11.06.2018, 16:04
В мае в Беларуси зафиксирована ожидаемая дефляция
По данным Национального статистического комитета, в мае 2018 года потребительские цен на товары и услуги снизились 0,3% по сравнению с апрелем 2018-го (по сравнению с декабрем 2017 года рост составил 2,5%).
Напомним, по итогам апреля рост цен составил 0,3% по сравнению с мартом и 2,8% — с декабря 2017 года.
Дефляция в мае была ожидаемой, если не сказать, плановой. Ее анонсировал первый вице-премьер Василий Матюшевский в конце мая. «На фоне достаточно динамичного ускорения экономики ценовая ситуация в стране сохраняет стабильность. За январь-апрель текущего года цены выросли к декабрю на 2,8%, что хотя и больше прошлогоднего индекса потребительских цен за аналогичный период (2,4%), однако вписывается в прогнозные значения. В мае в стране наблюдается дефляция», — заявил Матюшевский, выступая на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики 30 мая.
Национальный банк в первые месяцы текущего года объяснял высокий темпы инфляции ростом цен на регулируемые государством товары и услуги, а также на некоторую плодовощную продукцию (бананы) и автомобильное топливо. Поэтому, очевидно, что дефляция стала возможной лишь за счет сезонного снижения цен на овощи и фрукты, а также из-за того, что в мае правительство приостановило на время рост цен на автомобильное топливо. В мае цены поднимались дважды, тогда как, например, в марте — 4 раза.
В итоге в мае продовольственные товары подешевели 0,6 % по сравнению с апрелем 2018 года (выросли на 2,9% по сравнению с маем 2017 года). Цены на непродовольственные товары в мае снизились незначительно — на 0,03 % (выросли на 2,7% год/к году). Цены и тарифы на платные услуги выросли в мае 0,1% ( выросли на 10,1% год к году).
Итоги мая, а также досрочное анонсирование дефляции первым вице-премьером говорят о том, что инфляция остается управляемой со стороны государства, как в плане попыток ее удержания экономическими методами, так и административными. В этом году, напомним, в соответствии с задачами, поставленными перед правительством и Нацбанком на 2018 год, инфляция в текущем году не должна превысить 6%. Поэтому при уровне в 2,8% по итогам 4-х месяцев необходимость снижения темпов роста цен была очевидной, несмотря на заверения Матюшевского о том, что она «вписывается в прогнозы». Если бы не дефляция в мае, то за 5 месяцев рост потребительских цен уже бы досрочно выполнил полугодовой «план».
В прошлом году, напомним, дефляция отмечалась дважды — в июле и августе, что позволило в октябре «отпустить» цены на волю, после чего инфляция подскочила сразу на 1,2%, перекрыв снижение цен за два месяца дефляции. Однако в прошлом году Нацбанк и правительство столкнулись с тем, что цены падали быстрее чем нужно по прогнозу.
В этом году увеличение темпов роста цен уже привело к тому, что потребительские настроения у населения стали ухудшаться. К тому же Нацбанку и правительству важно очень внимательно следить за доходами и расходами населения в связи с тем, что возобновившийся экономический рост в заначительной степени поддерживается за счет стимулирования внутреннего спроса, что в случае разгона инфляции может негативно сказаться на валютном рынке.
Читайте также:
- Темп роста ВВП Беларуси замедляется, но рост остается выше прогноза
- В сентябре в Беларуси потребительские цены выросли после снижения в августе
- На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ
- ВВП Беларуси растет выше прогноза
- В августе в Беларуси зафиксирована дефляция, но годовая инфляция превысила 6%