Индивидуальные предприниматели являются наиболее многочисленным и при этом наименее финансово грамотным классом белорусских субъектов предпринимательства. В условиях постоянно изменяющегося и достаточно сложного белорусского экономического законодательства без специального образования зачастую не обойтись. Предприниматели же являются экономическим классом, формируемым порой из людей с непрофильным образованием, в силу сложных жизненных обстоятельств или желания самореализоваться.
В этой связи весьма важным является правильный выбор системы налогообложения, ибо от этого во многом зависит и система бухгалтерского учета на предприятия, и вероятность допущения ошибок в исполнении законодательстве, и возможные претензии контролирующих органов. Поэтому каждый предприниматель в Беларуси должен знать о возможности применения одной из трех схем налогообложения: единый налог, упрощенная система налогообложения и общая система налогообложения с уплатой подоходного налога. Каждая система налогообложения имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от вида деятельности и потенциальных контрагентов.

Единый налог

Единый налог с индивидуальных предпринимателей является, с одной стороны, наиболее простым налогом в исчислении, но с другой стороны — данный налог может быть наиболее обременительным и сложным в применении на практике. Если говорить о достоинствах и недостатках единого налога, то следует упомянуть о следующем.

Достоинствами единого налога является простота в его исчислении. Так, ставка налога определяется в фиксированной сумме в белорусских рублях в зависимости от вида деятельности и территории, на которой будет осуществляться деятельность. При этом необходимо учитывать, что если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, то единый налог уплачивается по наиболее высокой ставке единого налога.

Также положительной стороной уплаты единого налога является возможность фактически не вести бухгалтерский учет за исключением учета выручки. Последнее необходимо для того, чтобы определить возможную сумму доплаты единого налога, в том случае, когда выручка предпринимателя в 40 раз превысила ставку единого налога. Доплата производится в размере 5% от суммы такого превышения.

К отрицательным сторонам применения единого налога следует отнести следующее. Во-первых, существующая в Беларуси ежегодная правоприменительная практика индексации ставок единого налога в сторону увеличения фактически означает рост налоговой нагрузки на предпринимателей, выбравших такую схему налогообложения.

Во-вторых, отрицательным моментом является необходимость уплаты единого налога авансом до момента осуществления деятельности. Фактически предпринимателю необходимо до момента осуществления деятельности просчитать свои ожидаемые доходы, чтобы понять, «окупиться» ли авансовая уплата единого налога.

В-третьих, применение единого налога не всегда возможно. Так, согласно Налоговому кодексу применение единого налога предусмотрено преимущественно по видам деятельности, связанным с физическими лицами, и не всегда возможно при заключении договоров с юридическими лицами. Данное ограничение по видам деятельности необходимо учитывать при выборе единого налога в качестве схемы налогообложения и поэтому данная схема налогообложения применяется предпринимателями, работающими преимущественно с физическими лицами.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения на практике является наиболее часто используемой схемой уплаты налогов для предпринимателей, которые работают как с физическими, так и юридическими лицами. При этом перечень ограничений по применению упрощенной системы налогообложения при работе с юридическими лицами, существенно меньше чем для единого налога.

Достоинством данной системы налогообложения является ее простота, позволяющая фактически не вести бухгалтерский учет за исключением учета выручки. Кроме того, налог по упрощенной системе уплачивается по факту осуществления деятельности исходя из полученной предпринимателем выручки, а значит «окупаемость» данного налога просчитывать не нужно. Применение единой ставки в 5% (в случае работы без НДС) существенно упрощает порядок текущей деятельности предпринимателя, так как нет необходимости пересчитывать налог в случае изменения видов деятельности в течении отчетного периода.

К отрицательным сторонам применения упрощенной системы налогообложения следует отнести количественное ограничение по выручке. Так, применять упрощенную систему налогообложения в 2018 году могут только предприниматели, у которых выручка в течение года не превысила 202 700 рублей. Также к отрицательным факторам применения упрощенной системы налогообложения относятся ограничения по некоторым видам деятельности, при осуществлении которых упрощенная система налогообложения не применима.

Общая система с подоходным налогом

Общая система с уплатой подоходного налога на практике является наиболее редким видом налогообложения, используемым среди предпринимателей. Данная система налогообложения применяется преимущественно предпринимателями, столкнувшимися с законодательными ограничениями или экономическими обстоятельствами. Во-первых, общая система применяется предпринимателями, имеющими существенные обороты по выручки, превышающие критерии, установленные для упрощенной системы налогообложения. Во-вторых, общая система применяется предпринимателями, осуществляющими те виды, которые являются законодательно запрещенными для единого налога и упрощенной системы налогообложения.

Исключительность общей системы налогообложения обусловлена тем, что при данной схеме предпринимателю необходимо вести полноценный бухгалтерский учет всех доходов и расходов для правильного исчисления подоходного налога. Второй отрицательной стороной общей системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей является необходимость исчисления и уплаты НДС. С одной стороны, НДС существенно сокращает налоговую нагрузку предпринимателей, работающих преимущественно на экспорт, так как есть возможность применения нулевой налоговой ставки. Для предпринимателей, работающих преимущественно на рынке Беларуси, такой налоговой экономии нет, а налоговая нагрузка, как правило, выше, чем по другим системам налогообложения.

Кроме того, уплата НДС требует дополнительных административных расходов на ведение учета электронных счетов-фактур по НДС, которые контролируются налоговыми органами в онлайн режиме. Соответственно, уплата НДС в Беларуси сопряжена с дополнительным постоянным камеральным контролем со стороны налоговых органов к работе индивидуального предпринимателя.

Обобщая все вышеперечисленные рекомендации, следует отметить, что выбор системы налогообложения должен основываться на том, какой вид деятельности осуществляется, планируемой выручке и доходности бизнеса, а также регионе работы предпринимателя. При этом в случае «неверного» выбора системы налогообложения с точки зрения оптимизации уровня налоговой нагрузки предприниматель всегда имеет возможность изменить схему налогообложения со следующего календарного года.

Для того чтобы учесть все экономические и законодательные факторы предпринимателей может воспользоваться следующими тремя вариантами выработки мероприятия по оптимизации налогов. Во-первых, индивидуальные предприниматели могут самостоятельно изучать нормативные акты, в частности Налоговый кодекс, благо данная информация доступна в Интернет. Во-вторых, индивидуальные предприниматели могут обращаться за разъяснениями в налоговые органы, которые по законодательству обязаны давать разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства. В-третьих, индивидуальные предприниматели могут обращаться за разъяснениями к специалистам по налоговой оптимизации. Речь идет об аудиторах и налоговых консультантах, которые специализируются в вопросах налогового планирования.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом является сочетание всех трех направлений работы по налоговой оптимизации. Так, например, самостоятельное изучение налогового законодательства позволит предпринимателям «перепроверить» правильность консультаций от налоговых органов и специалистов по налоговой оптимизации. С другой стороны, правоприменительный опыт аудиторов и налоговых консультантов может быть весьма полезен предпринимателям в выработке направлений налоговой оптимизации своей деятельности.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,