• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Несмотря на введение в 2018 году моратория на проведения плановых проверок, жизнь белорусского бизнеса не освобождена от государственного контроля. Субъекты хозяйствования проверяются в ходе внеплановых проверок, наиболее массовыми из которых являются проверки, связанные с договорными отношениями с лжепредпринимательскими структурами. Последние проверки подпадают под действие указа от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», и, как правило, являются наиболее болезненными для бизнеса.

Минимизировать отрицательные последствия для бизнеса по внеплановым проверкам возможно при наличии у субъектов предпринимательства четкой стратегии поведения. Последнее предполагает наличие алгоритма действий в ходе контрольных проверках.

Акт – основа проверки

Отправной точкой любой проверки является акт. Именно акт проверки является основанием для вынесения всех процессуальных процедур по экономическим правонарушениям: вынесение решения о наложении штрафов и пени, возбуждение уголовного дела и так далее. В этой связи оспаривание акта проверки является краеугольным камнем в решении спорных ситуаций с контролирующими органами. От того, насколько юридически грамотным и последовательным будет обжалование акта проверки, зависят и последствия для бизнеса, возникающие от проверок контролирующих органов. Диапазон вариантов широк: от банального административного штрафа до возбуждения уголовного дела с реальным тюремным сроком.

Начальный этап обжалования акта проверки происходит на стадии составления акта проверки. На практике возможны две ситуации. В первом случае все основные нарушения по акту проверки до его подписания обсуждаются с проверяемым предприятием. Такой вариант проверки характерен для профессиональных контролеров, которые настроены на выявление реальных нарушений и избегают конфликтных ситуаций с проверяемым бизнесом. В данном случае контролеры по факту исполняют требования пункта 61 указа от 16.10.2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», так как «несут ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях», включенных в акт проверки. Последнее невозможно без получения соответствующих объяснений от проверяемого предприятия, что, кстати, предусмотрено пунктами 4 и 72 указа № 510.

На практике такие ситуации не часты, но возможны. В этом случае у субъекта предпринимательства появляется возможность еще на стадии составления акта проверки оспорить неоднозначные и юридически необоснованные нарушения, выявленные в ходе проверки. Соответственно, до подписания акта проверки спорные моменты могут быть урегулированы, и акт проверки может быть подписан без возражений, что освобождает бизнес от необходимости дальнейшего обжалования результатов проверки.

В других случах, которые наиболее часто встречаются при проведении внеплановых проверок по указу № 488, акт проверки с субъектами предпринимательства не обсуждается, а предоставляется бизнесу по факту его составления на подпись. В этой ситуации необходимо подписывать акт с возражениями, на составление которых согласно пункту 71 указа № 510 у предприятия есть срок в 15 рабочих дней.

Написание возражений позволяет не только получить от проверяющих органов юридическое обоснование их позиции по акту проверки, но и в некоторых случаях позволяет уменьшить сумму штрафных санкций по актам проверки. Последнее возможно в случае наличия в акте проверок юридически не обоснованных выводов, документально не подтвержденных фактов и прочих нарушений, допущенных контролерами при составлении акта проверки, подпадающими под действие пунктов 59 и 60 указа № 510. В случае получения отрицательного ответа на возражения по акту проверки возникает вопрос об обжаловании действий контролирующих органов.

Обжалование акта проверки

Процедура обжалования акта проверки закреплена в главе 9 указа № 510. Наиболее важными положения процедуры обжалования являются сроки обжалования и органы власти, рассматривающие жалобы. Так, обжалование действий контролирующих органов, согласно пункту 79 указа № 510, может быть произведено в течение 30 календарных дней с момента вынесения решения по акту проверки, вынесения требования (предписания) контролирующего органа или иных действий контролеров. Пропуск данных сроков может являться основанием в отказе в рассмотрении жалобы.

Помимо сроков рассмотрения важным моментом является орган, в который будет направляться жалоба. Жалоба может подаваться как в вышестоящий контролирующий или надзорный орган, так и в суд. Практика показывает, что обжалование актов проверки, особенно связанных с указом № 488, в экономических судах, как правило, является малоэффективным и поэтому более предпочтительным является подача жалобы на решения контролирующих органов в вышестоящие инстанции.

При этом следует отметить, что обжалование решений контролирующих органов в вышестоящих инстанциях предполагает написание кратких юридически и экономически мотивированных и обоснованных жалоб с четким перечнем тех нормативных актов, которые проверяющими органами в ходе проверки были нарушены. Именно четкость и краткость в изложении информации в жалобе в совокупности с соблюдением сроков подачи жалобы и ее юридической и экономической обоснованности во многом и определяют возможности в отстаивании прав бизнеса в спорах с контролирующими органами.

Когда жалоба безрезультатна

Последним возможным шагом в случае отрицательного ответа на жалобу по акту проверки и решение контролирующего органа является обращение (жалоба) в органы, осуществляющие контроль и правовой надзор над деятельностью государственных контролирующих органов. Такими органами в Республике Беларусь являются президент и прокуратура.

Обращение в указанные инстанции возможно после безрезультатного прохождения всех вышеперечисленных процедур, связанных с написанием возражений и жалоб. Результативность и эффективность обращения в органы, осуществляющие правовой надзор и контроль в Беларуси, будет зависеть от наличия объективной и юридически обоснованной информации, позволяющей утверждать, что контролирующие органы нарушали законодательство:

— при составлении актов проверки,

— вынесения решений по актам проверки,

— или при составлении ответов на возражения и жалобы, направляемые в адрес контролирующих органов.

Последнее возможно только в той ситуации, когда возражения и жалобы самих субъектов предпринимательства были юридически и экономически обоснованными и документально подтвержденными. Только в этом случае у бизнеса появляется возможность защиты своих законных прав и интересов в условиях современной белорусской правовой системы.

В заключении отметим, что все вышеперечисленные нюансы обжалования акта проверки актуальны не только в случае внеплановых проверок, но будут востребованы и при выборочных проверках, которые начнутся с 1 января 2019 года. При этом реально эффективными будут только те возражения или жалобы по актам проверки, которые составлены юридически и экономически грамотно и обоснованно. Последнее возможно в случае наличия высококвалифицированных юристов или экономистов в штате предприятия или при обращении к профессиональным внешним консультантам, которые помогут вам сэкономить время и деньги в спорах с контролирующими органами.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 11-16 ноября

Курс доллара на БВФБ может снова уменьшиться, но не так значительно, как на прошедшей неделе, то есть всего на 0-0,5%. Курс евро может опуститься примерно на такую же величину, а вот российский рубль, скорее всего, подешевеет в большей степени. В начале прошедшей недели средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и ожидалось, снизился, затем

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает

Мы по-прежнему уделяем большое внимание оценке рисков, связанных с динамикой заработной платы — глава Нацбанка

Нациоанльный банк распространил заявление Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь по итогам заседания Правления 6 ноября 2019 года. Приводим текст полностью: Сегодня на заседании по денежно-кредитной политике Правление Национального банка приняло два решения. Первое – снизить с 20 ноября ставку рефинансирования с 9,5 до 9 процентов годовых. Второе решение касается ставок Национального банка по операциям

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает

Военно-политическая ситуация: Коридорные страхи

Западные СМИ вновь обеспокоены судьбой Сувалкского коридора — небольшого участка земли между Польшей и Литвой, захватом которого Россия в случае начала войны может отсечь Балтию от остальных стран НАТО. Однако информационная компания может стать одним из факторов обострения военно-политической ситуации в нашем регионе. На днях американское издание The Daily Beast опубликовало статью из которой следует,

Игорь ЮШКОВ: «Российские чиновники сейчас явно предлагают Беларуси: дайте нам что-то большее, чем интеграционные карты»

О проблемных вопросах в отношениях между Беларусью и Россией в сфере энергетики в канун ожидаемого подписания дорожных карт по интеграции обозреватель БЕЛРЫНКА беседует с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем ЮШКОВЫМ. — Недавно белорусский вице-премьер Игорь Ляшенко заявил, что в декабре Минск и Москва договорятся по условиям поставок