Очередной срок завершения чековой приватизации в Беларуси истекает менее, чем через год – 1 июля 2019 года. Но власти по-прежнему не знают, что с ней делать дальше: поставить в этом в бесславном марафоне, наконец-то, точку или же продлить дальше – уже в 9-й раз.

Ваучерная приватизация во всех постсоветских странах давно завершилась. Беларусь же по длительности и неэффективности этого процесса побила все мировые рекорды — она продолжается почти четверть века, хотя в начале 90-х годов ее планировали завершить за 5 лет.

Но какое бы решение власти ни приняли, очевидно одно: фактически чековая приватизация давно бесславно завершилась, а вместе с ней завершили свой печальный и короткий век и «пионеры» отечественных ценных бумаг – именные приватизационные чеки (ИПЧ) «Имущество». Только власти не хотят в этом признаться, стыдливо оттягивая красноречивый финиш народной приватизации.

Народную приватизацию свернули

В 1993 году Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию. Приватизации подлежало 2/3 государственной собственности. При этом 50% предполагалось передать в частные руки путем оплаты ИПЧ «Имущество». Кроме того, членам трудовых коллективов были установлены льготы при приобретении акций своих предприятий.

ИПЧ «Имущество» — государственные ценные бумаги Беларуси. Они были пущены в оборот в 1993 году, чтобы граждане страны могли поучаствовать в приватизации госсобственности. Целью безвозмездной чековой приватизации было провозглашено «обеспечение социального равенства в процессе приватизации на этапе перехода к рыночной экономике.

Белорусские приватизационные чеки были именными: выдавались на имя конкретного получателя. Количество чеков, выделяемых гражданину, было выражением его доли в общем объеме имущества, подлежащего безвозмездной передаче гражданам, и зависело от ряда факторов, в том числе, от стажа его работы, возраста и т. д. Например, лицам в возрасте от 16 до 20 лет выдавалось 20 чеков, от 20 до 30 лет – 30 чеков, от 35 до 40 лет – 40, старше 35 лет — 50 чеков.

Предполагалось, что профессиональным посредником, который поможет гражданам грамотно вложить чеки «Имущество», станут специализированные инвестиционные фонды – СИФы. Схема работы СИФов была проста: они скупали у граждан чеки «Имущество» в обмен на собственные акции, а затем в обмен на эти чеки приобретали акции приватизируемых предприятий. Всего с 1994 года лицензии на работу в качестве СИФ получили 47 компаний, самому крупному из них – «Первому республиканскому инвестиционному фонду» доверили свои чеки более 60 тысяч граждан. При этом СИФы не могли приобретать более 10% акций одного предприятия в процессе приватизации и инвестировать более 5% своих фондов в ценные бумаги одного эмитента.

Как известно, после прихода к власти А. Лукашенко приватизация в Беларуси фактически остановилась. Тихим сапом продолжалась лишь массовая приватизация. Однако с чекового рынка были устранены специнвестфонды, которые во всех постсоциалистических странах играли «первую скрипку» при проведении народной приватизации. Состоялся лишь один чековый аукцион для СИФов и других юридических лиц. Других вариантов вложить саккумулированные ваучеры фонды не имели.

Но и ваучерную приватизацию власти начали быстро притормаживать. По решению президента из льготной приватизации исключили все крупные, а также и мало-мальски значимые предприятия. Это означало, что граждане Беларуси не могли обменять свои чеки на акции этих предприятий через отделения Беларусбанка.

В 2010 году курс на сворачивание льготной приватизации в Беларуси был узаконен. Новый закон о приватизации исключил продажу работникам предприятий и приравненным к ним лицам принадлежащих государству акций ОАО, созданных в процессе преобразования госпредприятий, за денежные средства на льготных условиях и в обмен на ИПЧ «Имущество». Вслед за этим наиболее привлекательные для вложения чеков предприятия были полностью исключены из сферы действия массовой приватизации. Как следствие, ваучерная приватизация в стране практически угасла.

На денежную компенсацию нет денег

В Беларуси выдача ИПЧ «Имущество» гражданам проводилась с 1 апреля 1994 года до 1 июля 1997 года. Правом на получение чеков обладали 7,8 млн. граждан. Получили чеки 4,9 млн. граждан (62,8%), не получили – 2,9 млн. граждан (37,2%). В том числе 2,1 млн.граждан не обращалось за начислением чеков, еще 0,8 млн.граждан не получили их в установленные законодательством сроки.

Общая сумма полученных гражданами Беларуси чеков составила 427,6 млн. штук. За время проведения чековой приватизации 2,7 млн граждан Беларуси использовали чеки — всего 259,3 млн штук. Не использованы 168,3 млн. чеков — около 40% от количества выданных.

Согласно ст. 13 Закона «Об именных приватизационных чеках» по истечении срока обращения приватизационных чеков не использованные владельцем чеки могут быть предъявлены для погашения по месту выдачи или Нацбанку Беларуси. То есть, государство гарантирует владельцу чеков выплату компенсации по стоимости на момент окончания выдачи. Однако компенсации будут подлежать только лично начисленные ИПЧ «Имущество». При этом размер компенсации и порядок ее выплат должно определить правительство.
Платить населению за неотоваренные чеки власти не хотели, поэтому и срок завершения чековой приватизации неоднократно продлевался. А неоднократные попытки правительства свернуть чековую приватизацию без выплаты денежной компенсации депутаты ранее неоднократно блокировали.

Попытка завершить чековую приватизацию, например, в 2006 году без компенсации неиспользованных чеков провалилась. Правительство отозвало свой законопроект из парламента, понимая, что он не будет принят.

Несколько лет назад в ходе парламентских слушаний по перспективам чековой приватизации ряд депутатов, а также директора ведущих предприятий говорили о недопустимости ее сворачивания. Аргументы оппонентов правительства тогда сводились к следующему. Так как лучшие предприятия в Беларуси были выведены из-под чековой приватизации, возможности населения по использованию ИПЧ «Имущество» были ограничены. С другой стороны, люди не хотят вкладывать свои чеки в предлагаемые ОАО, ибо большинство из них либо убыточны, либо непривлекательны с точки зрения получения дивидендов.

Но если раньше обсуждались варианты денежной компенсации неотоваренных чеков, то в последнее время о выплате предусмотренной законом денежной компенсации за неиспользованные чеки речь не шла. Схема предлагалась простая: продлить срок обращения чеков до определенной даты, а затем оставшиеся на руках граждан сертификаты просто аннулировать. Нежелание выплачивать компенсацию правительство объясняет с обескураживающей откровенностью: в бюджете для этого нет денег.

О ваучерной приватизации советуют забыть

Попытки завершить чековую приватизацию правительство предпринимало в 1999 году, 2001-м, дважды — в 2003-м, в 2004-м и в 2007 годах и дальше. В 2016 году правительство Беларуси в 8-й раз продлило срок обращения ИПЧ «Имущество» на 3 года — до 30 июня 2019 года.

Будет ли продлена чековая приватизация в Беларуси после июля 2019 года, неизвестно, отмечал около года назад первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Беларуси Алексей Васильев. «Мы не знаем, будет ли дальше продляться срок чековой приватизации. На этот счет есть разные мнения. Одни говорят — надо завершать, другие – надо продолжать. Единого мнения по этому вопросу нет», — сказал А. Васильев.

Отметим, что номинальная стоимость одного неиспользованного ИПЧ «Имущество» установлена постановлением Совета министров Беларуси от 6 июля 2005 г № 756 в размере 4 400 рублей. Номинальная стоимость чека «Имущество» сегодня — 44 копейки. Рыночной стоимости приватизационный чек сегодня не имеет, потому что он никому не нужен. По оценкам, для выплаты денежной компенсации населению за неиспользованные чеки потребуется 74 млн. рублей. В среднем гражданину Беларуси было начислено 65 чеков. Несложно подсчитать, удастся ли белорусским гражданам разбогатеть вследствие бесславно завершившейся народной приватизации.

Для сравнения: в 2003 году, согласно оценкам, каждый владелец ваучеров мог получить от 30 до 70 долларов (в зависимости от количества полученных чеков). А в 2006 году на погашение неиспользованных чеков требовалось около 409 млн. долларов – и это было сопоставимо с годовыми расходами бюджета на образование или медицину.

Тем не менее, формально чековая приватизация в Беларуси пока не завершена. Законопроект «О внесении дополнения и изменений в Закон Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» правительство внесло в Комиссию по экономической политике нижней палаты депутатов еще в апреле 2016 года. Вносились предложения предоставить владельцам неиспользованных чеков вложить их в оплату, в частности, услуг ЖКХ и т. д. Однако не похоже, что документ скоро попадет в повестку:  до сих пор значится, что он находится в стадии к рассмотрению профильной комиссией.

На вопрос, что будет дальше с чековой приватизацией в Беларуси, в Комиссии по экономической политике отметили, что пока о ней можно забыть. Таким образом, чековая приватизация в Беларуси фактически бесславно завершилась и не решила ни одну из поставленных перед ней задач. Первые государственные ценные бумаги не стали стимулом развития фондового рынка в Беларуси. При этом многие граждане страны так и не смогли получить с помощью ИПЧ «Имущество» свой «кусочек» от пирога госсобственности и, более того, за четверть века успели забыть об этом законном своем праве.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,