• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Несмотря на введение в 2018 году моратория на проведения плановых проверок, жизнь белорусского бизнеса не освобождена от государственного контроля. Субъекты хозяйствования проверяются в ходе внеплановых проверок, наиболее массовыми из которых являются проверки, связанные с договорными отношениями с лжепредпринимательскими структурами. Последние проверки подпадают под действие указа от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», и, как правило, являются наиболее болезненными для бизнеса.

Минимизировать отрицательные последствия для бизнеса по внеплановым проверкам возможно при наличии у субъектов предпринимательства четкой стратегии поведения. Последнее предполагает наличие алгоритма действий в ходе контрольных проверках.

Акт – основа проверки

Отправной точкой любой проверки является акт. Именно акт проверки является основанием для вынесения всех процессуальных процедур по экономическим правонарушениям: вынесение решения о наложении штрафов и пени, возбуждение уголовного дела и так далее. В этой связи оспаривание акта проверки является краеугольным камнем в решении спорных ситуаций с контролирующими органами. От того, насколько юридически грамотным и последовательным будет обжалование акта проверки, зависят и последствия для бизнеса, возникающие от проверок контролирующих органов. Диапазон вариантов широк: от банального административного штрафа до возбуждения уголовного дела с реальным тюремным сроком.

Начальный этап обжалования акта проверки происходит на стадии составления акта проверки. На практике возможны две ситуации. В первом случае все основные нарушения по акту проверки до его подписания обсуждаются с проверяемым предприятием. Такой вариант проверки характерен для профессиональных контролеров, которые настроены на выявление реальных нарушений и избегают конфликтных ситуаций с проверяемым бизнесом. В данном случае контролеры по факту исполняют требования пункта 61 указа от 16.10.2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», так как «несут ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях», включенных в акт проверки. Последнее невозможно без получения соответствующих объяснений от проверяемого предприятия, что, кстати, предусмотрено пунктами 4 и 72 указа № 510.

На практике такие ситуации не часты, но возможны. В этом случае у субъекта предпринимательства появляется возможность еще на стадии составления акта проверки оспорить неоднозначные и юридически необоснованные нарушения, выявленные в ходе проверки. Соответственно, до подписания акта проверки спорные моменты могут быть урегулированы, и акт проверки может быть подписан без возражений, что освобождает бизнес от необходимости дальнейшего обжалования результатов проверки.

В других случах, которые наиболее часто встречаются при проведении внеплановых проверок по указу № 488, акт проверки с субъектами предпринимательства не обсуждается, а предоставляется бизнесу по факту его составления на подпись. В этой ситуации необходимо подписывать акт с возражениями, на составление которых согласно пункту 71 указа № 510 у предприятия есть срок в 15 рабочих дней.

Написание возражений позволяет не только получить от проверяющих органов юридическое обоснование их позиции по акту проверки, но и в некоторых случаях позволяет уменьшить сумму штрафных санкций по актам проверки. Последнее возможно в случае наличия в акте проверок юридически не обоснованных выводов, документально не подтвержденных фактов и прочих нарушений, допущенных контролерами при составлении акта проверки, подпадающими под действие пунктов 59 и 60 указа № 510. В случае получения отрицательного ответа на возражения по акту проверки возникает вопрос об обжаловании действий контролирующих органов.

Обжалование акта проверки

Процедура обжалования акта проверки закреплена в главе 9 указа № 510. Наиболее важными положения процедуры обжалования являются сроки обжалования и органы власти, рассматривающие жалобы. Так, обжалование действий контролирующих органов, согласно пункту 79 указа № 510, может быть произведено в течение 30 календарных дней с момента вынесения решения по акту проверки, вынесения требования (предписания) контролирующего органа или иных действий контролеров. Пропуск данных сроков может являться основанием в отказе в рассмотрении жалобы.

Помимо сроков рассмотрения важным моментом является орган, в который будет направляться жалоба. Жалоба может подаваться как в вышестоящий контролирующий или надзорный орган, так и в суд. Практика показывает, что обжалование актов проверки, особенно связанных с указом № 488, в экономических судах, как правило, является малоэффективным и поэтому более предпочтительным является подача жалобы на решения контролирующих органов в вышестоящие инстанции.

При этом следует отметить, что обжалование решений контролирующих органов в вышестоящих инстанциях предполагает написание кратких юридически и экономически мотивированных и обоснованных жалоб с четким перечнем тех нормативных актов, которые проверяющими органами в ходе проверки были нарушены. Именно четкость и краткость в изложении информации в жалобе в совокупности с соблюдением сроков подачи жалобы и ее юридической и экономической обоснованности во многом и определяют возможности в отстаивании прав бизнеса в спорах с контролирующими органами.

Когда жалоба безрезультатна

Последним возможным шагом в случае отрицательного ответа на жалобу по акту проверки и решение контролирующего органа является обращение (жалоба) в органы, осуществляющие контроль и правовой надзор над деятельностью государственных контролирующих органов. Такими органами в Республике Беларусь являются президент и прокуратура.

Обращение в указанные инстанции возможно после безрезультатного прохождения всех вышеперечисленных процедур, связанных с написанием возражений и жалоб. Результативность и эффективность обращения в органы, осуществляющие правовой надзор и контроль в Беларуси, будет зависеть от наличия объективной и юридически обоснованной информации, позволяющей утверждать, что контролирующие органы нарушали законодательство:

— при составлении актов проверки,

— вынесения решений по актам проверки,

— или при составлении ответов на возражения и жалобы, направляемые в адрес контролирующих органов.

Последнее возможно только в той ситуации, когда возражения и жалобы самих субъектов предпринимательства были юридически и экономически обоснованными и документально подтвержденными. Только в этом случае у бизнеса появляется возможность защиты своих законных прав и интересов в условиях современной белорусской правовой системы.

В заключении отметим, что все вышеперечисленные нюансы обжалования акта проверки актуальны не только в случае внеплановых проверок, но будут востребованы и при выборочных проверках, которые начнутся с 1 января 2019 года. При этом реально эффективными будут только те возражения или жалобы по актам проверки, которые составлены юридически и экономически грамотно и обоснованно. Последнее возможно в случае наличия высококвалифицированных юристов или экономистов в штате предприятия или при обращении к профессиональным внешним консультантам, которые помогут вам сэкономить время и деньги в спорах с контролирующими органами.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Калий как новый экономический драйвер Беларуси

Ввод в эксплуатацию новых калийных комбинатов – Нежинского и Петриковского ГОКов, бесспорно, еще больше усилит позиции Беларуси на мировом калийном рынке. Какие преимущества получит в результате Беларусь? И сможет ли она влиять на цены на калийном рынке? «Беларуськалий» на сегодняшний день остается единственным производителем хлоркалия в Беларуси. Спецэкспортером белорусских калийных удобрений с 2013 года является

В поисках альтернативы устаревшей либеральной идее

Жить двойной жизнью способны не только герои остросюжетных кинофильмов, но и политические режимы, претендующие на собственный путь развития. Подобные режимы принято называть «имитационными». Их лидеры периодически решаются на публичное осуждение «либеральной идеи» (вспомним июньское интервью Путина газете The Financial Times: «Есть современная так называемая либеральная идея, она, по-моему, себя просто изжила окончательно»). Но осуждать что-либо

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.