12.06.2018, 9:00
Как оспорить акт проверки
Несмотря на введение в 2018 году моратория на проведения плановых проверок, жизнь белорусского бизнеса не освобождена от государственного контроля. Субъекты хозяйствования проверяются в ходе внеплановых проверок, наиболее массовыми из которых являются проверки, связанные с договорными отношениями с лжепредпринимательскими структурами. Последние проверки подпадают под действие указа от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», и, как правило, являются наиболее болезненными для бизнеса.
Минимизировать отрицательные последствия для бизнеса по внеплановым проверкам возможно при наличии у субъектов предпринимательства четкой стратегии поведения. Последнее предполагает наличие алгоритма действий в ходе контрольных проверках.
Акт – основа проверки
Отправной точкой любой проверки является акт. Именно акт проверки является основанием для вынесения всех процессуальных процедур по экономическим правонарушениям: вынесение решения о наложении штрафов и пени, возбуждение уголовного дела и так далее. В этой связи оспаривание акта проверки является краеугольным камнем в решении спорных ситуаций с контролирующими органами. От того, насколько юридически грамотным и последовательным будет обжалование акта проверки, зависят и последствия для бизнеса, возникающие от проверок контролирующих органов. Диапазон вариантов широк: от банального административного штрафа до возбуждения уголовного дела с реальным тюремным сроком.
Начальный этап обжалования акта проверки происходит на стадии составления акта проверки. На практике возможны две ситуации. В первом случае все основные нарушения по акту проверки до его подписания обсуждаются с проверяемым предприятием. Такой вариант проверки характерен для профессиональных контролеров, которые настроены на выявление реальных нарушений и избегают конфликтных ситуаций с проверяемым бизнесом. В данном случае контролеры по факту исполняют требования пункта 61 указа от 16.10.2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», так как «несут ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях», включенных в акт проверки. Последнее невозможно без получения соответствующих объяснений от проверяемого предприятия, что, кстати, предусмотрено пунктами 4 и 72 указа № 510.
На практике такие ситуации не часты, но возможны. В этом случае у субъекта предпринимательства появляется возможность еще на стадии составления акта проверки оспорить неоднозначные и юридически необоснованные нарушения, выявленные в ходе проверки. Соответственно, до подписания акта проверки спорные моменты могут быть урегулированы, и акт проверки может быть подписан без возражений, что освобождает бизнес от необходимости дальнейшего обжалования результатов проверки.
В других случах, которые наиболее часто встречаются при проведении внеплановых проверок по указу № 488, акт проверки с субъектами предпринимательства не обсуждается, а предоставляется бизнесу по факту его составления на подпись. В этой ситуации необходимо подписывать акт с возражениями, на составление которых согласно пункту 71 указа № 510 у предприятия есть срок в 15 рабочих дней.
Написание возражений позволяет не только получить от проверяющих органов юридическое обоснование их позиции по акту проверки, но и в некоторых случаях позволяет уменьшить сумму штрафных санкций по актам проверки. Последнее возможно в случае наличия в акте проверок юридически не обоснованных выводов, документально не подтвержденных фактов и прочих нарушений, допущенных контролерами при составлении акта проверки, подпадающими под действие пунктов 59 и 60 указа № 510. В случае получения отрицательного ответа на возражения по акту проверки возникает вопрос об обжаловании действий контролирующих органов.
Обжалование акта проверки
Процедура обжалования акта проверки закреплена в главе 9 указа № 510. Наиболее важными положения процедуры обжалования являются сроки обжалования и органы власти, рассматривающие жалобы. Так, обжалование действий контролирующих органов, согласно пункту 79 указа № 510, может быть произведено в течение 30 календарных дней с момента вынесения решения по акту проверки, вынесения требования (предписания) контролирующего органа или иных действий контролеров. Пропуск данных сроков может являться основанием в отказе в рассмотрении жалобы.
Помимо сроков рассмотрения важным моментом является орган, в который будет направляться жалоба. Жалоба может подаваться как в вышестоящий контролирующий или надзорный орган, так и в суд. Практика показывает, что обжалование актов проверки, особенно связанных с указом № 488, в экономических судах, как правило, является малоэффективным и поэтому более предпочтительным является подача жалобы на решения контролирующих органов в вышестоящие инстанции.
При этом следует отметить, что обжалование решений контролирующих органов в вышестоящих инстанциях предполагает написание кратких юридически и экономически мотивированных и обоснованных жалоб с четким перечнем тех нормативных актов, которые проверяющими органами в ходе проверки были нарушены. Именно четкость и краткость в изложении информации в жалобе в совокупности с соблюдением сроков подачи жалобы и ее юридической и экономической обоснованности во многом и определяют возможности в отстаивании прав бизнеса в спорах с контролирующими органами.
Когда жалоба безрезультатна
Последним возможным шагом в случае отрицательного ответа на жалобу по акту проверки и решение контролирующего органа является обращение (жалоба) в органы, осуществляющие контроль и правовой надзор над деятельностью государственных контролирующих органов. Такими органами в Республике Беларусь являются президент и прокуратура.
Обращение в указанные инстанции возможно после безрезультатного прохождения всех вышеперечисленных процедур, связанных с написанием возражений и жалоб. Результативность и эффективность обращения в органы, осуществляющие правовой надзор и контроль в Беларуси, будет зависеть от наличия объективной и юридически обоснованной информации, позволяющей утверждать, что контролирующие органы нарушали законодательство:
— при составлении актов проверки,
— вынесения решений по актам проверки,
— или при составлении ответов на возражения и жалобы, направляемые в адрес контролирующих органов.
Последнее возможно только в той ситуации, когда возражения и жалобы самих субъектов предпринимательства были юридически и экономически обоснованными и документально подтвержденными. Только в этом случае у бизнеса появляется возможность защиты своих законных прав и интересов в условиях современной белорусской правовой системы.
В заключении отметим, что все вышеперечисленные нюансы обжалования акта проверки актуальны не только в случае внеплановых проверок, но будут востребованы и при выборочных проверках, которые начнутся с 1 января 2019 года. При этом реально эффективными будут только те возражения или жалобы по актам проверки, которые составлены юридически и экономически грамотно и обоснованно. Последнее возможно в случае наличия высококвалифицированных юристов или экономистов в штате предприятия или при обращении к профессиональным внешним консультантам, которые помогут вам сэкономить время и деньги в спорах с контролирующими органами.
Читайте также:
- Комитет госконроля решил спросить у граждан, кого стоит проверить в следующем полугодии
- Комитет госконтроля проверяет крупные торговые сети: слишком много импорта
- Службы такси Беларуси ожидает масштабная проверка транспортной инспекции
- План выборочных проверок на второе полугодие опубликован на сайте КГК
- Лукашенко распорядился проверить частные компании на предмет увольнений