цена на нефтепродукты, и тогда российские нефтепродукты будут вытеснять наши на внутреннем рынке», — пояснил Д. Кийко.

По его словам, «если оставить ситуацию, как есть, мы ее рассматриваем как невозможность функционирования единого рынка нефтепродуктов в рамках ЕАЭС».

Минфин: возможен поиск механизмов компенсации на межгосударственном уровне

Что делать в этой ситуации? Минфин предлагает искать компенсационные механизмы в рамках межгосударственных отношений. «Мы входим в контакт с российской стороной…Возможен поиск компенсирующих механизмов на государственном уровне», — сказал Д. Кийко.

При этом надо учитывать, что объем выпадающих доходов из-за завершения нефтяной реформы в России для белорусского бюджета будет с каждым годом нарастать. Если Россия после 2019 года запретит Беларуси «перетамаживать» 6 млн. тонн нефти, белорусский бюджет не досчитается суммы примерно в 2 раза больше, чем в 2019 году. А после завершения налогового маневра — около 3,8% ВВП, или 4,3 млрд. рублей. Ибо бюджет Беларуси лишится экспортных пошлин на нефтепродукты и пошлин от «перетаможки» российской нефти и одновременно будет вынужден принять компенсационные меры в виде снижения акцизов для НПЗ, чтобы в новых условиях поддержать нефтепереработчиков и притормозить рост цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке.

Напомним, Беларусь и Россия в апреле 2017 года подписали пакет документов об урегулировании разногласий в нефтегазовой сфере, в соответствии с которыми в 2017-2018 годах РФ будет направлять 18 млн. тонн нефти на белорусские НПЗ для переработки, а еще 6 млн. тонн будут «перетамаживаться» в Беларуси.

В марте 2018 года Минфин Беларуси сообщил о том, что схема с «перетаможкой» нефти пролонгирована и на 2019 год. Можно предположить, что белорусская сторона хотела бы договориться с Москвой, чтобы использовать эту схему вплоть до завершения налогового маневра в РФ. Но, видимо, появились основания усомниться в такой возможности.

Россия уже перешла к «счетным» методам поддержки?

На днях СМИ сообщили, что Россия планирует с четвертого квартала 2018 года ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Беларусь. Участники рынка отмечают, что это – реакция российской стороны на увеличение реэкспортных поставок российских нефтепродуктов и СУГ в страны Балтии и Украины, в результате чего российский бюджет несет убытки, а белорусский – получает дополнительные доходы.

Поэтому с осени предлагается ввести индикативный баланс поставок нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, мазута, СУГ), который белорусская и российская стороны должны согласовать до 1 октября. Сверх этих объемов поставки топлива будут запрещены.

В своем письме в адрес правительства, госорганов и крупнейших потребителей нефтепродуктов Беларуси концерн «Белнефтехим» попросил органы власти и коммерческие организации указать объемы нефтепродуктов, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей Беларуси в четвертом квартале 2018 года и 2019 года, а также учесть объемы нефтепродуктов, связанные с реализацией инвестпроектов.

В пятницу, 10 августа, агентство Рейтер также сообщило о планах России по ограничению поставок топлива в Беларусь. По данным агентства, подготовленные поправки к межправсоглашению предусматривают ввод индикативного баланса беспошлинных поставок из России в Беларусь нефтепродуктов (автобензинов, дизельного топлива, топочного мазута) и СУГ, а также запрет на вывоз сверх этих объемов. «Запрет на вывоз из России в Беларусь распространяется на товары, по которым согласованы индикативные балансы, а также на прямогонные бензины, средние дистилляты и темные нефтепродукты — с 1 сентября 2018 года, на иные товары (СУГ, битум, бензол и прочие) — с 1 октября 2018 года», — пишет Рейтер.

Отмечается, что Москва также намерена отказать Минску в предоставлении очередных кредитных траншей контролируемого РФ Евразийского фонда стабилизации и развития, выплат по так называемому механизму «перетаможки», а также госкредита на 2019 год до 1 млрд. долларов. При это заявлено, что Россия ждет компенсации за поставленные ранее в Беларусь нефтепродукты.

На этом фоне сложно ожидать очередного «подарка» от России виде компенсации потерь для Беларуси от завершения налогового маневра.

Тем более что в июле текущего года замминистра финансов РФ Илья Трунин заявлял, что только на одних беспошлинных поставках нефти российский бюджет теряет свыше 3 млрд. долларов в год. По его словам, это недопустимо, когда министерство ищет деньги на финансирование общегосударственных задач.

При этом было сказано, что Россия не отказывается от поддержки Беларуси («у нас союзное государство», «Беларусь — наш стратегический партнер»), единственное, — «необходимо использовать другие формы поддержки: абсолютно счетные, определенные, которые не будут иметь такой неограниченный характер».

Намек понятен?

БЕЛРЫНОК ранее писал, что один из возможных вопросов в торге с Москвой за получение в дальнейшем финансовой поддержки – переориентация белорусских нефтепродуктов с портов стран Балтии на российские. В России об этой теме не забывают. Более того, как заявлял в начале 2018 года российский чиновник И. Трунин, «правительство РФ очень беспокоит ситуация, когда, находясь в одном Евразийском союзе, сформировав единое евразийское государство России и Беларуси, мы видим, что выработанные из российской нефти нефтепродукты вывозятся с территории ЕАЭС не через порты евразийского союза».

В минувшую пятницу Российские железные дороги (РЖД) снова напомнили, что после предоставления скидки на перевозку белорусских нефтепродуктов их объем увеличился лишь до 300 тыс. тонн (а РЖД, между прочим, ранее заявляло о возможном потенциале до 5 млн. тонн). «Мы то, что могли в рамках своих возможностей предоставить, предоставили все. Там есть скидка и на груженый, и на порожний рейс, и сегодня РЖД двигаться дальше (в сторону снижения тарифа — ред.) просто не могут», — сказал директор по коммерческой деятельности РЖД Алексей Шило.

По его словам, этот вопрос более комплексный. «История должна рассматриваться с разных сторон. Даже комплексная ставка с учетом перевалки в российском порту более выгодная, чем в Латвии», — заявил он. А.Шило предположил, что речь, скорее всего, идет о долгосрочных взаимоотношениях между белорусскими производителями нефтепродуктов и прибалтийскими портовиками. «То есть невозможно сразу одномоментно отказаться от каких-то договорных обязательств перед теми коллегами. Но с точки зрения условий, РЖД все условия создали для того, чтобы этот груз мог ехать», — подчеркнул он.

Можно не сомневаться, что белорусская сторона готова предоставить свои аргументы, доказывающие экономическую нецелесообразность ухода в российские порты.

Столь же очевидно, что новые ограничители для поставок нефтепродуктов в Беларусь, которые Россия готова установить с четвертого квартала 2018 года, еще в большей степени усугубят финансовое положение отечественных НПЗ, которые так и не оправились от убытков в этом году.

До завершения модернизации им еще, как минимум, года полтора, а значит, они по-прежнему сохранят тотальную привязку к импорту российской нефти. В этой ситуации в торге за новые механизмы компенсации потерь от налогового маневра Минску придется, видимо, что-то принести в «жертву» своему союзнику.

ДЛЯ СПРАВКИ. Согласно статданным, Беларусь в январе-мае 2018 года увеличила экспорт нефтепродуктов на 16 % в сравнении с январем-маем 2017 г — до 5,7 млн тонн. При этом Беларусь увеличила валютную выручку от экспорта нефтепродуктов на 33,5%, или на 713,229 млн. долларов, в сравнении с январем-маем 2017 года до 2,844 млрд. долларов.

В январе-мае 2018 средняя цен экспорта белорусских нефтепродуктов составила 499 долларов за тонну, что 15,1% выше, чем в январе-мае 2017 года.

В январе-мае 2018 года Беларусь увеличила Беларусь увеличила импорт нефтепродуктов в на 61,9% по сравнению с январем-маем 2017 г – до 1,886 млн. тонн. Затраты на импорт нефтепродуктов увеличились на 90,7%, или на 343,185 млн. долларов, в сравнении с январем-маем 2017 года до 566,382 млн. долларов. При этом из России в Беларусь было поставлено 1,820 млн. тонн нефтепродуктов (на 58,9% больше, чем в январе-мае 2017 года) на 677,550 млн. долларов (+88,6%, или + 318,303 млн. долларов).

Средняя цена импортируемых Беларусью нефтепродуктов в январе мае 2018 года составила 382 долларов за тонну (+17,8% к уровню января-мая 2017 года).

Беларусь увеличила в январе-мае 2018 года импорт сжиженного газа из России на 18,8% в сравнении с январем-маем 2017 года — до 211,8 тыс. тонн. При этом затраты на закупку импортированного из России сжиженного газа Беларусь увеличила на 30,9%, или на 10,435 млн. долларов, — до 82,363 млн. долларов.

Средняя цена импортируемого Беларусью сжиженного газа в январе-мае 2018 года составила 388 долларов за тонну, что на 9,9% выше, чем в январе-мае 2017 года.

Следует отметить, что с 1 августа 2018 года Россия впервые увеличила на сжиженный углеводородный газ (СУГ) экспортную пошлину с ноля до 18,1 долларов за тонну. Аналогичную пошлину теперь должна применять и Беларусь, что, по логике, должно снизить объем экспорта СУГ из Беларуси.

Тэги:

, , , , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,