Несмотря на введение в 2018 году моратория на проведения плановых проверок, жизнь белорусского бизнеса не освобождена от государственного контроля. Субъекты хозяйствования проверяются в ходе внеплановых проверок, наиболее массовыми из которых являются проверки, связанные с договорными отношениями с лжепредпринимательскими структурами. Последние проверки подпадают под действие указа от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», и, как правило, являются наиболее болезненными для бизнеса.

Минимизировать отрицательные последствия для бизнеса по внеплановым проверкам возможно при наличии у субъектов предпринимательства четкой стратегии поведения. Последнее предполагает наличие алгоритма действий в ходе контрольных проверках.

Акт – основа проверки

Отправной точкой любой проверки является акт. Именно акт проверки является основанием для вынесения всех процессуальных процедур по экономическим правонарушениям: вынесение решения о наложении штрафов и пени, возбуждение уголовного дела и так далее. В этой связи оспаривание акта проверки является краеугольным камнем в решении спорных ситуаций с контролирующими органами. От того, насколько юридически грамотным и последовательным будет обжалование акта проверки, зависят и последствия для бизнеса, возникающие от проверок контролирующих органов. Диапазон вариантов широк: от банального административного штрафа до возбуждения уголовного дела с реальным тюремным сроком.

Начальный этап обжалования акта проверки происходит на стадии составления акта проверки. На практике возможны две ситуации. В первом случае все основные нарушения по акту проверки до его подписания обсуждаются с проверяемым предприятием. Такой вариант проверки характерен для профессиональных контролеров, которые настроены на выявление реальных нарушений и избегают конфликтных ситуаций с проверяемым бизнесом. В данном случае контролеры по факту исполняют требования пункта 61 указа от 16.10.2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», так как «несут ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях», включенных в акт проверки. Последнее невозможно без получения соответствующих объяснений от проверяемого предприятия, что, кстати, предусмотрено пунктами 4 и 72 указа № 510.

На практике такие ситуации не часты, но возможны. В этом случае у субъекта предпринимательства появляется возможность еще на стадии составления акта проверки оспорить неоднозначные и юридически необоснованные нарушения, выявленные в ходе проверки. Соответственно, до подписания акта проверки спорные моменты могут быть урегулированы, и акт проверки может быть подписан без возражений, что освобождает бизнес от необходимости дальнейшего обжалования результатов проверки.

В других случах, которые наиболее часто встречаются при проведении внеплановых проверок по указу № 488, акт проверки с субъектами предпринимательства не обсуждается, а предоставляется бизнесу по факту его составления на подпись. В этой ситуации необходимо подписывать акт с возражениями, на составление которых согласно пункту 71 указа № 510 у предприятия есть срок в 15 рабочих дней.

Написание возражений позволяет не только получить от проверяющих органов юридическое обоснование их позиции по акту проверки, но и в некоторых случаях позволяет уменьшить сумму штрафных санкций по актам проверки. Последнее возможно в случае наличия в акте проверок юридически не обоснованных выводов, документально не подтвержденных фактов и прочих нарушений, допущенных контролерами при составлении акта проверки, подпадающими под действие пунктов 59 и 60 указа № 510. В случае получения отрицательного ответа на возражения по акту проверки возникает вопрос об обжаловании действий контролирующих органов.

Обжалование акта проверки

Процедура обжалования акта проверки закреплена в главе 9 указа № 510. Наиболее важными положения процедуры обжалования являются сроки обжалования и органы власти, рассматривающие жалобы. Так, обжалование действий контролирующих органов, согласно пункту 79 указа № 510, может быть произведено в течение 30 календарных дней с момента вынесения решения по акту проверки, вынесения требования (предписания) контролирующего органа или иных действий контролеров. Пропуск данных сроков может являться основанием в отказе в рассмотрении жалобы.

Помимо сроков рассмотрения важным моментом является орган, в который будет направляться жалоба. Жалоба может подаваться как в вышестоящий контролирующий или надзорный орган, так и в суд. Практика показывает, что обжалование актов проверки, особенно связанных с указом № 488, в экономических судах, как правило, является малоэффективным и поэтому более предпочтительным является подача жалобы на решения контролирующих органов в вышестоящие инстанции.

При этом следует отметить, что обжалование решений контролирующих органов в вышестоящих инстанциях предполагает написание кратких юридически и экономически мотивированных и обоснованных жалоб с четким перечнем тех нормативных актов, которые проверяющими органами в ходе проверки были нарушены. Именно четкость и краткость в изложении информации в жалобе в совокупности с соблюдением сроков подачи жалобы и ее юридической и экономической обоснованности во многом и определяют возможности в отстаивании прав бизнеса в спорах с контролирующими органами.

Когда жалоба безрезультатна

Последним возможным шагом в случае отрицательного ответа на жалобу по акту проверки и решение контролирующего органа является обращение (жалоба) в органы, осуществляющие контроль и правовой надзор над деятельностью государственных контролирующих органов. Такими органами в Республике Беларусь являются президент и прокуратура.

Обращение в указанные инстанции возможно после безрезультатного прохождения всех вышеперечисленных процедур, связанных с написанием возражений и жалоб. Результативность и эффективность обращения в органы, осуществляющие правовой надзор и контроль в Беларуси, будет зависеть от наличия объективной и юридически обоснованной информации, позволяющей утверждать, что контролирующие органы нарушали законодательство:

— при составлении актов проверки,

— вынесения решений по актам проверки,

— или при составлении ответов на возражения и жалобы, направляемые в адрес контролирующих органов.

Последнее возможно только в той ситуации, когда возражения и жалобы самих субъектов предпринимательства были юридически и экономически обоснованными и документально подтвержденными. Только в этом случае у бизнеса появляется возможность защиты своих законных прав и интересов в условиях современной белорусской правовой системы.

В заключении отметим, что все вышеперечисленные нюансы обжалования акта проверки актуальны не только в случае внеплановых проверок, но будут востребованы и при выборочных проверках, которые начнутся с 1 января 2019 года. При этом реально эффективными будут только те возражения или жалобы по актам проверки, которые составлены юридически и экономически грамотно и обоснованно. Последнее возможно в случае наличия высококвалифицированных юристов или экономистов в штате предприятия или при обращении к профессиональным внешним консультантам, которые помогут вам сэкономить время и деньги в спорах с контролирующими органами.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,