• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Несмотря на введение в 2018 году моратория на проведения плановых проверок, жизнь белорусского бизнеса не освобождена от государственного контроля. Субъекты хозяйствования проверяются в ходе внеплановых проверок, наиболее массовыми из которых являются проверки, связанные с договорными отношениями с лжепредпринимательскими структурами. Последние проверки подпадают под действие указа от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», и, как правило, являются наиболее болезненными для бизнеса.

Минимизировать отрицательные последствия для бизнеса по внеплановым проверкам возможно при наличии у субъектов предпринимательства четкой стратегии поведения. Последнее предполагает наличие алгоритма действий в ходе контрольных проверках.

Акт – основа проверки

Отправной точкой любой проверки является акт. Именно акт проверки является основанием для вынесения всех процессуальных процедур по экономическим правонарушениям: вынесение решения о наложении штрафов и пени, возбуждение уголовного дела и так далее. В этой связи оспаривание акта проверки является краеугольным камнем в решении спорных ситуаций с контролирующими органами. От того, насколько юридически грамотным и последовательным будет обжалование акта проверки, зависят и последствия для бизнеса, возникающие от проверок контролирующих органов. Диапазон вариантов широк: от банального административного штрафа до возбуждения уголовного дела с реальным тюремным сроком.

Начальный этап обжалования акта проверки происходит на стадии составления акта проверки. На практике возможны две ситуации. В первом случае все основные нарушения по акту проверки до его подписания обсуждаются с проверяемым предприятием. Такой вариант проверки характерен для профессиональных контролеров, которые настроены на выявление реальных нарушений и избегают конфликтных ситуаций с проверяемым бизнесом. В данном случае контролеры по факту исполняют требования пункта 61 указа от 16.10.2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», так как «несут ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях», включенных в акт проверки. Последнее невозможно без получения соответствующих объяснений от проверяемого предприятия, что, кстати, предусмотрено пунктами 4 и 72 указа № 510.

На практике такие ситуации не часты, но возможны. В этом случае у субъекта предпринимательства появляется возможность еще на стадии составления акта проверки оспорить неоднозначные и юридически необоснованные нарушения, выявленные в ходе проверки. Соответственно, до подписания акта проверки спорные моменты могут быть урегулированы, и акт проверки может быть подписан без возражений, что освобождает бизнес от необходимости дальнейшего обжалования результатов проверки.

В других случах, которые наиболее часто встречаются при проведении внеплановых проверок по указу № 488, акт проверки с субъектами предпринимательства не обсуждается, а предоставляется бизнесу по факту его составления на подпись. В этой ситуации необходимо подписывать акт с возражениями, на составление которых согласно пункту 71 указа № 510 у предприятия есть срок в 15 рабочих дней.

Написание возражений позволяет не только получить от проверяющих органов юридическое обоснование их позиции по акту проверки, но и в некоторых случаях позволяет уменьшить сумму штрафных санкций по актам проверки. Последнее возможно в случае наличия в акте проверок юридически не обоснованных выводов, документально не подтвержденных фактов и прочих нарушений, допущенных контролерами при составлении акта проверки, подпадающими под действие пунктов 59 и 60 указа № 510. В случае получения отрицательного ответа на возражения по акту проверки возникает вопрос об обжаловании действий контролирующих органов.

Обжалование акта проверки

Процедура обжалования акта проверки закреплена в главе 9 указа № 510. Наиболее важными положения процедуры обжалования являются сроки обжалования и органы власти, рассматривающие жалобы. Так, обжалование действий контролирующих органов, согласно пункту 79 указа № 510, может быть произведено в течение 30 календарных дней с момента вынесения решения по акту проверки, вынесения требования (предписания) контролирующего органа или иных действий контролеров. Пропуск данных сроков может являться основанием в отказе в рассмотрении жалобы.

Помимо сроков рассмотрения важным моментом является орган, в который будет направляться жалоба. Жалоба может подаваться как в вышестоящий контролирующий или надзорный орган, так и в суд. Практика показывает, что обжалование актов проверки, особенно связанных с указом № 488, в экономических судах, как правило, является малоэффективным и поэтому более предпочтительным является подача жалобы на решения контролирующих органов в вышестоящие инстанции.

При этом следует отметить, что обжалование решений контролирующих органов в вышестоящих инстанциях предполагает написание кратких юридически и экономически мотивированных и обоснованных жалоб с четким перечнем тех нормативных актов, которые проверяющими органами в ходе проверки были нарушены. Именно четкость и краткость в изложении информации в жалобе в совокупности с соблюдением сроков подачи жалобы и ее юридической и экономической обоснованности во многом и определяют возможности в отстаивании прав бизнеса в спорах с контролирующими органами.

Когда жалоба безрезультатна

Последним возможным шагом в случае отрицательного ответа на жалобу по акту проверки и решение контролирующего органа является обращение (жалоба) в органы, осуществляющие контроль и правовой надзор над деятельностью государственных контролирующих органов. Такими органами в Республике Беларусь являются президент и прокуратура.

Обращение в указанные инстанции возможно после безрезультатного прохождения всех вышеперечисленных процедур, связанных с написанием возражений и жалоб. Результативность и эффективность обращения в органы, осуществляющие правовой надзор и контроль в Беларуси, будет зависеть от наличия объективной и юридически обоснованной информации, позволяющей утверждать, что контролирующие органы нарушали законодательство:

— при составлении актов проверки,

— вынесения решений по актам проверки,

— или при составлении ответов на возражения и жалобы, направляемые в адрес контролирующих органов.

Последнее возможно только в той ситуации, когда возражения и жалобы самих субъектов предпринимательства были юридически и экономически обоснованными и документально подтвержденными. Только в этом случае у бизнеса появляется возможность защиты своих законных прав и интересов в условиях современной белорусской правовой системы.

В заключении отметим, что все вышеперечисленные нюансы обжалования акта проверки актуальны не только в случае внеплановых проверок, но будут востребованы и при выборочных проверках, которые начнутся с 1 января 2019 года. При этом реально эффективными будут только те возражения или жалобы по актам проверки, которые составлены юридически и экономически грамотно и обоснованно. Последнее возможно в случае наличия высококвалифицированных юристов или экономистов в штате предприятия или при обращении к профессиональным внешним консультантам, которые помогут вам сэкономить время и деньги в спорах с контролирующими органами.

Тэги:

, , , ,

График отключения горячей воды в Минске с мая по сентябрь 2019 года

Минским городским исполнительным комитетом согласован график испытаний и ремонта тепловых магистралей на межотопительный сезон филиалом «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» с мая по сентябрь с привязкой списка потребителей по адресам. Первый этап испытаний тепловых сетей на плотность и прочность для определения их готовности к следующему отопительному сезону начнется с 13 мая. А вот последние потребители

Белорусские банки захлестнула волна реформ и сокращения штатов

Столкнувшись с ограниченностью внутреннего рынка кредитования  в 2018 году, белорусские банки активно ищут новые направления деятельности и сокращают сотрудников. В связи с этим через несколько лет в Беларуси возникнет совсем другая банковская система. В прошлом году белорусские государственные банки увеличили свою чистую прибыль на 237,8 млн. рублей, тогда как банки, контролируемые иностранным капиталом, сократили ее

Прогноз курса рубля на неделю с 15 по 19 апреля

Ожидается снижение средневзвешенного курса доллара на БВФБ еще примерно на 1%. В целом может повториться картина прошедшей недели. В понедельник 15 апреля доллар может подорожать на доли процента. Средневзвешенный курс доллара США на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился, как и ожидалось, но в намного большей степени (на 1,3%), и достиг 2,1131 рублей за

Указ №488 о лжепредпринимательстве отменен

Александр Лукашенко накануне выступления с посланием народу и Национальному собранию подписал указ №151. Указом признается утратившим силу  Указ от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», говорится в сообщении пресс-службы президента. Документ также вносит изменения в Указ от 26 февраля 2015 года № 99 «О взимании

Правовые новации белорусской экономической политики (январь-март 2019 года)

Экономическое нормотворчество государства в 1 квартале 2019 года характеризуется не столько новыми документами, сколько несбывшимися ожиданиями бизнеса по отмене старых. Так, по истечении первых трех месяцев текущего года так и не был отменен одиозный указ президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Несмотря на

Белорусские предприятия спасли курс рубля от обвала

Валютный рынок РБ в марте находился на краю пропасти: жители Беларуси бросились скупать валюту, как это было в кризисном 2014 году. Если бы не белорусские предприятия, которые сделали противоположный финт и начали сливать валюту, курс белорусского рубля ждал бы обвал. Что происходит? Население вдруг стало больше интересоваться валютой По данным Национального банка РБ, физические лица

Белорусские банки стремительно теряют вкладчиков

Около 147,4 тыс. срочных вкладов закрыли физические лица в банках Беларуси в 2018 году, при этом величина таких вкладов сократилась примерно на 0,5 млрд. рублей. Такова довольно печальная статистика, представленная Национальным банком РБ в рамках исследования данных о структуре срочных депозитов по программе «Знай своего клиента» на конец 2018 года. Количество счетов, открытых в банках

Противоракетная оборона США: ПРО и contra

Несмотря на противоречия Минска и Москвы в экономической сфере белорусское руководство намеревается придерживаться единой стратегии с Россией в противодействии объектам американской ПРО в Восточной Европе. В Румынии и в Польше уже стоят установки, в которые, по данным российских военных, «заряжаются ракеты с ядерной боеголовкой», — заявил Александр Лукашенко 1 марта во время «Большого разговора с