Правительство Беларуси наконец-то открыто признало, что не считает своей целью увеличение средней зарплаты в стране до 1 тыс. BYN в какие-то определенные сроки. Главная цель – не дать зарплате расти слишком быстро…

В конце апреля стало ясно, чем закончится эпопея с поручением Александра Лукашенко увеличить среднюю заработную плату в стране до 1 тыс. BYN в 2017 году, срок выполнения которого был перенесен на март 2018 года. Судя по последним выступлениям президента и членов правительства, вопрос о зарплате решили замять, а населению дать новые ориентиры, среди которых ВВП в 100 млрд. USD, а также стабильность цен.

Правительство против быстрого роста зарплаты

На состоявшемся 28 апреля заседании Совета Министров РБ были рассмотрены  итоги социально-экономического развития страны в I квартале 2018 года. Обсуждался вопрос и о заработной плате. Премьер-министр РБ Андрей Кобяков отметил, что выход на уровень средней заработной платы по стране в 1 тыс. BYN является одной из ключевых задач, но работа по ее выполнению проводится на недостаточном уровне, и в марте зарплата составила 926,8 BYN. При этом он подчеркнул, что обязательным условием выполнения параметров роста зарплаты является увязка с ростом производительности труда.

Еще более точно подход правительства к проблеме описала министр труда и социальной защиты РБ Ирина Костевич, рассказывая об итогах заседания 28  апреля на телеканале «Беларусь 1». Она сказала, что задачу увеличения зарплаты до 1 тыс. BYN никто не снимал, но уточнила, что это для правительства не главное: «Не цель — достичь зарплату в тысячу рублей, самое главное, чтобы было соотношение — опережающие темпы роста производительности труда над ростом заработной платы».

Более того, она сообщила, что на заседании Совмина обсуждался вопрос об увеличении зарплаты, и были обнаружены проблемы, которые состояли в том, что зарплата росла быстрее, чем производительность. То есть, получается, что правительство озабочено не низкими темпами роста зарплаты, а, наоборот, высокими.

Новый ориентир – ВВП в объеме 100 млрд. USD

Позиция президента в отношении зарплаты пока до конца не прояснилась, но, похоже, что он тоже думает, как получше спустить дело о невыполнении его поручения правительством на тормозах. В послании народу и Национальному собранию РБ 24 апреля он не упомянул зарплату, и поставил перед правительством новую цель – ВВП в 100 млрд. USD.

В апреле 2017 года в таком же послании Александр Лукашенко о зарплате говорил много. Он поручил правительству обеспечить в 2017 году средний заработок по стране не менее 1 тыс. BYN, но за счет соответствующего увеличения производительности труда. Ясно было, что сделать это не удастся, так как для увеличения производительности труда требуются значительные капиталовложения на обновление производства, которых у страны нет. Но существовала вероятность того, что зарплату власти попробуют увеличить за счет денежной эмиссии, значительного увеличения бюджетных расходов или стимулирования развития экономики. Этого не произошло, и, как теперь понятно, правительство не собиралось  поступать таким образом.

В частности, Нацбанк заморозил снижение ставки рефинансирования, поддерживая ее на уровне в 2 раза превышающем инфляцию, а Совмин не стал направлять избыток бюджетных доходов на рост зарплаты и поддержку экономики, получив в 2017 году профицит бюджета, который остался неиспользованным.

Так предполагается действовать и в дальнейшем. Как сообщил глава Нацбанка Павел Каллаур после выступления президента 24 апреля, до конца текущей пятилетки предполагается 75% внешнего государственного долга рефинансировать, а 25% — погашать за счет выручки, зарабатываемой экономикой. Обычно страны возвращают долги тогда, когда экономика развивается, а не когда она дышит на ладан, но у нас все наоборот.

Тем не менее, президент, похоже, одобрил действия правительства, и теперь ищет безболезненный для него и правительства выход из ситуации, для чего о зарплате почти ничего не говорит, переключая внимание общества на другие показатели.

В частности, в послании 24 апреля он потребовал от правительства и Нацбанка в ближайшие годы перерасти долговую нагрузку и выйти в зону безопасности, имея в виду, по-видимому, снижение отношения долга к ВВП. Он также потребовал обеспечить стабильно высокие темпы роста экономики, профицит валютных потоков, и инфляцию на уровне не более 5-6% в год.

Более того, он установил новый ориентир для правительства: рост ВВП к концу следующей пятилетки до уровня не менее 100 млрд. USD. Это число, по-видимому, должно заменить в пропагандистском плане зарплату в 1.000 BYN. Такое же круглое и красивое.

На состоявшемся 28 апреля совещании в Житковичском райисполкоме Александр Лукашенко снова не упомянул о заработной плате, зато опять много времени уделил инфляции: «В этом году 5-6% мы должны по стране иметь инфляцию. В следующем — 4-5%. Мы должны выйти на 3-4%. Не надо 1,5%, как в Европе или в Америке. Потому что инфляция — это тоже чья-то заработная плата. И мы еще не настолько сегодня нащупали рыночным образом ту цену, при которой будет рентабельной та или иная продукция. Поэтому пускай будет 3-4% к концу пятилетки».

Цели главные и отвлекающие

Судя по действиям президента и правительства, вся эпопея с зарплатой в 1 тыс. BYN была отчасти спектаклем, который был нужен для того, чтобы отвлечь людей от реальной политики правительства, направленной на снижение доходов населения, которое наблюдалось в 2015-2017 годах.  Внимание людей было привлечено к тому, что правительство собирается увеличивать их доходы, в то время как власти эти доходы сокращали (см. график).

Впрочем, отчасти это не было спектаклем, за последние годы денежно-кредитная политика в Беларуси смягчилась: ставки по кредитам намного снизились, а работникам предприятий и бюджетникам все-таки несколько увеличили зарплату, хотя бюджет и остался профицитным. Но, политика все-таки осталась жесткой, так как направлена не на поддержку экономики деньгами, а на изъятие средств из нее, и на торможение роста объемов кредитования за счет высоких ставок.

Как бы то ни было, теперь стало ясно, что зарплату в 1 тыс. BYN в ближайшее время, да и в текущем году обеспечить не удастся, так как рост производительности труда является процессом медленным, требующим значительных капиталовложений.

Может быть, в декабре 2018 года еще и получится поднять зарплату до 1 тыс. BYN, но потом она опять снизится. Президент, конечно, может снова сдвинуть сроки увеличения зарплаты, но пропагандистский эффект от этого нового поручения уже будет потерян. Нужны новые пропагандистские цели.

Именно такой целью, пожалуй, является поручение президента увеличить ВВП до 100 млрд. USD. А настоящая экономическая политика в РБ сейчас состоит в том, что экономический рост приносится в жертву стабильности цен и курса рубля. А разговоры о ВВП в 100 млрд. USD служат прикрытием для нее. Так же, как разговоры о зарплате в 1 тыс. BYN прикрывали ее реальное сокращение.

При этом президент и Нацбанк много говорят об инфляции и практически ничего о курсе рубля. Они стараются не поднимать эту тему и, возможно, все еще надеются, что жители Беларуси и предприятия будут продавать свои валютные запасы, что позволит пополнить золотовалютные резервы страны и поддержит рубль. До сих пор сделать это удалось только Петру Прокоповичу. Но он добился такого результата посредством стабилизации курса доллара против рубля. А сейчас Нацбанк делать это не собирается, и позволяет курсу колебаться в довольно значительных пределах, поэтому у банка мало шансов на успех. Да и внешние условия неблагоприятны для белорусского рубля.

Но, чем бы это не вызывалось, похоже, что президент и правительство отказались от использования всех имеющихся у них возможностей повышения заработной платы и темпов роста ВВП, опасаясь девальвации и роста инфляции. То есть, внутренних оснований для значительного снижения курса рубля в текущем году нет. Это плюс. Но и доходы населения будут расти медленнее, чем могли бы. Это минус. К тому же, девальвация рубля все равно весьма вероятна, так как внешних факторов для нее хватает.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,