Межведомственная рабочая группа, осуществляющая подготовку предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь провела очередное заседание, об этом сообщается в пресс-релизе Министерства по налогами сборам, озаглавленном «Страсти вокруг льгот: от дискуссий к решениям».

Однако как следует из текста сообщения, «страсти» по льготам, связанным с подоходным налогом, к положительным решениям не привели, а вопросы снова остались  «открытыми».

Как рассказывается вы пресс-релизе, участникам встречи пришлось вернуться к обсуждаемой недавно теме подоходного налога с физических лиц. Вновь был поднят вопрос о расширении оснований для применения социального налогового вычета по подоходному налогу в сумме расходов плательщика на оплату медицинской помощи.

Исходя из прозвучавших выступлений, основной посыл инициативы по предоставлению указанной налоговой льготы заключался в следующем: если простимулировать граждан, предоставив им право на применение социального налогового вычета по подоходному налогу в сумме расходов на оплату медицинской помощи, то это, в свою очередь, окажет стимулирующее воздействие на развитие платной медицины, обеспечит рост объемов ее услуг и сокращение бюджетных затрат на здравоохранение. При этом в качестве доводов неоднократно звучали ссылки на опыт других стран, в том числе Российской Федерации.

Как заявил участвующий в заседании на правах приглашенного представитель Белорусского союза предпринимателей Владимир Коява, который особенно активно продвигал данную инициативу, предусмотренная в законодательстве льгота, дающая плательщикам право на социальный налоговый вычет по заключенным договорам добровольного страхования медицинских расходов, работает неэффективно. Иное дело, если для пациентов за счет применения социального налогового вычета уменьшится цена на платные медицинские услуги. По словам выступавшего, эффект от предоставления льготы будет колоссальный — повысится покупательская способность, увеличится количество пациентов, легализуется серый рынок в медицине, налоговая база увеличится, медицинские учреждения будут платить налоги до 20-30 % с оборота и т.п.

«На фоне прозвучавшего выступления возник ряд закономерных вопросов», — отмечается в сообщении МНС. «Почему речь о социальном налоговом вычете по подоходному налогу идет лишь в отношении медицинской помощи, а не в комплексе с другими услугами, например, в сфере того же образования? Каким образом просчитать эффективность применения предлагаемого социального налогового вычета? Почему только сектор платных медицинских услуг надо развивать за счет льготы? Опять же, если цена вопроса, за которым скрывается такой мощный потенциал, заключается всего лишь в 13% подоходного налога, то почему бы медицинским центрам, оказывающим платные услуги, не рассмотреть возможность адекватного снижения их стоимости, а не перекладывать это решение на государство?» — перечисляются далее вопросы, которые обсуждались на заседании группы.

Далее в пресс-релизе и вовсе делается попытка списать инициативу на обычный корпоративный лоббизм: «Сложно было не отметить отличную осведомленность представителя Белорусского союза предпринимателей о проблемах и потребностях коммерческой медицины. И, как выяснилось позднее, этому есть объяснение — Владимир Коява входит в состав Совета учредителей одного из крупнейших частных медицинских центров Беларуси. Правда, на заседании рабочей группы он об этом деликатно промолчал. Понятно, что с такой позиции его интерес к данной налоговой льготе выглядел бы не таким уж патриотичным».

Также приводятся слова замминистра по налогам и сборам Эллы Селицкой: «Работа нашей группы должна быть сконцентрирована на другом направлении. Никто не ставил перед нами задачу расширять налоговые льготы. У нас есть поручение Главы государства, наоборот, это оптимизировать. Поэтому давайте мы будем просто выполнять свою работу – работать над тем, что нам поручили: простота, удобство, совершенствование налогового администрирования».

Вопрос о возможности расширения права физических лиц на применение социального налогового вычета по подоходному налогу в сумме расходов на оплату медицинской помощи остался открытым. Решено предложить Министерству здравоохранения Республики Беларусь дать оценку поступившему предложению и представить необходимые данные в целях его дополнительного изучения.

Отметим, что вычет при уплате подоходного налога в Беларуси существует для получения платного высшего образования. Очевидно, что в этом случае гражданин не пользуется бесплатным образованием. Поэтому предоставление вычета за платные медуслуги тем, кто в этом случае не пользуется бесплатными медуслугами (например, берет на себя платную диагностику — анализы, УЗИ, и проч. или готов заплатить за необходимые лечебные процедуры) представляется вполне логичным. В данном случае никто ничего не перекладывает на государство, как раз наоборот, гражданин добровольно берет на себя бремя оплаты поддержания своего здоровья. При этом оплачивает он эти услуги из своих доходов, как правило, уже обложенных подоходным налогом, который как раз является взносом в финансирование госрасходов на социальную сферу, в том числе, на бесплатное здравоохранение.

С учетом того, что в Беларуси медуслуги на платной основе предоставляют не только частные, но и государственные медицинские учреждения, введение льгот не для медицинских учреждений, а именно для налогоплательщиков, которые экономят бюджету средства на медобслуживание населения, более чем оправдано. Тем более, что как отмечают сами чиновники — ведь «это всего 13% подоходного налога», а не льготирование всей суммы услуг.

Тэги:

, , , , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 30 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,