27.06.2018, 9:27
Зачем Паритетбанку нужен украинский Сбербанк?
Стремление небольшого белорусского банка приобрести довольно крупный банк Украины кажется несколько странным и заставляет искать какие-то скрытые причины его действий. И они имеются.
Чтобы понять степень необычности подобной операции надо сравнить масштабы двух банков.
Активы сокращаются, но банк работает прибыльно
Украинский Сбербанк по итогам 2017 года показал прибыль в размере 132 млн. гривен, что составляло около 4,7 млн. долларов (при пересчете по курсу на конец года), хотя в 2016 году он имел убыток в размере 2,963 млрд. гривен (около 100 млн. долларов). Активы банка на 1 января 2018 года составили 42,3 млрд. гривен, то есть 1,5 млрд. долларов (это шестое место среди украинских банков). Собственный капитал составил 5,2 млрд. гривен (186,3 млн. долларов), а обязательства банка в целом – 37,107 млрд. гривен, то есть 1,32 млрд. долларов. Банк за 2017 год потерял примерно шестую часть активов.
Паритетбанк выглядит намного скромнее. Его капитал на 1 января 2018 года составлял 109,3 млн. рублей (около 55,4 млн. долларов), активы – 384,2 млн. рублей (194,8 млн. долларов), а чистая прибыль за 2018 год – 8,66 млн. рублей (4,4 млн. долларов).
Таким образом, белорусский банк по капиталу примерно в 3 раза мельче украинского, а по активам – примерно в 7,5 раз. Да и денег у Паритетбанка на приобретение Сбербанка нет. Сумма требуется довольно значительная. Стоимость украинского банка можно примерно оценить по величине его капитала, то есть в 194,8 млн. долларов. Но с учетом рисков вложения средств в банк можно рассчитывать на снижение цен. В марте 2017 года начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий оценивал капитал двух дочерних банков Сбербанка в Украине (Сбербанка и VS Bank) максимум в 85 млн. долларов.
Но тогда ситуация была другой, Сбербанк имел колоссальные убытки, сейчас же он в прибыли. Более того, рейтинговое агентство IBI-Rating 21 июня текущего года подтвердило кредитный рейтинг Сбербанка на уровне uaAA+. Правда, прогноз по рейтингу негативный. Кроме того в мае российский Сбербанк сообщил о намерении докапитализировать дочерний банк в Украине на 8,3 млрд. гривен, что также увеличит стоимость последнего.
То есть украинский банк преодолел кризис и работает, несмотря на то, что 16 марта 2017 года президент Украины Петр Порошенко своим указом ввел санкций в отношении украинских дочерних структур ряда российских госбанков, предусматривающие запрет на вывод капитала в пользу материнских структур. Этот запрет в текущем году был продлен.
В любом случае, белорусский банк может совершить покупку только за счет заимствования средств на это. Учитывая повышенные риски сделки и соотношение размеров банков, денег ему на это никакой здравомыслящий инвестор, пожалуй, не даст. Теоретически, конечно, средствами может помочь собственник Паритетбанка, то есть государство, однако надо иметь в виду, что никаких планов по инвестициям в банковский сектор Украины у правительства РБ ранее не было.
Смысл помочь деньгами для осуществления сделки имеется только у российского Сбербанка, который мог бы в этом случае рассчитывать на возвращение средств, которые он предоставил своей украинской дочке. Речь идет о сумме порядка 1 млрд. долларов. Конечно, никто такие деньги терять не захочет. В принципе, возвращение средств в Россию не обязательно, Сбербанк в Украине может продолжить деятельность, а доходы Паритетбанк и российский Сбербанк уж как-нибудь поделят.
Проблемы остаются
Но для осуществления сделки еще следует преодолеть ряд препятствий. Первая попытка прикупить Сбербанк была предпринята Паритетбанком в декабре 2017 года и оказалась безрезультатной: в марте 2018 года украинский Нацбанк отклонил заявку. Причиной решения Нацбанка было объявлено несоответствие заявки белорусского банка требованиям украинского законодательства.
Но Паритетбанк не отказался от своей идеи. За считанные месяцы он поменял собственника: пакет его акций был передан от Управления делами президента РБ в собственность Госкомимущества РБ. Именно принадлежность Паритетбанка Управлению делами и стала, по-видимому, причиной отказа Нацбанка Украины, так как глава Управления Виктор Шейман находится под санкциями США.
На высшие должности в белорусском банке были назначены люди, не связанные с Управлением делами. Паритебанк даже объявил о принятии новой стратегии. Председатель правления Паритетбанка Сергей Белов в конце июня отметил, что у руководства банка было достаточно времени, чтобы внимательно изучить требования Нацбанка Украины и надлежащим образом подготовиться к участию в сделке. Он также сказал, что решение о второй попытке купить украинский Сбербанк является логичным продолжением инвестиционной стратегии развития Паритетбанка.
Смена имиджа Паритетбанка оказалась настолько быстрой и успешной, что некоторые украинские эксперты решили, будто заявку на покупку украинского банка в июне подал не тот банк, который делал это в декабре 2017 года, а другой.
Но считать, что все проблемы решены, еще рано. Эксперт Международного центра перспективных исследований Егор Киян обратил внимание на то, что сама Украина может быть подвергнута санкциям в случае разрешения продажи украинского Сбербанка, так как санкциями ЕС в отношении ряда российских компаний, включая Сбербанк, помощь им запрещена. И вопрос в том, будут ли расценивать в ЕС и в США продажу украинского Сбербанка белорусскому резиденту как поддержку российского Сбербанка.
Впрочем, Егор Киян считает, что заявка Паритетбанка на этот раз подана с одобрения президентов Беларуси и Украины Александра Лукашенко и Петра Порошенко. Это вполне возможно, учитывая личные встречи двух президентов, а также личные встречи Александра Лукашенко с главой российского сбербанка Германом Грефом, о содержании которых практически ничего конкретного не сообщалось.
На то, что сделка может оказаться успешной указывает продажа небольшого VS Bank, осуществленного еще в декабре 2017 года. Но он был продан украинской группе ТАС, принадлежащей украинскому олигарху Сергею Тигипко. Капитал этого банка был примерно в 5 раз ниже, чем у украинского Сбербанка, а активы – примерно в 12 раз ниже. К тому же, акции VS Bank были выпущены до введения санкций США и формально под них не попадали, тогда как у украинского Сбербанка часть акций выпущена позднее.
Таким образом, вопросы, связанные с продажей Сбербанка Паритетбанку имеются. С формальной точки зрения все выглядит вполне законным, но, по сути, ясно, что идет речь о спасении средств Сбербанка, на чем пытается заработать Беларусь.
Читайте также:
- Исторический момент: Украина и Молдова стали кандидатами в члены ЕС
- Европарламент поддержал предоставление Украине и Молдове статуса кандидатов в члены ЕС
- Fitch отозвало суверенный рейтинг России
- БелВЭБ попал под санкции США в отношении российских банков
- США ввели санкции в отношении ряда граждан Беларуси за деятельность «против диссидентов»