31.05.2018, 8:37
Зенитные ракетные системы дальнего действия: «Прометей» который напоминает Зевса
Вооружение
Фото technologie.onet.pl
Несмотря на экономические трудности, Москва продолжает совершенствование своей воздушно-космической обороны. И Минск в меру своих сил помогает ей.
25 мая Россия провела успешные испытания новейшей зенитно-ракетной системы (ЗРС) С-500 (обозначаемой в РФ как «Прометей» или «Триумфатор-М»), сообщил американский телеканал CNBC со ссылкой на источники, имеющие доступ к материалам американской разведки.
Согласно их данным, ЗРС С-500 смогла поразить воздушную цель на расстоянии около 481 километра, что почти на 80 километров больше, чем во время предыдущих, ставших известными, тестов.
Что на что похоже
По мнению авторов издания National Interest, ЗРС С-500 является аналогом американской системы THAAD, объединяющим возможности ЗРК С-400, С-300ВМ и С-350 «Витязь».
Американский мобильный комплекс THAAD (Terminal High Altitude Area Defense — «Высотная оборона района от ракет на конечной стадии траектории») предназначен для заатмосферного перехвата оперативно-тактических и тактических баллистических ракет с дальностями действия до 3.500 км. Он изначально разрабатывался для перехвата баллистических целей кинетическим (без подрыва боевой части) попаданием за пределами атмосферы.
С National Interest с некоторыми оговорками согласны и разработчики С-500. Как заявил генеральный конструктор концерна ПВО «Алмаз-Антей» Павел Созинов, модернизированный комплекс THAAD действительно является аналогом ЗРС С-500, но только по части ПРО. А в части ПВО его ближайшим аналогом можно считать Patriot PAC-3, хотя по ряду важнейших характеристик американские комплексы существенно уступают российским системам.
И этим, похоже, аналогии не заканчиваются. 8 декабря 2014 года в Москве на конференции, посвященной столетию российской ПВО, тот же Павел Созинов сообщил о разработке не только аналога системы THAAD, способной бороться с ракетами средней дальности, но и GMD, предназначенной для перехвата межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Правда, в отличие от американской системы, она создается как мобильная.
Система GMD (Ground-based Midcourse Defense — «Наземная оборона от ракет на маршевом участке траектории») — это действующая в США система ПРО с противоракетами шахтного базирования GBI. Особенность GMD в том, что она «специализируется» на МБР.
Пока же, основываясь на сведениях источников в российских вооруженных силах и ВПК, c большой степенью достоверности можно утверждать, что зенитно-ракетная система мобильного наземного базирования С-500 будет способна перехватывать широкую номенклатуру целей: от низколетящих до находящихся в ближнем космосе.
Как-то: пилотируемые и беспилотные летательные аппараты всех классов (в том числе изготовленные по технологии «стелс»); крылатые, аэробаллистические и баллистические ракеты (включая гиперзвуковые), а также их боевые блоки после отделения; космические аппараты и боевые платформы на низких околоземных орбитах (100-250 км)
Ведь «Прометей» представляет собой, по сути дела, два комплекса в одном «флаконе». Каждый из которых решает свои задачи. Один борется с аэродинамическими целями (самолетами, вертолетами, крылатыми ракетами, беспилотниками), другой — с баллистическими. Соответственно решаемым задачам, С-500 располагает двумя группами электронного оборудования и ракет.
Важнейшим компонентом каждой группы является радар с активной фазированной антенной решеткой засекающий, идентифицирующий и сопровождающий цели, а также выдающий целеуказание зенитным управляемым ракетам.
Первый радиолокатор «заточен» под аэродинамические цели. По сравнению с РЛС С-400 его дальность увеличена на 200 км и достигает 800 км. Существенно возросла и способность обнаружения малозаметных целей изготовленных по технологии «стелс».
Второй способен обнаруживать баллистические ракеты на удалении до 2000 км, а их боевые блоки с эффективной площадью рассеяния в 0,1 кв.м. — до 1300 км.
Для перехвата аэродинамических целей в ЗРС С-500 используется несколько ракет от ЗРК С-400 «Триумф» (который в свою очередь унаследовал ряд боеприпасов от различных версий ЗРК С-300). Они различаются по дальности действия, высоте перехвата, скорости и динамическим характеристикам, так как каждая из них предназначена для поражения своего класса целей.
Один — в небе не воин
Специально для С-500 созданы три новых ракеты: 40Н6М, 77Н6-Н и 77Н6-Н1.
40Н6М (разработанная на базе ЗУР 40Н6 от С-400) предназначена для поражения аэродинамических целей на расстоянии до 600 км и является самой дальнобойной в системе. Это двухступенчатая твердотопливная ракета с несущим корпусом и аэродинамическими рулями-стабилизаторами, предназначенная для поражения объектов, которые находятся за пределами видимости наземных локаторов.
В связи с чем, по словам бывшего заместителя командующего ПВО Сухопутных войск РФ генерал-лейтенанта Александра Лузана, ракеты такого типа имеют ряд важных тактико-технических характеристик.
Во-первых, — и ЗУР 40Н6 в С-400, и 40Н6М в С-500 являются ракетами с активными головками самонаведения (ГСН). Таким ракетам дается предварительное целеуказание, а дальше они сами находят цель, захватывают ее и самонаводятся. «Это, по сути, робот, которому все равно, сколько лететь относительно старта, на 400 км или на 500 км», — отметил А. Лузан.
Во-вторых, высокая энерговооруженность таких ракет (то есть достаточная мощность их двигателей), позволяющая доставить ЗУР на расстояние 400 км или 500 км.
И, в-третьих, встроенность ЗРС в информационно-коммуникационную систему дальнего обнаружения, так как стрельба на расстоянии 400-500 км — это уже стрельба за радиогоризонт. То есть радиолокационные станции, которые находятся на месте старта, этих целей не видят. Значит до момента захвата цели ЗУР необходимо целеуказание от внешних источников. Например от самолетов ДРЛО. В России — это А-50 или испытываемый сейчас А-100. У США — самолеты системы АВАКС. Без этого условия и С-400, и С-500 просто не смогут эффективно выполнять свои задачи.
Здесь следует оговорится, что генерал Лузан вообще негативно относится к идее создания на базе С-500 единого универсального средства противовоздушной обороны. По его мнению, будущее не за универсальными, а за специализированными средствами ПВО. «В противном случае получается очень дорого и не всегда достаточно эффективно».
О гиперзвуковых ракетах 77Н6-Н и 77Н6-Н1 достоверно не известно практически ничего. Предполагается, что они должны преодолевать скоростной рубеж в 4-5 чисел Маха (1 Мах, или скорость звука, приблизительно равняется 340 м/с) и быть способными перехватывать баллистические цели, летящие со скоростью до 7 км/с (около 20 Махов).
При этом боевой блок у них, скорее всего, будет не осколочно-фугасного, а кинетического действия. То есть уничтожение баллистической ракеты или разделяющихся боеголовок осуществляется за счет механического удара большой мощности.
По данным нескольких компетентных источников, одна из этих ракет унифицирована с противоракетой перспективной системы ПРО Московского региона А-235 «Нудоль» 53Т6М. Имея дальность в 100 км, она предназначена для ближнего перехвата. Обладает уникальной динамикой и скоростными характеристиками. Ее допустимые продольные перегрузки — 210 g, поперечные — 90 g, что является абсолютно лучшим показателем в мире.
Также есть информация о том, что в «Прометее» может использоваться и противоракета дальнего перехвата баллистических целей. Если она, так или иначе, является аналогом ракеты ПРО Московского региона, то можно говорить о высоте перехвата свыше 500 км.
Ракеты и колеса
Если же говорить о способе базирования ЗРС С-500, то есть основания утверждать, что с точки зрения мобильности комплекс «Прометей» будет похож на существующие С-300П и С-400. Все его элементы будут монтироваться на специальных колесных шасси (СКШ) большой грузоподъемности, отличающихся высокими характеристиками подвижности на шоссе и бездорожье.
Относительно их изготовителя среди экспертов нет единого мнения. Впрочем, выбор здесь невелик. Носителями оборудования из состава С-500 могут стать СКШ либо Брянского автозавода (БАЗ), либо Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). На различных выставках и иных подобных мероприятиях в качестве носителей элементов С-500 фигурировали изображения специальных шасси обеих предприятий.
Аналитики согласны в том, что зенитные управляемые ракеты большой и сверхбольшой дальности ЗРС С-500 будут отличаться соответствующими габаритами, из-за чего их транспортно-пусковые установки (ТПУ) должны иметь соответствующие размеры.
В качестве колесной базы таких ТПУ, брянские автостроители разработали шасси БАЗ-69096 с колесной формулой 10х10. Белорусы, в свою очередь, разработали машину МЗКТ-792911 (12×12).
Если же судить по спутниковому фото, которое прилагается к материалу CNBC об испытании самой дальнобойной из состава С-500, то ТПУ для ракет 40Н6М, скорее всего, смонтирована на шасси МЗКТ-79291.
Хотя, учитывая гамму ракет используемых в С-500, нельзя исключить, что ТПУ других (более легких) ЗУР будут смонтированы на брянских шасси. Правда, такая разнотипность может стать причиной дополнительной головной боли у технического персонала в войсках.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- В Беларуси призовут 200 человек из резерва на время проверки боеготовности
- Военно-техническое сотрудничество: то, что дороже денег