Очередной многообещающий проект с участием иностранного инвестора потерпел неудачу в Беларуси.

Теперь Оршанский авиаремонтный завод (ОАРЗ) полностью принадлежит государству, белорусские специалисты займутся его восстановлением после неэффективного управления украинской компанией «Мотор Сич», — заявил Александр Лукашенко 11 июля во время посещения предприятия.

«Собственника уже здесь нет. Собственники — вы. Все собственники, которые здесь были, они отказались сами от этого завода. Поэтому действуйте. Это государственное предприятие с сегодняшнего дня».

Глава государства поручил министру транспорта Анатолию Сиваку в течение июля решить все вопросы в отношении ведомственной подчиненности предприятия. «Тут работают мои люди, твои люди — белорусы работают. Какая разница, кому принадлежат эти акции. Это наша задача, чтобы люди здесь получали нормальную заработную плату», —  сказал Лукашенко. Он также упрекнул руководителя Минтранства за то, что его ведомство в кризисный период «самоустранилось от ситуации на этом предприятии».

«Завод должен работать, чего бы это ни стоило. Заводу не только быть — этот завод должен иметь перспективу развития. И положите мне на стол архитектурный проект и прочее с учетом того, что здесь делает бизнес для расширения аэропорта и так далее. Садитесь и определяйтесь. Не дай бог я еще раз приеду в Оршу и будет такая ситуация», — потребовал Лукашенко.

По его мнению, технологические возможности предприятия позволяют ему рассчитывать на хорошие рыночные перспективы. «Вертолетное производство и модернизация, восстановление, ремонт вертолетов — в мире их море — поэтому кусок работы у вас хороший». С учетом этого предприятию может быть оказана определенная помощь и поддержка со стороны государства. «Чем-то поможем на какой-то период, но надо разворачиваться здесь», — пообещал Лукашенко.

А так все хорошо начиналось

Здесь следует напомнить, что в 2012 году контрольный пакет акций «Оршанского авиаремонтного завода» приобрело ОАО «Мотор Сич» (Запорожье). Для чего на основании Распоряжения президента Республики Беларусь №335 рп от 30 декабря 2011 года государство произвело отчуждение путем продажи своего пакета акций ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» стратегическим инвесторам — белорусскому закрытому акционерному обществу «Системы инвестиций и инноваций» (подконтрольно Александру Садовому) и украинскому публичному акционерному обществу «Мотор Сич» (подконтрольно Вячеславу Богуслаеву).

В уставном фонде ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» государству принадлежало 99,2% акций, 0,8% акций находились в собственности трудового коллектива предприятия. Из государственного пакета в собственность ЗАО «Системы инвестиций и инноваций» перешла 1.488.171 акция (порядка 40%), ПАО «Мотор Сич» — 2.232.256 акций (около 60%).

По условию сделки инвесторы взяли на себя обязательство в течение 2012-2016 годов вложить в реконструкцию и модернизацию производственных мощностей не менее 12 млн. долларов, создать свыше 300 рабочих мест.

Кроме того, в течение двух лет со дня заключения инвестиционного договора новые владельцы предприятия обязались провести реконструкцию двух общежитий ОАРЗ, а также направить в течение пяти лет около 20 млрд. тогдашних белорусских рублей в социально-экономическое развитие поселка Болбасово.

Идя на продажу украинскому предприятию контрольного пакета акций ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», белорусские власти рассчитывали на серьезное развитие c его помощью авиаремонтного завода в Орше, который является ведущим предприятием в Беларуси по выполнению капитального ремонта различных модификаций вертолетов Ми-8 (Ми-17), Ми-24 (Ми-35). Предприятие имеет сертификат Российских федеральных авиационных правил ФАП-145Р на право выполнения капитального ремонта вертолета Ми-8.

В заложниках вражды Москвы и Киева

Однако, не успев развернуться, Оршанский АРЗ столкнулся с кризисом из-за взаимных санкций Киева и Москвы в 2014 году. Украина заблокировала трансфер технологий в Беларусь, как союзнице вражеской России. А последняя, в свою очередь, закрыла свой рынок для целого ряда видов украинской продукции, в том числе для изделий компании «Мотор Сич, которая  до недавних пор более чем на 80% обеспечивала потребность российской авиационной промышленности в вертолетных двигателях.

В 2012 году ОАО «Мотор Сич» заключило с холдингом «Вертолеты России» соглашение, согласно которому в течение последующих 5 лет компания получила право поставлять в Россию до 270 авиационных двигателей ежегодно. Именно с прицелом на российский рынок ОАО «Мотор Сич» и выкупило Оршанский АРЗ. Главный акционер планировал превратить его из завода по ремонту авиатехники в завод по серийному производству вертолетов.

Однако с началом конфликта в Украине эти планы оказались под вопросом. В крайне уязвимом положении оказался и Оршанский АРЗ, заточенный под поставки в Россию. В поисках выхода оршанское предприятие постаралось максимально расширить географию поставок за счет выхода на рынки Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно предпринимались попытки диверсифицировать номенклатуру выпускаемой продукции и за счет этого загрузить простаивающие производственные мощности.

Но этих мер оказалось недостаточно. И в октябре 2014 года (когда признаки ухудшения экономической ситуации на ОАРЗ стали явными) Александр Лукашенко выразил недовольство ходом реализации проекта и пригрозил вернуть завод в собственность государства в случае дальнейшего негативного развития событий.

Во второй половине 2017 года положение на Оршанском АРЗ еще более ухудшилось. Заказов хронически не хватало и завод стал испытывать постоянные финансовые проблемы. Производственные мощности простаивали, коллектив не имел работы и, соответственно, нормальной зарплаты. Началась чехарда в руководстве завода: на ОАРЗ сменилось 5 руководителей. А в начале текущего года топ-менеджеры, представляющие украинского акционера, покинули предприятие.

Полет не состоялся, но посадки будут

В связи с чем белорусская сторона заявила о неисполнении украинским инвестором ОАО «Мотор Сич» своих обязательств по инвестдоговору. В конце апреля текущего года Генеральная прокуратура Беларуси провела проверку законности действий украинского «Мотор Сич» на Оршанском авиаремонтном заводе для выяснения причин неисполнения им заключенного инвестдоговора.

В мае Генпрокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц «Мотор Сич» и бывшего гендиректора белорусского ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» (ОАРЗ). Основанием к возбуждению уголовного дела послужило причинение указанными должностными лицами заводу ущерба в особо крупном размере, а также существенного вреда его интересам. Уголовное дело было направлено в Следственный комитет.

В Генпрокуратуре также сообщали, что собирается информация и доказательная база о роли почетного президента ОАО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева в противоправной деятельности на Оршанском авиаремонтом заводе.

При этом сам Богуслаев заявил, что проблемы на ОАРЗ прежде всего связаны с деятельностью белорусского инвестора ЗАО «Системы инвестиций и инноваций». По его словам, «местный инвестор отказался от выполнения своей части инвестиционных обязательств». А вот ОАО «Мотор Сич», начиная с 2012 года в разных формах в ОАРЗ инвестировало 20 млн. долларов.

После этих событий в ряде СМИ появились сообщения о том, что государство вновь может стать основным акционером завода. И как мы видим, эта информация оказалась достоверной. Вопрос в том, как именно будет проводится финансовое оздоровление и техническая модернизацию ОАРЗ.

Достаточно обоснованными выглядит предположение о том, что Оршанский завод может быть «взят на буксир» одним из успешно работающих предприятий сходного профиля. Например, 558-м АРЗ из г. Барановичи. По мнению ряда экспертов, данный вариант был бы одним из наилучших.

СПРАВКА

Отсчет истории Оршанского авиаремонтного завода начинается с июля 1941 года, с момента формирования второго авиаремонтного поезда Военно-воздушных сил Балтийского флота. С декабря 1956 года предприятие под обозначением «571-й авиаремонтный завод» дислоцируется на аэродроме Болбасово в Оршанском районе. В советское время основным предметом его деятельности был ремонт дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, Ту-22М2, Ту-22М3. После распада СССР предприятие лишилось этих заказов и попыталось диверсифицировать свою деятельность. С 1993 года оно стало специализироваться на ремонте вертолетов. В 2009 году ОАРЗ был акционирован. Главным акционером стало государство.

Сегодня Оршанский АРЗ осуществляет капитальный ремонт и модернизацию военных и гражданских вертолетов Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и Ми-26 всех модификаций, а также ремонт бортового оборудования, измерительной и контрольно-проверочной аппаратуры этих машин. Кроме того, на Оршанском АРЗ эпизодически выполнялись заказы по ремонту самолетов Ил-76 и Ан-26 ВВС ряда стран мира. Завод располагает аэродромом класса «Б», пригодным не только для приема упомянутых выше самолетов, но самого грузоподъемного серийного транспортника Ан-124.

 

Тэги:

, , , , , , ,

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на неделю 1-5 февраля

Можно ожидать коррекции курса доллара на БВФБ примерно на 1%, хотя нельзя исключить резких колебаний курса. Уже в понедельник 1 февраля доллар может ослабеть на величину в пределах 0-0,5%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос, как и прогнозировалось, но существенно больше, чем ожидалось: на 3,1% – до 2,6262 рубля. Причиной

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия