Правоприменительная практика указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» свидетельствует о том, что данный нормативный документ все больше становиться инструментом экономических репрессий в государстве.

Бесправный «лжепредприниматель»

Перманентность экономических кризисов в Беларуси, сопровождающихся периодическими проблемами с формированием бюджета, заставила власти выработать действенный инструмент, позволяющий стабильно привлекать дополнительные доходы в бюджет. Таким инструментом был выбран указ № 488, который направлен на установление единого порядка налогообложения предприятий, уклоняющиеся от уплаты налогов.

С социальной точки зрения указом № 488 был выбран наиболее правильный объект наказания – это субъект предпринимательства, сознательно уклоняющийся от уплаты налогов. В обиходе данных субъектов хозяйствования стали называть лжепредпринимателями.

Лжепредприниматель не вызывает сочувствия у общества и судов, так как по факту неуплаты налогов является злостным нарушителем законодательства, а значит, к нему могут быть применены иные, отличные от применяемых для добросовестного бизнеса, методы и способы проверки и сбора доказательств. Фактически лжепредпринимателя можно лишить отдельных прав, установленных для всего белорусского бизнеса, если это необходимо для привлечения дополнительных поступлений в бюджет.

Именно такой логикой стали руководствоваться отдельные сотрудники контролирующих органов, когда начали реализовывать на практике положения указа № 488.

Опрос – основа доказательства

Любое экономическое правонарушение в Беларуси основывается на акте проверки. Поэтому от того, каким образом будет составлен акт и зависит результат рассмотрения деятельности проверяемого субъекта хозяйствования. В этой связи бизнесу необходимо понять, что именно на стадии составления и обжалования акта проверки у субъектов предпринимательства имеются наиболее реальные возможности отстоять свои права. В дальнейшем доказать свою правоту в судах и вышестоящих инстанциях практически не возможно.

Правоприменительная практика указа № 488 создала новый вид доказательства экономического правонарушения – это опросы директоров или главных бухгалтеров. В подавляющем большинстве случаев именно опросы должностных лиц предприятия являются основным и единственным аргументом контролеров при вынесении решения о нарушении законодательства.

Но может ли опрос стать единственным доказательством недействительности хозяйственной операции, когда остальные документы свидетельствуют об обратном? Оказывается, может. Если это в интересах бюджета и карьерного роста отдельных чиновников, то вполне можно не проводить встречные проверки, инвентаризацию имущества, проверять таможенные и статистические декларации и другие документы и обстоятельства, доказывающие факт совершения хозяйственной операции.

Для доказательства факта лжепредпринимательства достаточно опроса должностного лица предприятия о том, что он не помнит по прошествии многих лет, ставил ли он подпись под конкретным документом или нет. Данный подход не только реализует на практике принцип А. Вышинского «Признание – царица доказательств», но и расширяет границы применения указа № 488.

Особенный указ № 488

В связи с тем, что опрос по факту является основой доказательств по указу № 488, то у контролеров появляется возможность «доказать» лжепредпринимательство не только по работающим на момент проверки предприятиям, но и по фактически ликвидированным субъектам хозяйствования. Речь в данном случае идет об ликвидированных контрагентах проверяемого предприятия.

При этом не важно, что данное ликвидированное предприятие является добросовестным и не включено в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Важно, что есть внутреннее убеждение контролера, подтвержденное листом опроса о том, что хозяйственной операции не было и этого вполне достаточно для доказательства виновности любого белорусского субъекта хозяйствования.

Помимо опросов второй правоприменительной особенностью указа № 488 является его обратное действие. То есть его действие распространяется на любые хозяйственные операции вне зависимости от сроков совершения, оформленные первичными учетными документами, не имеющими юридической силы.

Согласно разъяснениям прокуратуры и департамента финансовых расследований, указ № 488 всего лишь «устанавливает единый порядок налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами», а значит, по мнению контролеров, не ухудшает положение белорусских субъектов хозяйствования.

То есть для белорусских чиновников введение двукратного начисления НДС по приобретению товаров или двукратного начисления налога на прибыль по реализации товаров, чего не было до 1 января 2013 года — момента принятия указа № 488, не является ухудшением положения белорусского бизнеса. Для белорусских чиновников дополнительные штрафы и наказания, а точнее установление их единообразного порядка, является улучшением условий ведения бизнеса. При этом, по факту можно игнорировать Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Законом «О нормативно-правовых актах Республики Беларусь», устанавливающих прямой запрет на обратную силу нормативных документов.

Современная правоприменительная практика указа № 488 выявляет два важных долгосрочных для экономики Беларуси последствия. Во-первых, бизнес, работающий в Беларуси, должен понимать, что положения указа № 488 могут быть применены к любому субъекту хозяйствования, уплачивающему НДС и налог на прибыль. При этом временные рамки и добросовестность самого субъекта хозяйствования и его контрагентов не имеют значения. Последнее должны понимать, например, резиденты Парка высоких технологий, которые, несмотря на все предоставленные им Декретом № 8 льготы, все равно являются плательщиком НДС и налога на прибыль. Если у бюджета и дальше будут существенные проблемы, то очередными донорами бюджета могут стать и резиденты ПВТ.

Во-вторых, сложившаяся правоприменительная практика по указу № 488 подрывает экономическую безопасность Беларуси. Любое несправедливо принятое решение в отношении добросовестного бизнеса служит на пользу только карьерному росту отдельных чиновников контролирующих органов, но не экономике Беларуси. Разовые доначисления в бюджет по указу № 488 не могут компенсировать долгосрочные потери бюджета и экономики от ликвидации предприятий и сокращение количества рабочих мест. При этом наносится ущерб инвестиционной репутации Беларуси, как стране, в которой интересы бюджета важнее законности и презумпции добросовестности субъектов хозяйствования.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,